Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игрушка и духовно — нравственное развитие ребенка
Нравственное воспитание
Автор: Улыбышева Ольга Дмитриевна   
14.11.2018 13:06

Игрушка и духовно — нравственное развитие ребенкаИгрушка и духовно — нравственное развитие ребенка

Игрушка — великое изобретение человечества. В ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности народа, передаваемые из поколения в поколение. Великий педагог и великий святой Иоанн Златоуст ещё в IV веке учил, что перед вопросом воспитания детей все прочие вопросы отступают на второй план. Но возможно ли воспитание без игры? Какой должна быть игрушка?

Из истории игрушки. У каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достяжения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера-природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребёнок играл. Только игрушки эти были различными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завёрнутая в тряпицу, у других- дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы. Игрушка кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали значение детской игрушки- забавлять ребёнка, помогая ему познавать мир. Древние люди важную роль отводили кукле, так как видели в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми.

 

Духовно-нравственное развитие -процесс целенаправленного внешнего воздействия социума на внутренний мир и поведение ребёнка с целью формирования у него нравственных качеств, усвоения им образцов и этических норм как регуляторов поведения.

Игрушка является психосоцкультурным инструментом развития ребёнка. Она транслирует культурные и духовно значимые образы, идеи, сюжеты, столь необходимые для здорового развития любой нации. Это значит, игрушка должна оцениваться в определённой системе духовно-нравственных координат.

На сегодняшний день, можно определённо сказать, что для индентификации ребёнка (его употребления кому-то, постановки себя на место другого) как механизма формирования личности гражданина почти отстутствуют положительные образы и персонажи и изобилуют отрицательные. А ребёнок обязательно идентифицируется со взрослым и сверстником, со сказочным персонажем, с игрушкой. С паровозом- в скорости, с мишкой- доброте и незлобии, с солдатиком- в смелости, стойкости, верности долгу!

Что опасного может быть в игрушках с духовно-нравственной точки зрения? Механизм известен: любое проигранное ребёнком действие способно воспроизводить самого себя в реальности. Если ребёнок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребёнок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это действие и эти эмоции обязательно воспроизведутся когда-нибудь в той или иной ситуации. И грушка особым образом программирует поведение ребёнка.

Периодизацию (психического) развития человека практически все (и отечественные и зарубежные учёные) ведут с момента рождения ребёнка. Известно. что к третьему месяцу пренатального (внутриутробного) развития ребёнка уже сформированы все системы его жизнидеятельности, эмоциональная сфера, память, спрсобность к восприятию и обучению. Внутриутробный период- не просто закладка органов и систем жизнеобеспечения ребёнка, это очень ответственный этап в жизни человека, его соматического, психического и духовного здоровья, определяющих его поведение и социальную активность. Поэтому мать, отец и близкие будущего малыша способны выказывать эмоциональное отношение и любовь, способствующие физическому, интелектуальному и духовному развитию ребёнка. В соответствии с психологическими исследованиями, дошкольный возраст является сензитивным, самым чувствительным периодом для формирования не только когнитивных (познавательных), но и нравственных эталонов и норм, которые входят в систему ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения.

Эмоционально окрашенные, символически насыщенные образы, внедряемые через игрушки в детское сознание и подсознание, навсегда остаюся в душе человека. Культурно значимые образцы, воплощённые в игрушках-это высоко идеологизированная сфера. Она определяет и "взращивает" определённые личностные свойства посредством образования детей в различных сферах жизни. Каких? Во- первых, в сфере места и назначения человека данного возраста и пола в обществе; во-вторых, в сфере задач жизненного пути человека и его деятельности; кроме того. в сфере отношения с миром предков и потомков, прошлым и будущем; отношения с миром духовным, божественным, в сфере системе идеалов как образцов. Игровое пространство может быть наполнено традиционными играми, отобранными сотнями детских поколений и вошедшими в золотой фонд народных игр, записанных взрослыми исследователями. Они должны быть осторожно адаптированы к современным детям и переданы им, так чтобы мальчикам и девочкам захотелось в них играть. Следовательно, необходимо воссоздание игровой традиции, особенно групповых подвижных игр и игрового фольклора. Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интелектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребёнку- дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в деском сообществе. Изготовление игрушек собственными руками и при участии взрослых- тоже очень перспективное направление. Игрушки- изделия художественных промыслов, сделанные руками детей, являющиеся средством культурно-эстетического развития ребёнка, формирование его национального достоинства. Действительно, игрушка не только развлечение, но она готова помочь и в учении, и в лечении ребёнка. Поэтому необходимо играть вместе с детьми. А также потрудимся, поучим и поучимся у наших детей терпению и прощению обид, любознательности, простоте, искренности. Именно рядом с детьми, в детской субкультуре открываются для нас начальные пути отношения к другому человеку. И без этих отношений не может быть счастлив и духовно здоров любой человек и, прежде всего ребёнок. А такие отношения рождаются в добром взаимодействии, в сопереживании, в совместной деятельности маленького человека с другими — взрослыми и сверстниками.

С помощью игры становится эффективнее обучения ребёнка и приятнее его воспитание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год