Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Нравственное воспитание
Автор: Обломова Наталья Ивановна Эрдниева Байрта Анатольевна   
14.02.2020 18:59

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Авторы:

  • Обломова Наталья Ивановна
  • Эрдниева Байрта Анатольевна

Должность и место работы: воспитатели МАОУ «Видновская начальная общеобразовательная школа «Прогимназия»

Друзья мои!

Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом

Жизнь людей!

В. Боков.

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.

 

Н.И. Пирогов

В настоящее время основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Почему в последнее время делается акцент на духовно – нравственное воспитание дошкольников? Потому, что самая большая опасность в нашем обществе — в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно – нравственного воспитания. Личный опыт патриотических чувств ребенка формируется путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины». Развивая детский интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который закрепляет приоритет духовно – нравственного воспитания дошкольников и включает следующие направления:

  • обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа;
  • художественно — эстетическое развитие детей;
  • формирование потребностей в здоровом образе жизни;
  • сотрудничество детского сада, семьи и религиозных организаций.

Я и моя коллега наибольшее внимание уделяем художественно-эстетическому развитию.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

  • Приобщение к искусству;
  • Изобразительную деятельность;
  • Конструктивно-модельную деятельность;
  • Музыкальную деятельность.

Единство, гармония всех сфер и всех творений – вот цель, которую должен осуществить человек. И именно искусство может помочь в осуществлении, подготовке молодого поколения будущего духовного государства. Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать духовно- нравственные качества обучающихся, а также специальные и общеинтеллектуальные умения; анализировать состояние души и окружающего мира, осознанно выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ, то есть результат деятельности, оценивать его.

Духовность на занятии проявляется как процесс продвижения к истине в ходе познания. Духовность нравственная – это соблюдение законов общественного и личного бытия, предопределенных свыше и признанных человечеством как ценности. На мой взгляд, такое занятие с детьми должно включать в себя доброе начало, проявление любви, миролюбия, долга, честности, справедливости и доверия.

Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно — нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно — нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Методики преподавания предмета «Изобразительное искусство» могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой педагог, но прямой задачей обучения является передача и закрепление знаний. Высшей задачей всегда будет пробуждение духовного потенциала личности, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения. Это требует живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания в детях. Из практики могу сказать, что найти путь к сердцу ребенка не всегда легко даже если вопросы нравственности, духовности, чистоты, совести и целомудрия ему не чужды, но, как правило, каждый человек, в глубине своей души, стремится к полноте духовной и творческой жизни, стремится к верной и чистой любви, к счастью. Поэтому приходиться подбирать такие темы не только к занятию, но и для проведения воспитательной работы по графе духовно-нравственное воспитание, чтобы в прямом смысле этого слова, задеть душу обучающегося. «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу» говорил В.А. Сухомлинский.

И прежде, чем выполнить это задание, необходимо использовать проникновенные презентации, делать просмотр интересных и красочных иллюстраций, проводить сопроводительную беседу, наблюдать за натурой.

Занятия по изобразительному творчеству и искусству полезны всем. Маленьким детям полезно для развития головного мозга; дети постарше могут выразить через рисунки то, что не могут сказать словами. Убеждена, если ребёнок на моём занятии выразил своё впечатление от темы, свои положительные эмоции в рисунке, то такое занятие прошло недаром.

Считаю, что очень важным моментом на занятиях изобразительного творчества является создание ситуации успеха. Традиционная выставка детских работ в конце занятия позволяет учащимся почувствовать значимость своей работы. Ребёнок сам придумал, нарисовал, дал название работе. Надо поддержать творческие проявления, одобрить, похвалить – это очень важно!

Считаю, что обязательным и своевременным должен быть показ выставочных работ, выполненных обучающимися, должно происходить формирование и накопление выставочного фонда детей. Очень важно, если ребята могут увидеть работы своих ровесников, почувствовать то, что волнует других людей.

Такие вопросы как: «Что нового мы узнали на занятии?», «Что поняли?» «Чему научились?» «Где, как и чем могут помочь полученные знания в жизни?» — задаю своим дошколятам для живого и творческого подхода к предмету с верой в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания.

Для детей дошкольного возраста нами были организованны дополнительные занятия по рисованию, на которых мы изучаем нетрадиционные техники рисования. Такие занятия проводятся раз в неделю. На занятия приглашаются родители воспитанников, воспитатели.

Целью данных занятий является создание условий для формирования художественных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Формировать умение отбирать изобразительные материалы и инструменты.

Формировать элементарное представление о видах искусства.

Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Развивать внимание, пространственную координацию, мелкую моторику рук

Развивать воображение, учить видеть форму в расплывчатом изображении.

Воспитывать положительный эмоциональный отклик на произведения искусства.

Воспитывать уважение, как к своим, так и чужим продуктам труда.

В содержании данной деятельности учитывались образовательные потребности и интересы детей. Для поддержания интереса и лучшего усвоения содержания использовались такие нетрадиционные техники, как:

  • Рисование пальчиками или всей ладошкой.
  • Методом тычка.
  • Методом примакивания.
  • Методом кляксография или выдувания через трубочку
  • Метод граттаж (рисование на восковой основе).

Рисование на снегу или на льду, на замороженном окне, на воде, рисование манкой, песком и т. д. – это все относится к методу нетрадиционного рисования.

В заключение хочется отметить, что систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Мы стараемся, чтобы дети в нашем детском саду жили в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь, лучшее, что начнет формироваться в дошкольные годы, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и будет иметь огромное влияние на духовно – нравственное развитие человека.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература

  1. Актуальные проблемы духовно – нравственного воспитания детей и молодежи. Материалы региональной научно – практической конференции 25 – 26 мая 2006 года. Южно – Сахалинск, 2007.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ») М.: ТЦ Сфера, 2007.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год