Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Нравственное воспитание
Автор: Архипова Ольга Ивановна   
01.05.2020 16:42

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания дошкольника. [1]

Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно — все лишь зарождается.

Важнейшим направлением модернизации образования в России является внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, ориентированных на развитие у детей дошкольного возраста широкого спектра компетенций и креативных способностей. Обеспечить реализацию данного направления позволяет проектная деятельность, которая известна уже в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике более ста лет. [3]

 

Формирование основ проектной деятельности, элементов проектной культуры у детей является одной из актуальных задач современного этапа развития системы образования, выражающейся в многочисленных попытках ее совершенствования.

В настоящее время теоретические исследования В. Гаспарского, И.И. Ляхова, Н.Н. Нечаева, Л.Тодла, и др. позволяют говорить о проектной деятельности как о самостоятельном виде деятельности, овладевать которой возможно не стихийно, на бытовом, житейском уровне, а целенаправленно, в процессе специального организованного обучения.

По мнению ряда исследователей (Н. В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, И.С. Сергеев, В.Д. Симоненко, И.Д. Чечель и др.), актуальность проектного обучения для современного образования обусловлена его многоцелевой и полифункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого, наряду с овладением детьми базовыми знаниями, умениями и навыками, происходит многостороннее развитие их личности. [4]

Применительно к этапу дошкольного образования концепция проектной деятельности находится на стадии научного обоснования и практической апробации. В связи с этим представляет особый интерес изучение использования проектной деятельности в формировании знаний о родном городе детей дошкольного возраста, демонстрирующий реализацию нравственного воспитания и гражданского образования (Т. Г. Кобзева).

Воспитание человека-патриота начинается с раннего детства. Изучение культуры и истории родного края, с одной стороны, способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления, развитию познавательных способностей, позволяющих адекватно оценить происходящие вокруг него изменения, историю своего народа, города, семьи. С другой — детская чувствительность, отзывчивость, доверчивость к миру культуры и истории дает возможность приобрести ребенку нравственную силу, достоинство и благородство. Педагогические исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности, к истории и традициям своей Родины (Кобзева Т.Г., Козлова С.А., Кокуева Л.В., Кондрыкинская, Л.А., Филатова Л.В. и др.).

Особенностью проектной деятельности в формировании знаний о родном городе дошкольников является то, что в ходе ее реализации взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, стимулирующие активность и инициативность ребенка. Полученные знания путем самостоятельного поиска становятся для детей близкими, наиболее понятными, затрагивающими сердце и душу. [2]

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Проектные технологии как средство формирования знаний о родном городе приобрели на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями, так и их практической реализацией в различных образовательных организациях. [7]

Этапы организации проектной деятельности, направленной на формирование у дошкольников представлений о Родине:

I этап- мотивационный.

Задачи на этом этапе:

  • обогащение эмоционально — чувственной сферы ребенка яркими впечатлениями о прошлом предметного мира
  • расширение представления о целесообразности создания и преобразования предметов
  • стимулирование проявления стремления к участию в проектной деятельности
  • показ способов решения проблемы и планирования последовательности их использования;
  • показ способов оформления и презентации продукта проекта.

На этом этапе взрослый выступает, как образец-ориентир, носитель опыта организации проектной деятельности.

II этап- обучающий.

Задачи на этом этапе:

  • стимулирование потребности в самостоятельном познании
  • развитие умения понимать проблемную ситуацию в проектной деятельности
  • развитие умения самостоятельно осуществлять выбор способов решения проблемных ситуаций из числа предложенных взрослым и планировать последовательность их использования
  • развитие умения самостоятельно осуществлять выбор способов оформления и презентации продуктов проекта.

Взрослый — партнер ребенка в проектной деятельности, включает задания поисково-творческого характера.

III этап — деятельностно-реализующий.

Задачи на этом этапе:

  • поощрение активности детей в проявление познавательного интереса в самостоятельной деятельности
  • оказание помощи при выделении и формулировке проблемы проекта
  • координация самостоятельной деятельности детей в рамках реализации проекта
  • оказание помощи в оформлении и презентации продукта проекта.

Приоритетные условия этого этапа — создание социокультурной среды. Взрослый выступает, как координатор проектной деятельности ребенка. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к формированию знаний о родном городе, формирует навыки сотрудничества.

В процессе прохождения проекта дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом и родителями, а не просто пассивно перенимают опыт общения со взрослыми. Совместная деятельность родителей и детей способствует расширению кругозора детей, укреплению взаимоотношений в семьях, духовному развитию участников, воспитанию уважения и бережного отношения к родному городу. [5]

На сегодняшний день метод проектов интересует многих ученых и практиков, об этом свидетельствует большое количество публикаций в научно-педагогической и методической литературе, изданы монографические исследования. Каждый исследователь, методист старается внести в учебный процесс свой элемент метода проектов, при этом он увеличивает или уменьшает количество этапов, предлагает свой тип или вид проекта, выдвигает рекомендации. [3]

Эффективные возможности проектной деятельности в формировании знаний о родном городе в дошкольном возрасте обусловлены рядом причин:

во-первых, в исследованиях ученых педагогов и психологов отмечено, что в старшем дошкольном возрасте дети уже имеют определенный социальный опыт, который позволяет им осуществлять проектную деятельность: ребенок может выслушивать педагога и сверстника, аргументировать свои суждения, преодолевать трудности в процессе познания, сдерживать свои импульсивные желания. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольник чаще задает вопросы, активнее организует совместную деятельность со сверстниками, принимает проблему, уточняет цель, способен выбрать необходимые средства для достижения результата;

во-вторых, преимущество проектной деятельности по формированию знаний о родном городе заключаются в ее интеграции со всеми другими видами детской деятельности (игровой, познавательной, ценностно-ориентированнной, преобразовательной, коммуникативной). Проектная деятельность детей тесно связана с проблемой творчества и является по сути творческой;

в-третьих, проектная деятельность способна организовать обучение, основанное на стремлении ребенка разрешить возникшую проблему, где он самостоятельно может планировать и предоставлять результаты, применять имеющиеся знания в свободной деятельности.

Использование данной деятельности в целях формирования знаний о родном городе, стране существенно меняет позицию педагога, как источника культурного опыта, носителя ценностных ориентаций, способного выстраивать диалог с детьми с учетом возможностей и образовательных потребностей каждого ребенка. [6]

Список использованных источников

  1. Горлова, Н.А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2019. — № 1. -С. 3-6.
  2. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2016. – 64 с.
  3. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности / авт. -сост. Л. П. Пяткова и др. – Волгоград: Учитель, 2018. – 175 с.
  4. Коровникова, Ю.Г. Интеграция как ведущая идея в реализации содержания дошкольного образования//Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. — № 1 (19). – С.145-148
  5. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2018. – 72 с.
  6. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования – М., Академия, 2019. – 160 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год