«Роль игры в нравственно – патриотическом воспитании детей» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Романова Венера Насибулловна, Глушкова Ольга Ивановна | |||
30.04.2020 15:13 | |||
«Роль игры в нравственно – патриотическом воспитании детей» Выполнили: воспитатели МАДОУ «Детский сад № 263 комбинированного вида» Вахитовского района г.Казани
Растить гражданина, патриота надо начинать с дошкольного возраста. Уже в детском саду у детей должно быть воспитано чувство глубокого уважения к Российской Армии, к её бойцам, стоящим на страже мира и свободы. Немаловажная роль в этом принадлежит играм на военные темы. Правильно организованные, они не только воспитывают уважение к войнам Российской Армии, но являются началом формирования готовности каждого нашего воспитанника встать на защиту своей Родины.
Дети любят играть на военные темы. Можно часто наблюдать, как они бегают с палками — «винтовками» или «автоматами», ловят нарушителей границ. Но такие однообразные игры не всегда могут развиваться в желательном направлении и становятся скучными. Поэтому нам, воспитателям, необходимо руководить играми на такие темы, вовремя сообщить детям новые знания, помочь организовывать и оформить игру. В целях обогащения игрового сюжета мы познакомили детей с рассказами С. Алексеева «Первая колонна», А.Митяева «Мешок овсянки», отрывок рассказа Ю. Коволя «Алый», с целью поддержания интереса к игре и обобщения некоторых знаний провели беседы «Наша Армия родная», «Мои любимые игры». Так как военная тематика стала одной из любимых, то и рассказы детей были больше всего о военных играх. Одним детям понравилось играть в пограничников, другим, после рассказа о Севере, о Северном море, о кораблях, о трудной и почётной службе моряков, об их смелости и выносливости, понравилось играть в моряков. После этого рассказа дети построили корабль из строительного материала. Воспитатель показала, как правильно отправить корабль в плавание (капитан отдаёт команду морякам, даёт приказ поднять флаг, поднять якорь, позвонить в колокол). Обогащая знания детей о войнах Российской Армии на занятиях и в совместной деятельности через беседы и художественную литературу, мы стремились вызвать у детей восхищение войнами нашей Армии, желание подражать им. Нас, воспитателей, заботило не только формирование у детей игровых умений, но и выявление их отношений к сюжету игры, их переживаний, связанных с игрой, накопление положительного чувственного опыта, который бы заложил прочную основу в них качеств, без которых немыслим настоящий человек – патриот. Иногда перед детьми мы ставили такую задачу: - Вы заметили, кто сегодня был самым отважным моряком? Наш капитан завтра уезжает в отпуск, его надо заменить. Кого мы назначим капитаном? Так, в процессе игровой деятельности застенчивый ребёнок, увлечённый игрой, постепенно, незаметно для себя освобождается от робости, которая ранее мешала ему. Таким образом, забота о том, чтоб любая роль в процессе игры увлекла детей, овладевали их чувствами, имеет большое воспитательное значение: постепенно преодолевается пассивность одних детей и предупреждается развитие зазнайства у других. Как – то дети соорудили танк, но игра сначала не получилась, так как у них не хватало необходимых знаний о танкистах. Чтобы сохранить появившейся интерес к игре, мы рассказали о службе танкистов, о том, что танк обслуживают три танкиста: наводчик, пулемётчик, водитель. У танкистов надеты шлемы с наушниками, которые помогают им поддерживать связь между собой. На танке есть антенна, через неё устанавливается связь с другими танками, есть управление, пушки. Рассмотрели танк на картинках. Задавали проблемные вопросы: -Что нужно сделать, чтобы играли все? - Что приготовить для игры? К игре готовились все. Роли распределяли сами дети. Командир должен познакомить с танком, показать, как им управлять. Играли в танкистов с удовольствием. Играя в эту игру, с каждым разом, дети вносили новые элементы: военные учения, построения, появились роли связистов, которые налаживали связь, повара готовили обед, медсёстра и санитары оказывали помощь раненым, отводили их в госпиталь. Был предусмотрен и отдых для танкистов. В это время дети – артисты организовали концерт. Следующей была у нас игра в лётчиков. Дети построили самолёт, метеостанцию, наладили связь аэродрома с метеостанцией (натянули провода). Самолёт летит, проверяет границы, получает сообщение с аэродрома: -Заболел лётчик, нужна помощь, лететь через годы, — сообщает по рации Денис. Ребёнок, исполняющий роль лётчика, с большой сердечностью и ответственностью ведёт самолёт и благополучно приземляется. Больного лётчика осторожно сажают в самолёт, сообщают по рации на аэродром: -Летим сквозь буран, впереди скала, поднимаемся вверх, пролетели через горы. Идём на посадку. На аэродроме все ждут самолёт. Больного отвезли в больницу. В конце игры обязательно хвалим детей за интересно придуманный сюжет, за находчивость, за внимание и заботу о товарищах в игре. В результате у детей появляется желание вести себя так, как солдат, которому он подражает. Чтобы правильно руководить игрой, надо уметь играть с детьми, чувствовать и понимать, что их интересует, что занимает. В организации игры и игрового творчества большое значение имеет совместный трут взрослых и детей по изготовлению атрибутов для игры. Мы даём детям не все игрушки в готовом виде. Игрушка, сделанная детьми, используется с большим интересом: флажки, очки для водолазов, наушники и др. Мы учим детей использовать в играх разнообразный природный материал. Нам кажется, что мы нашли правильный путь нравственно – патриотического воспитания детей через игру. В результате таких игр наши воспитанники прониклись большим уважением к войнам нашей Армии. В своих играх они стараются подражать лучшим качествам, которые имеют солдаты. В процессе игр им не раз приходилось решать, как справедливо распределить роли, кто как помог товарищу. У детей вырос интерес к службе в Российской Армии и огромное желание скорее вырасти и стать моряком, танкистом, лётчиком.
|