Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки
Нравственное воспитание
Автор: Депланьи Татьяна Александровна   
10.07.2019 15:15

Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказкиВоспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки

Одной из основных задач современного общества является нравственное воспитание подрастающего поколения. В процессе взросления ребенок встречается не только с добром и справедливостью, верностью и героизмом, но и с корыстью, нечестностью, предательством. Для гармоничного развития личности с прочными идейными и нравственными качествами, культурой поведения и труда, ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Формировать и воспитывать нравственные качества ребенка необходимо тогда, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в дошкольном возрасте появляются первые морально-нравственные установки, определяется направленность личности.

Одной из важнейших задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс, основанный на духовно-нравственных и культурных ценностях, принятых в обществе, поэтому воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста имеет на сегодняшний день первостепенное значение.

 

Сказки являются важнейшим воспитательным средством, выработанным веками и проверенным народом. Педагогическая ценность сказки была убедительно доказана практикой воспитания. Невозможно представить детство без сказки, и поэтому в курс образования и воспитания каждого ребенка обязательно должно входить знакомство со сказками.

Исследователями доказано, что формирование нравственных качеств у детей начинается в возрасте 5-7 лет. Поведение старшего дошкольника становится более осознанным по сравнению со средним дошкольным возрастом. Детям старшего дошкольного возраста постепенно становится понятен смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность прогнозировать последствия своих поступков. Поведение старших дошкольников перестает быть ситуативным и становится более целенаправленным и сознательным.

У ребенка оформляется его внутренняя позиция — довольно устойчивой система отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходной базой для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности У детей формируются ответственность за свое поведение, элементы самоконтроля, предварительное планирование действий, организованность.

Для дошкольника сказка — это не просто фантазия и вымысел, она выступает особой реальностью, реальностью, прежде всего мира чувств. В сказке могут раздвинуться рамки обычной жизни. Форма изображения таких сложных явлений и чувств, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, — особая, сказочная, которая становится доступной для понимания ребёнка, что касается нравственного смысла, то он остаётся подлинным Педагог, используя различные приемы и техники в работе со сказкой, решает задачи по развитию эмоциональной, социальной сфер, речевой активности детей, обогащению словарного запаса, воспитания нравственных качеств.

Сказка живёт и в устном исполнении, и в книге, её любят взрослые и дети. Сказки выражают мечты о будущем, чаще всего об идеальной картине мира, отношение к действительности, эстетические идеалы и народное мировоззрение

Положительные герои, как правило, наделены отвагой, мужеством, красотой, честью, у них острое чувство справедливости и другие высокоморальные качества, которые ценны для народа во все времена. Не случайно, слушая или читая сказку, ребенок представляет себя в образе положительных героев, осознает, что истинно красивый человек трудолюбив, добр, честен ( «Крошечка-хаврошечка», «Морозко»); верен долгу, смел, мужественен ( «Марья-Моревна», «Василиса Премудрая»); уважает и слушает родителей, ценит родственные связи ( «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») В результате ребёнок усваивает определённые модели поведения, которые в будущем помогут ему функционировать в обществе. Идеал для дошкольника — это его перспектива, к которой он будет стремиться на протяжении его роста и развития, сверяя с ним свои действия и поступки. Этот идеал поможет ему в дальнейшем найти себя, своё место, определит его как личность.

Конечно, сказка не даёт ребёнку прямых наставлений и указаний к действию или бездействию, но в каждой сказке заложен определённый урок, который постепенно усваивается сознанием (Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам — урок). Ведь, как известно, дети в дошкольном возрасте очень чувствительны и в большей мере, чем взрослые, склонны к восприятию и усвоению нового материала, поэтому сказки так хорошо усваиваются и запоминаются детьми

Формировать стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством педагоги предлагают с помощью былин.

Былины прославляют русских богатырей как защитников народа. Они раскрывают общественные нравственные идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная действительность соединена с вымыслом. Они обладают торжественно-патетическим тоном, их стиль предназначен прославить необыкновенных людей и величественные события истории.

Таким образом, уникальность народных и авторских сказок состоит в том, что они содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Формируя первые нравственные представления у детей, педагог, с помощью сказки, стремится привить им чувство прекрасного, научить правде, добру, умению ценить прекрасное в природе и людях.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год