Социально-личностный проект «Учимся дружить» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Карапетян Зинаида Сергеевна | |||
16.07.2018 22:36 | |||
Социально-личностный проект «Учимся дружить» Автор проекта: Карапетян З.С. Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение "Центр Развития Ребенка — детский сад №16 "Петушок". Вид проекта: долгосрочный, 3 месяца. Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители. Актуальность проекта: Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.
Цель: Развивать навыки эффективного взаимодействия детей через понятие "Дружба", используя различные методы и приемы. Задачи проекта для детей:
Задачи для родителей:
Задачи для педагогов: развивать социально — профессиональную компетентность и личностный потенциал. Критерии оценки эффективности проекта:
Направление деятельности и интеграция областей: Коммуникация: беседы: "С кем бы ты хотел дружить?", "Золотое правило дружбы", "Расскажи о друге", "Дружба творит чудеса", "Что мешает нам дружить?", "Если друг вдруг заболел", "Друг познается в беде", "Друга ищи, а найдешь — береги", "Собака — друг человека", "Нет лучше друга, чем родная мать". разучивание стихотворений о дружбе, разучивание мирилок, подборка пословиц о доброте, дружбе, сердечности, неравнодушии, разучивание загадок о дружбе. Познание: ситуативные игры, дидактические игры: "Что такое хорошо, что такое плохо", "Школа вежливости", "Я не должен — я должен", "Ку-ку!", "С кем бы ты хотел дружить?", "Топ-хлоп", "Чепуха", "Это я! Это я! Это все мои друзья!" Чтение художественной литературы: сказка И. Гуриной "Про Зайца — забияку", "Жадный мышонок", стихи А. Кузнецова "Подружки", Е. Серова "Нехорошая история", Е. Благинина "Подарок", сказка "Как светлячок друга искал", Л. Квитко "Два друга", В.Осеева "Сторож", "Дружба" И. Туричин. Социализация: утро радостных встреч (после болезни, новенькие в группе, после выходных), речёвки, приветствия. Труд: труд в природе "Чистота окружающей среды начинается с меня", "Покажем Дюймовочке наш уголок природы". Художественно — творческое: Аппликация: "Букет Дружбы", "Сердечная ромашка". Лепка: "Подари сердечко другу", "Подари игрушку другу". Рисование: "Дом дружбы", "Портрет друга". Музыка: слушание и разучивание песен. "Вместе весело шагать", "Давай дружить", "Когда мои друзья со мной", танец "Мирилка", "Дорогою добра", "Доброта" (м/ф про Фунтика, Барбарики "Доброта", Леопольд "Ярко светит солнце", музыкальная игра — танец – "Танец в парах". Здоровье: целевая прогулка — "Кому нужна моя помощь"; пальчиковая гимнастика — "Стираем носовой платочек", "Чай для Валерика", "Проглот — бегемот", "Дружба зверей", "Барашки". Физическая культура: подвижные игры — "Веселые человечки", "Опанас", "Поехали — поехали", "Раненый товарищ", "Угощение для друга", "Что мы делали?". соревнования — "Весёлые старты", "Мама, папа, я — спортивная семья"; эстафета — "Кто быстрее оденет друга на прогулку"; физминутки — "Гуси", "Ёжик", "Как живешь", "Карусели", "Мы за руки возьмемся", "Прогулка". Работа с родителями: анкеты для родителей. НОД: "Что такое Дружба?"; "Каким должен быть друг", "Правила Дружбы", "У нас в группе – новенькая", "Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен", "Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом", "Все мы вместе целый день и трудиться нам не лень". Упражнения: "Помоги другу по дежурству", "Как помочь девочке-замарашке", "Кто у нас лучше всех", "Кому вы больше сочувствуете?", " Кто хочет помочь мальчику?", "Придумаем конец рассказов"," Когда дружба мешает, а когда помогает". Разрешение ситуаций: "Краской залился рисунок...", "На столе — разорванная книжка", "У Саши оторвалась пуговица", "Сломался карандаш", "Мальчик ударил девочку", "Дерутся две девочки", "Саша упала и разбила ногу". Упражнения на расслабление: "Солнечный зайчик", "Надуваем воображаемый шарик", "Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать", "Качели", "Какой счастливый день сегодня", "Кошечка". Разрешение проблемных ситауций:
Игры: "Хорошо-плохо", "Кто же меня любит", "Какой путь вы выберете", "Путаница" "День радостный встреч", "Зеркало", "Добрый друг", "Игра-мирилка". Создание совместно с родителями сказки-книжки о дружбе: "Зимовье зверей" РНС, "Под грибом" И.Сутеев. Просмотр мультфильмов: "Кот Леопольд", "Крошка Енот", "Маша и медведь", "Малыш и Карлсон", "Самый большой друг", "Друзья — товарищи", "Необычный друг". Ресурсное обеспечение проекта: Презентация проекта. Практическая значимость: практическая значимость проекта "Учимся дружить" очевидна. Его осуществление помогает сформировать те фундаментальные составляющие, которые являются решающими для развития личности ребёнка, его успешной адаптации в любой социальной среде. Другими словами, целенаправленная работа по развитию эффективных навыков взаимодействия детей, обеспечивает не только положительное общение воспитанников, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребёнком. Выводы: Результатом осуществления проекта "Учимся дружить" стали:
Проект "Учимся дружить" — это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы. Взаимопроникновение видов деятельности друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция, даёт высокую результативность. Перспективы дальнейшей работы: Цель: Продолжать развивать полученные навыки эффективного взаимодействия детей через понятие "Учимся дружить", используя нетрадиционные методы и приемы. Задачи: познакомить детей с понятием «конфликт», что такое конфликт?; познакомить детей с различными путями преодоления конфликтных ситуаций. Список используемой литературы:
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог- дети-родители в реализации проекта: Дети: Овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации; проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим; возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других; дети знают и называют пословицы, поговорки о доброте, дружбе; дети стали более раскрепощены и самостоятельны; в свободной деятельности применяют пение песен, мирилки; появляется интерес к труду взрослых и чувство ответственности при выполнении трудовых поручений; Педагоги: Проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применение стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста; педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта; собран и систематизирован весь материал по теме проекта; Родители: У родителей появляется интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ. Подготовительный этап. В ходе данного этапа проведена предварительная работа: Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических). Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных. Скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально — нравственных качеств. Сотрудничество с родителями: беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в группе детсада, анкетирование. Основной этап. В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: 1. Мероприятия по работе с детьми:
2. Мероприятия по работе с педагогами:
3. Мероприятия по работе с родителями:
Заключительный этап. На третьем, заключительном этапе, анализируя работу, можно сделать выводы:
Оформление выставки коллективных работ.
|