Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Риттер Анна Игоревна | |||
16.10.2019 11:59 | |||
Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений Целью статьи является представление опыта работы по социокультурному развитию детей на основе сотрудничества детей, родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации. Описывается модель образовательной деятельности, включающая целевой, методологический, содержательный, технологический, итоговый блоки, раскрываются формы и методы организации совместной деятельности детей и взрослых. Дошкольное образование претерпевает существенные изменения, подобных которым не было с момента появления детских садов в России. Актуальными являются вопросы организации образовательной деятельности воспитанников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Стандарт вводит новое понятие, определяющее особенности образовательных отношений: сотрудничество, совместный труд взрослого и ребенка, взрослых и детей. Само понятие обозначает равенство позиций, обусловленное возрастными и индивидуальными возможностями и реализованное в совместной деятельности. С позиции сотрудничества взрослый вводит ребенка в мир социокультурных ценностей, раскрывая в совместной практической деятельности их смысл и значение. Организация образовательного процесса на основе сотрудничества детей и взрослых позволяет реализовать на практике идеи «педагогики достоинства» как идеологии современного образования. «. В качестве целевых ориентиров модели выступают требования ФГОС о сотрудничестве всех участников образовательных отношений: педагогов, детей, родителей, представителей общественности в социокультурном развитии детей через их приобщение к традициям семьи, общества и государства. Закрепляется отношение к ребенку как к ценности, объединяющей семью и образовательную организацию, и как к субъекту, самоопределяющемуся в мире культуры при поддержке педагогов и родителей. Соответственно сформулированным целевым ориентирам выстраиваются задачи участников образовательной деятельности. Ребенок, являясь активным участником образовательных отношений, вместе с педагогом определяет направление совместной образовательной деятельности, осуществляет выбор партнеров по деятельности, игрового и дидактического материала, имеющегося в группе, места и времени деятельности, ее содержания. Педагог как ключевая фигура образовательной деятельности обеспечивает организацию взаимодействия всех сторон образовательной деятельности, создает для этого условия в группе. Задача педагога обеспечить активное участие ребенка в образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей его развития, его возможностей, интересов, способностей, гендерной принадлежности. Педагог является помощником родителей в воспитании их ребенка, способствуя развитию их педагогической компетентности, ориентации в современной образовательной политике, сохранению семейных ценностей и традиций. Кроме того, педагог выступает для детей и их родителей носителем социокультурных ценностей. Родители при сотрудничестве с педагогом определяют направления образовательной деятельности ребенка в детском саду, возможные формы собственного активного участия в ней, оказывают поддержку педагогу в его деятельности, осознанно относятся к задачам образовательной деятельности, осуществляемой в детском саду. В нашей модели особенное внимание уделяется активности родителей-мужчин, тесное сотрудничество с которыми способствует формированию гендерных представлений воспитанников. Методологический блок модели связан с выбором в качестве ведущего аксиологического подхода, что обеспечивает продуктивное сотрудничество семьи и ДОО в социокультурном развитии детей на основе базовых национальных ценностей в соответствии с требованиями ФГОС
Для организации образовательной деятельности на основе сотрудничества педагоги применяют как традиционные, общепедагогические методы (наглядные папки-передвижки, информационные стенды для родителей, словесные беседы, консультации, практические совместные праздники, экскурсии, прогулки и др.), так и современные, основанные на информационно-коммуникационных технологиях, проектной деятельности детей и взрослых. К ним относятся: сайт детского сада и мини-сайты групп, крауд сорсинговая платформа детского сада, где родители и педагоги могут обмениваться мнениями, высказывать свои предложения по вопросам воспитания и развития детей. Особенный интерес вызывают у детей и взрослых детские мастер-классы: дети выступают в роли ведущих, показывая и рассказывая взрослым, как можно осваивать образовательную программу с помощью современного оборудования (например, изучать правила дорожного движения в играх с мини-роботом «Умная пчела» и с использованием интерактивного пола; узнать, почему комар кусается благодаря электронному микроскопу; с помощью LEGO построить действующую модель парка отдыха или музей военной техники и пр.) Такие мастер классы проводятся в дни открытых дверей, открытых мероприятий, во время летнего оздоровительного отдыха. В МДОУ применяются разнообразные формы организации совместных дел семьи и образовательной организации: коллективное участие в спортивных праздниках ( «Лыжня России», «Мама, папа, я спортивная семья», «Безопасное колесо» и др.), творческих конкурсах (фестиваль детского творчества, конкурсы детского творчества), походы выходного дня, совместные акции, конкурсы и выставки семейного творчества, чаепития, праздники в детском саду с активным участием родителей и т.д. Итоговый блок заключает результаты работы по социокультурному развитию детей в условиях сотрудничества детей, родителей и педагогов. Разработка и внедрение данной модели способствовали систематизации деятельности педагогов МДОУ по реализации требований ФГОС о сотрудничестве субъектов образовательной деятельности. Применение на практике разнообразных форм и методов сотрудничества детей и взрослых способствовало развитию активности, инициативности воспитанников, их личностного и творческого потенциала. Понимание целей, задач, содержательного наполнения образовательной деятельности взрослыми участниками образовательных отношений привело к четкому осознанию своих функций в коллективном взаимодействии, способности планирования индивидуальных маршрутов развития детей в соответствии с их возможностями и особенностями и с учетом интересов семьи, детского сада и общества.
|