Использование инновационных технологий в социально-нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста. |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Берченко Жанна Юрьевна | |||
11.07.2019 19:00 | |||
Использование инновационных технологий в социально-нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ведь детство — период расцвета в жизни человека. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Дети – это наше отражение. Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а так же их отношение к самому себе, к его поступкам становится для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с людьми, учится доброте, товариществу и благородству, патриотизму к Родине и родным истокам. Духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека.
Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе помогут условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму и использование инновационных образовательных технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников могут помочь в этом. Актуальность формирования духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста заключается в противостоянии внутреннего мира ребенка и следовании общепринятым нормам и правилам поведения, а также в отсутствии навыков рефлексии своих поступков и действий и отсутствии развитого чувства сопереживания и сочувствия. Решению этих проблем способствует использование педагогических методов и приемов стимулирования усилий личности в принятии и осознании духовно-нравственных представлений и ценностей, нравственной самоактуализации, а также активизация врожденных интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств личности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является активное вовлечение детей в живую практику морально-этической жизни людей. Современные условия развития детей диктуют использование и применение в работе педагога инновационных методов духовно-нравственного воспитания, которые должны быть направлены не на передачу готовых нравственно-этических норм, а на то, чтобы поставить ребенка в условия нравственного выбора. В современном образовательном пространстве необходимо развивать альтернативные стратегии поведения в старшем дошкольном возрасте, т.е. развивать дивергентное мышление детей. Педагог должен предложить разнообразие поведенческих вариантов, лишь в этом случае у ребенка появляется моральный выбор. Он становится свободным в своем моральном выборе и самостоятельным для принятия решения в нравственной ситуации. И именно тогда нравственная норма для него становится личностно значимой. Основные задачи по духовно–нравственному воспитанию детей
Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства. В качестве решения задач по духовно-нравственному воспитанию современных детей предлагаю использование инновационных технологий:
Основной целью проектного метода в детских садах является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Проекты – одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного образования. Отмечая педагогическую значимость метода проектов можно сказать, что он:
Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. Что даёт нам работа в проекте? Прежде всего, это:
Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности. Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс. Технология РКМ позволяет решать задачи:
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Первая стадия – «вызов». Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Эта стадия позволяет:
Вторая стадия – «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Эта стадия позволяет дошкольнику:
Технология развития критического мышления является оптимальной методикой направленной на развитие речи детей. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. В работе с детьми по духовно –нравственному воспитанию использую инновационные технологии критического мышления такие как «Синквейн» и «Кластер». Синквейн Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Задачи:
Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля. Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыcлить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать. Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Алгоритм составления синквейна: Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку:
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Технология скрайбинг Технология скрайбинг — (от английского слова "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки). Скрайбинг — это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным. Эта технология была придумана британским художником Эндрю Парком для британской компании, которая занималась популяризацией научных знаний. В чем смысл данной технологии — речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). выступающий рассказывает что-то, и в это же время этот рассказ иллюстрирует. Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии все таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование. Сегодня выделяют три самых распространенных вида скрайбинга – рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг. Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом. Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску. Наряду с классическими видами стали выделять онлайн-скрайбинг и видеоскрабинг. При создании онлайн-скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. Преимущество видео-скрайбинга состоит в том, что видеоролик можно использовать неоднократно, поэтому этот вид деятельности вызывает у исполнителей особую заинтересованность. Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.
|