Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Кокина Галина Владимировна | |||
30.01.2020 21:43 | |||
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Автор: Кокина Галина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 65 «Калинка», город Нижний Новгород Тема нравственности и патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей, для педагогов. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Кто из нас, педагогов, не задавался этими вопросами. Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, Родину. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Содержание образовательной программы реализует принцип уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации, формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности, воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения. Весь комплекс задач по патриотическому воспитанию дошкольников мы разделили на несколько блоков. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Разрабатывая программу по ознакомлению с родным краем на новый учебный год, мы решили, что темами будут:
В детских садах всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Большая роль отводится созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями, вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей действительности предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Поэтому нами были разработаны дидактические пособия, материалы по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой:
Разработаны тематические папки:
С помощью этих пособий дети могут познакомиться, закрепить знания о достопримечательностях, узнать, где возникли народные промыслы, которыми славится наш край. Данные пособия способствуют обогащению и закреплению знаний детей, развитию творческих способностей, желанию самостоятельно добывать знания. Для закрепления и систематизации знаний педагогов по различным направлениям патриотического воспитания проводим открытые занятия:
Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь различных видов деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала педагогов, детей и родителей. Большое внимание уделяется работе по ознакомлению детей с родным краем. Это — процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно добиться только систематической работой. Начиная работу по воспитанию у детей любви к родному городу, краю педагог обязан сам хорошо его знать. Нашими силами были оформлены:
Особый интерес у детей вызывают праздники: «День защитников Отечества», «День Победы», так как жизнь многих родителей и дедов была связана с армией. В свободной деятельности мы с детьми рассматриваем иллюстрации о Российской Армии, памятных местах города и Великой Отечественной войне, читаем рассказы, учим песни и стихи. В нашем городе трудились, жили и живут герои Великой Отечественной войны, герои труда, им установлены памятники и мемориальные доски. Великая Отечественная война потребовала переориентации автозавода города на выпуск боевой техники. Заводские конструкторы и технологи оперативно разработали и подготовили к производству новые машины: вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронеавтомобили БА-64, БА-64Б, танки: Т-60, Т-70. Наряду с грузовыми автомобилями завод развернул выпуск самоходных орудий, боеприпасов и различного военного снаряжения. Поэтому надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. На эту тему нами были изготовлены: Фото-ширма «Все о ВОВ», макет «Аллея славы», ретро-телевизор с выпускаемой продукцией автозавода, лепбук «Армия». Подобраны тематические папки: «Награды Великой Отечественной войны», «Земляки-герои», «Книга памяти». Праздники, посвященные дню Защитника Отечества и Дню Победы в детском саду, проходят с приглашением родителей. Особое удовлетворение дети получают от участия их родителей в спортивных состязаниях. Такие мероприятия способствуют не только сплочению семей, воспитанию гордости за своих родителей, но и воспитывают у детей гордость за нашу Родину, желание служить в армии, приносить пользу государству. Важным условием нравственно — патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями был разработаны альбомы: «Профессия наших родителей», «Мы за мир», «Семья», «Книга памяти». Результатом работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию будет продолжаться. Для нас это не столько самоцель, сколько образ жизни. И мы стараемся, чтобы и для наших воспитанников и их родителей данная работа стала одной из главных составляющих их жизни. Использованная литература: Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Москва 2007. Чкалова О. Э. «Чкалов В.П.», Горький, 1978. Морохин В.Н. «Нижегородские предания и легенды», Горький, 1971.
|