Игрушка и духовно — нравственное развитие ребенка |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Улыбышева Ольга Дмитриевна | |||
14.11.2018 13:06 | |||
Игрушка и духовно — нравственное развитие ребенка Игрушка — великое изобретение человечества. В ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности народа, передаваемые из поколения в поколение. Великий педагог и великий святой Иоанн Златоуст ещё в IV веке учил, что перед вопросом воспитания детей все прочие вопросы отступают на второй план. Но возможно ли воспитание без игры? Какой должна быть игрушка? Из истории игрушки. У каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достяжения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера-природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребёнок играл. Только игрушки эти были различными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завёрнутая в тряпицу, у других- дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы. Игрушка кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали значение детской игрушки- забавлять ребёнка, помогая ему познавать мир. Древние люди важную роль отводили кукле, так как видели в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми.
Духовно-нравственное развитие -процесс целенаправленного внешнего воздействия социума на внутренний мир и поведение ребёнка с целью формирования у него нравственных качеств, усвоения им образцов и этических норм как регуляторов поведения. Игрушка является психосоцкультурным инструментом развития ребёнка. Она транслирует культурные и духовно значимые образы, идеи, сюжеты, столь необходимые для здорового развития любой нации. Это значит, игрушка должна оцениваться в определённой системе духовно-нравственных координат. На сегодняшний день, можно определённо сказать, что для индентификации ребёнка (его употребления кому-то, постановки себя на место другого) как механизма формирования личности гражданина почти отстутствуют положительные образы и персонажи и изобилуют отрицательные. А ребёнок обязательно идентифицируется со взрослым и сверстником, со сказочным персонажем, с игрушкой. С паровозом- в скорости, с мишкой- доброте и незлобии, с солдатиком- в смелости, стойкости, верности долгу! Что опасного может быть в игрушках с духовно-нравственной точки зрения? Механизм известен: любое проигранное ребёнком действие способно воспроизводить самого себя в реальности. Если ребёнок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребёнок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это действие и эти эмоции обязательно воспроизведутся когда-нибудь в той или иной ситуации. И грушка особым образом программирует поведение ребёнка. Периодизацию (психического) развития человека практически все (и отечественные и зарубежные учёные) ведут с момента рождения ребёнка. Известно. что к третьему месяцу пренатального (внутриутробного) развития ребёнка уже сформированы все системы его жизнидеятельности, эмоциональная сфера, память, спрсобность к восприятию и обучению. Внутриутробный период- не просто закладка органов и систем жизнеобеспечения ребёнка, это очень ответственный этап в жизни человека, его соматического, психического и духовного здоровья, определяющих его поведение и социальную активность. Поэтому мать, отец и близкие будущего малыша способны выказывать эмоциональное отношение и любовь, способствующие физическому, интелектуальному и духовному развитию ребёнка. В соответствии с психологическими исследованиями, дошкольный возраст является сензитивным, самым чувствительным периодом для формирования не только когнитивных (познавательных), но и нравственных эталонов и норм, которые входят в систему ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения. Эмоционально окрашенные, символически насыщенные образы, внедряемые через игрушки в детское сознание и подсознание, навсегда остаюся в душе человека. Культурно значимые образцы, воплощённые в игрушках-это высоко идеологизированная сфера. Она определяет и "взращивает" определённые личностные свойства посредством образования детей в различных сферах жизни. Каких? Во- первых, в сфере места и назначения человека данного возраста и пола в обществе; во-вторых, в сфере задач жизненного пути человека и его деятельности; кроме того. в сфере отношения с миром предков и потомков, прошлым и будущем; отношения с миром духовным, божественным, в сфере системе идеалов как образцов. Игровое пространство может быть наполнено традиционными играми, отобранными сотнями детских поколений и вошедшими в золотой фонд народных игр, записанных взрослыми исследователями. Они должны быть осторожно адаптированы к современным детям и переданы им, так чтобы мальчикам и девочкам захотелось в них играть. Следовательно, необходимо воссоздание игровой традиции, особенно групповых подвижных игр и игрового фольклора. Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интелектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребёнку- дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в деском сообществе. Изготовление игрушек собственными руками и при участии взрослых- тоже очень перспективное направление. Игрушки- изделия художественных промыслов, сделанные руками детей, являющиеся средством культурно-эстетического развития ребёнка, формирование его национального достоинства. Действительно, игрушка не только развлечение, но она готова помочь и в учении, и в лечении ребёнка. Поэтому необходимо играть вместе с детьми. А также потрудимся, поучим и поучимся у наших детей терпению и прощению обид, любознательности, простоте, искренности. Именно рядом с детьми, в детской субкультуре открываются для нас начальные пути отношения к другому человеку. И без этих отношений не может быть счастлив и духовно здоров любой человек и, прежде всего ребёнок. А такие отношения рождаются в добром взаимодействии, в сопереживании, в совместной деятельности маленького человека с другими — взрослыми и сверстниками. С помощью игры становится эффективнее обучения ребёнка и приятнее его воспитание!
|