Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна | |||
23.02.2020 13:36 | |||
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды Обогащение предметно-пространственной развивающей среды для формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Для этого использовали «рамочную» модель обогащения предметно — пространственной развивающей среды по формированию толерантности, для чего в каждый центр группы были внесены элементы национальной культуры и быта шорцев и телеутов. На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает решение проблемы предупреждения межэтнической и межнациональной напряженности, духовно-нравственного развития в детской среде. Приобщение к народной культуре важно начать ещё в дошкольном возрасте. Наша задача заключалась в том, чтобы каждый ребёнок на основе познания многообразия мира, этнокультурной осведомленности и понимания общности разных культур научился устанавливать социальные контакты с другими детьми и взрослыми, независимо от их пола, этнической принадлежности, физических особенностей, на основе терпимого, уважительного отношения и готовности к взаимодействию и сотрудничеству. Данная работа потребовала обогащения предметно — пространственной среды группы в процессе совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Для включения родителей в совместную деятельность по обогащению предметно-пространственной развивающей среды группы с целью расширения этнокультурной осведомлённости родителей и детей, формирования понимания общности разных культур и готовности к взаимодействию и сотрудничеству было проведено совместное с детьми родительское собрание.
Родительское собрание проводилось в форме литературно-музыкальной гостиной "Пою о Шории моей…", где дети и родители знакомились с особенностями и традициями коренных народов Кузбасса. В ходе собрания были представлены флаги с символикой шорцев, шорские национальные музыкальные инструменты, принадлежности домашнего обихода, шаманский бубен, предметы культа. В собрании принимали участие гости, представители Центра шорской культуры “Аба-Тура”. Из выступления гостей ребята и родители узнали о народных шорских инструментах: кай-комусе, чаткане, кабране. В исполнении О.Н. Тенешевой прозвучали песни на шорском языке. Кроме того, все присутствующие познакомились с обрядом камлания (шаманский обряд), а также имели возможность увидеть предметы домашнего обихода шорской семьи, обереги, национальную одежду. Был исполнен шорский танец. Ребята вместе с воспитателями подготовили и показали инсценировку шорской народной сказки «Ленивый бурундук». Родители вместе с детьми разучили, а затем сыграли в игру шорских ребят «Ала хуча». В конце было предложено отгадать несколько шорских загадок и подобрать к шорским пословицам русские аналоги. Дети учились воспринимать других людей, получали знания об их внутреннем мире, учились вступать в диалог и выслушивать мнение собеседника, принимать на себя различные роли во время игры и инсценирования сказки, что способствовало формированию толерантности у детей. После проведения собрания и консультации мы обратились к родителям с просьбой помочь обогатить предметно- пространственную среду группы элементами национальной культуры и быта шорского и телеутского народов, с тем, чтобы деятельность детей стала более разнообразной и способствовала формированию толерантности. Условием формирования толерантности, а именно, приобщения детей к народной культуре шорцев и телеутов, явилась совместная деятельность по обогащению предметно- пространственной среды старшей группы ДОУ. Игровая культура малых народов Сибири, когда — то была одной из самых богатых в мире. Подвижные игры детей и взрослых – важнейшая часть человеческой культуры и средство формирования толерантности. До наших дней дошло немного игр шорцев и телеутов. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения этих народов. В центр двигательной активности для разучивания и организации шорских и телеутских игр, таких как «Ала хуча» (сторож), напоминающей русские «горелки», «Паг тудызах» (держание верёвки), «Хайыс тартызах» (перетягивание ремня), были внесены атрибуты, отражающие основные промыслы коренных жителей — охотников и рыболовов: верёвки и деревянные палки (1 м) для перетягивания, деревянные топорики для метания. В процессе подвижных игр с использованием национальных атрибутов дети выражали свои эмоции, все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. В центре природы было решено поместить карту Кузбасса. В ходе совместного с детьми рисования карты, мы обозначили границы Кемеровской области, отметили территории проживания малых народов Кузбасса. Дети символами отметили на карте главный город нашей области – Кемерово, место проживания телеутов и шорцев, Беловский район и город Таштагол, а также свой родной город Киселёвск. Мы рассказали детям о деревьях, растущих на территории Кузбасса, флажками отметили на карте таёжные зоны, рассказали о животных, живущих в тайге, о национальных промыслах шорцев и телеутов. В процессе работы с картой, мы задавали детям вопросы: Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Почему наш край называют Кузнецким? и т. д. Кроме этого мы вместе с детьми рассматривали иллюстрации с изображением старинных шорских флагов, рисовали, вырезали и создавали аппликации флагов из цветной бумаги. В ходе продуктивной деятельности формируются качества толерантной личности: потребность и умения доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности, что содействует воспитанию общительности и толерантных взаимоотношений. В процессе коллективной работы у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, возникает стремление помочь друг другу, что способствует формированию толерантности. Поскольку национальная одежда — это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа, один из элементов материальной культуры, мы решили разместить в центре ряжения и театра предметы одежды шорцев и телеутов. Родители изготовили элементы национальных костюмов: телеутские пояса, украшения для вплетения в косы, бусы, чтобы дети могли примерить на себя данные предметы, познакомиться с национальной одеждой, перевоплотиться в разные образы. Принятие на себя образов представителей других национальностей развивает в детях эмпатию, доброжелательность, позитивное к ним отношение, формирует у детей терпимое отношение к отличительным особенностями внешнего вида и поведения представителей других национальностей. Мы беседовали с детьми об особенностях национальной одежды телеутов. Одежда телеуток была и остаётся сейчас красивой. Телеутские женщины любили украшения. Самым распространённым украшением были серьги и украшения для волос из сплетения волос и ракушек. В косы вплетались ленты, ракушки, кольца, монеты. Одежда шорцев отличалась меньшей изысканностью, чем у телеуток. Она изготавливалась вручную в основном из покупных материалов. Дифференциации по крою женской и мужской одежды у шорцев не было. Женская одежда была больше украшена вышивкой. Особой ритуальной или праздничной одежды не было. Традиционная одежда шорцев состояла из рубахи-платья (кунёк), штанов (штан), фартука (шабур), головных уборов и обуви. В ходе инсценировок дети использовали элементы национальных костюмов. В центр творчества мы поместили книжки-раскраски с эскизами национальных костюмов, образцами национальных орнаментов, чтобы дети могли нарисовать свои варианты костюмов и орнаментов, выразить свои впечатления, нарисовать свои орнаменты для национальной одежды шорцев и телеутов. Чтобы познакомить детей с таким важным элементом народной культуры, как устное литературное творчество мы совместно с воспитателями и родителями подобрали для центра книги сборники шорских сказок, книгу С.С. Тотыша "Сказки Шапкая", сборник «Легенды горы Зеленой», сказки народов Сибири. Мы читали сказки детям, обсуждали, рисовали к ним иллюстрации, инсценировали. Инсценировка шорской сказки «Ленивый барсук» была показана на родительском собрании. Сибирский фольклор имеет огромную духовную силу и большую воспитательную ценность. В особом ряду стоят сказки и легенды о Сибири, истории заселения края, в которых ярко выражены нравственные нормы поведения, борьба добра со злом, где добро побеждает, преодолевая трудности, показаны дружба и взаимопомощь героев. Они воспитывают милосердие, духовность, доброту, честность, смелость, учат взаимопомощи и уважению. Совместно с родителями был проведен конкурс альбомов на тему «Традиции народов Сибири». Дети и родители вместе подбирали интересные фотографии, рассказывающие о народных традициях телеутского и шорского народов, праздниках и обрядах. На основе собранного материала были оформлены альбомы, которые пополнили патриотический центр. Таким образом, использование «рамочной» модели обогащения предметно- пространственной развивающей среды по формированию толерантности, пополнение центров национальными атрибутами осуществлялось в тесном сотрудничестве детей, родителей и педагогов, что предполагало совместное определение целей деятельности, совместное планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого и способствовало формированию толерантности.
|