ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Архипова Ольга Ивановна | |||
01.05.2020 16:42 | |||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания дошкольника. [1] Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно — все лишь зарождается. Важнейшим направлением модернизации образования в России является внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, ориентированных на развитие у детей дошкольного возраста широкого спектра компетенций и креативных способностей. Обеспечить реализацию данного направления позволяет проектная деятельность, которая известна уже в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике более ста лет. [3]
Формирование основ проектной деятельности, элементов проектной культуры у детей является одной из актуальных задач современного этапа развития системы образования, выражающейся в многочисленных попытках ее совершенствования. В настоящее время теоретические исследования В. Гаспарского, И.И. Ляхова, Н.Н. Нечаева, Л.Тодла, и др. позволяют говорить о проектной деятельности как о самостоятельном виде деятельности, овладевать которой возможно не стихийно, на бытовом, житейском уровне, а целенаправленно, в процессе специального организованного обучения. По мнению ряда исследователей (Н. В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, И.С. Сергеев, В.Д. Симоненко, И.Д. Чечель и др.), актуальность проектного обучения для современного образования обусловлена его многоцелевой и полифункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого, наряду с овладением детьми базовыми знаниями, умениями и навыками, происходит многостороннее развитие их личности. [4] Применительно к этапу дошкольного образования концепция проектной деятельности находится на стадии научного обоснования и практической апробации. В связи с этим представляет особый интерес изучение использования проектной деятельности в формировании знаний о родном городе детей дошкольного возраста, демонстрирующий реализацию нравственного воспитания и гражданского образования (Т. Г. Кобзева). Воспитание человека-патриота начинается с раннего детства. Изучение культуры и истории родного края, с одной стороны, способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления, развитию познавательных способностей, позволяющих адекватно оценить происходящие вокруг него изменения, историю своего народа, города, семьи. С другой — детская чувствительность, отзывчивость, доверчивость к миру культуры и истории дает возможность приобрести ребенку нравственную силу, достоинство и благородство. Педагогические исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности, к истории и традициям своей Родины (Кобзева Т.Г., Козлова С.А., Кокуева Л.В., Кондрыкинская, Л.А., Филатова Л.В. и др.). Особенностью проектной деятельности в формировании знаний о родном городе дошкольников является то, что в ходе ее реализации взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, стимулирующие активность и инициативность ребенка. Полученные знания путем самостоятельного поиска становятся для детей близкими, наиболее понятными, затрагивающими сердце и душу. [2] На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Проектные технологии как средство формирования знаний о родном городе приобрели на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями, так и их практической реализацией в различных образовательных организациях. [7] Этапы организации проектной деятельности, направленной на формирование у дошкольников представлений о Родине: I этап- мотивационный. Задачи на этом этапе:
На этом этапе взрослый выступает, как образец-ориентир, носитель опыта организации проектной деятельности. II этап- обучающий. Задачи на этом этапе:
Взрослый — партнер ребенка в проектной деятельности, включает задания поисково-творческого характера. III этап — деятельностно-реализующий. Задачи на этом этапе:
Приоритетные условия этого этапа — создание социокультурной среды. Взрослый выступает, как координатор проектной деятельности ребенка. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к формированию знаний о родном городе, формирует навыки сотрудничества. В процессе прохождения проекта дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом и родителями, а не просто пассивно перенимают опыт общения со взрослыми. Совместная деятельность родителей и детей способствует расширению кругозора детей, укреплению взаимоотношений в семьях, духовному развитию участников, воспитанию уважения и бережного отношения к родному городу. [5] На сегодняшний день метод проектов интересует многих ученых и практиков, об этом свидетельствует большое количество публикаций в научно-педагогической и методической литературе, изданы монографические исследования. Каждый исследователь, методист старается внести в учебный процесс свой элемент метода проектов, при этом он увеличивает или уменьшает количество этапов, предлагает свой тип или вид проекта, выдвигает рекомендации. [3] Эффективные возможности проектной деятельности в формировании знаний о родном городе в дошкольном возрасте обусловлены рядом причин: во-первых, в исследованиях ученых педагогов и психологов отмечено, что в старшем дошкольном возрасте дети уже имеют определенный социальный опыт, который позволяет им осуществлять проектную деятельность: ребенок может выслушивать педагога и сверстника, аргументировать свои суждения, преодолевать трудности в процессе познания, сдерживать свои импульсивные желания. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольник чаще задает вопросы, активнее организует совместную деятельность со сверстниками, принимает проблему, уточняет цель, способен выбрать необходимые средства для достижения результата; во-вторых, преимущество проектной деятельности по формированию знаний о родном городе заключаются в ее интеграции со всеми другими видами детской деятельности (игровой, познавательной, ценностно-ориентированнной, преобразовательной, коммуникативной). Проектная деятельность детей тесно связана с проблемой творчества и является по сути творческой; в-третьих, проектная деятельность способна организовать обучение, основанное на стремлении ребенка разрешить возникшую проблему, где он самостоятельно может планировать и предоставлять результаты, применять имеющиеся знания в свободной деятельности. Использование данной деятельности в целях формирования знаний о родном городе, стране существенно меняет позицию педагога, как источника культурного опыта, носителя ценностных ориентаций, способного выстраивать диалог с детьми с учетом возможностей и образовательных потребностей каждого ребенка. [6] Список использованных источников
|