«Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Ботвенко Ольга Николаевна | |||
13.11.2018 15:51 | |||
«Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Автор воспитатель: Ботвенко О.Н. Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности, ориентацию на общечеловеческие ценности, что влечет за собой немалые изменения содержания, методов, средств и форм приобщения ребенка к действительности. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, в безверии, в агрессивности. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду “связи времен”, чувства сопричастности к истории своей Родины. В настоящее время проблемы духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно педагог должен приобщить ребенка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России. Будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России. В наше сложное время – время социальных перемен. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на телевизионные экраны и компьютерные игры. По сути своей это чуждо детской натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей. «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку». (Н. В. Шелгунов). Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. Это подтверждают данные многолетних исследований крупнейших ученых — таких, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др. Поэтому приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию необходимо начинать с этого возраста. В данный возрастной период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи — в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Сквозь сито веков пронял народ свое культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество — это неисчерпаемый источник развития педагогического процесса, одна из основ нравственного, эстетического и патриотического воспитания. Народная мудрость, запечатленная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за свой талантливый народ, любовь к родному языку, интерес к меткому выразительному слову. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на развитие личности. Народная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Разнообразие форм знакомства ребенка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребенка образ Родины.
|