Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством художественно-эстетического развития
Нравственное воспитание
Автор: Гудыма Наталия Юрьевна   
31.12.2017 07:19

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством художественно-эстетического развитияНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством художественно-эстетического развития

Современные дети мало знают о своей семье, стране, родном городе, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по группе, очень редко сострадают чужому горю. Эта проблема стала очень актуальной в настоящее время. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание дошкольников выступило одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения.

Следует отметить, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Однако в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

Исходя из этого, работа по воспитанию чувства патриотизма у детей включила целый комплекс задач: формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

 

Более эффективно осуществлять работу с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению мы решили посредством художественно-эстетического развития как средства воспитания патриотических чувств.

Для начала, для детей старшей группы мы создали тёплую, уютную атмосферу. Каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбкой, смехом, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своей Родине.

Нравственно – патриотическое воспитание пронизывало все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях.

Посредством познавательной деятельности ребята познакомились с народами Поволжья, природой Саратовской области, рассмотрели народные костюмы. В работе с детьми мы использовали коллекционирование игрушек животных средней полосы России, наглядные картинки, презентации.

На занятиях по конструированию дети конструировали на тему: «Дом, в котором я живу».

В работе с детьми по рисованию мы использовали картонные заготовки, трафареты, силуэты матрешки, русский самовар, хохломскую тарелку и ложку, народную игрушку, русский платок, городецкий цветок, флаг и герб России.

В лепке ориентировались на темы: «Глиняный кувшин», «Дымковская игрушка», «Расписная чашка с блюдцем», «Военная техника», «Самолет», «Космический корабль».

В аппликации ребята выполняли задания на темы: «Украшение салфетки», «Украшение пасхальных яиц и коврика», «Российский флаг», «Ракета».

В чтении художественной литературы с детьми мы использовали пословицы и поговорки, народные сказки, стихи и рассказы о природе, о дружбе, о войне.

На занятиях по музыке дети слушали народные и военные песни, классическую музыку, играли на музыкальных инструментах, а также в музыкальные игры, в том числе исполняли народные танцы и хороводы.

В свободное от непосредственной образовательной деятельности время ребята играли в дидактические игры: «Что из чего сделано?», «Животный мир», «Любимые сказки», лото «Сочетание цветов», «Транспорт», а также активно участвовали в театрализованной деятельности: вместе с детьми мы разыгрывали русские народные, экологические и другие виды сказок, с которыми впоследствии выступали на городских конкурсах.

Традицией, как для нашей группы, так и для всего детского сада, стало то, что мы всегда отмечаем народные и военно-патриотические праздники: «Новый год», «День Защитника Отечества», «Колядки», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы», «День Защиты детей».

К работе по патриотическому воспитанию детей мы также активно привлекали и родителей: вместе участвовали во внутрисадовых и городских выставках и конкурсах семейных творческих работ, в подготовке к праздникам. Таковыми, например, стали конкурсы поделок ко Дню защиты животных, портретов и рисунков к 8 Марта, ко Дню космонавтики, проведение новогодних и других праздников. Благодаря такой совместной работе с родителями наши воспитанники занимали призовые места в конкурсах на муниципальном и региональном уровнях. Большим шагом в воспитании патриотических чувств у детей стало совместное с родителями посещение краеведческого музея города Саратова, где можно было наглядно посмотреть на культуру и традиции народов Поволжья, природу Саратовской области.

Следует отметить то, что с помощью родителей в нашей группе был организован прекрасный уголок патриотического воспитания. На сегодняшний день в нем представлены фотографии, иллюстрации, символика нашей страны, различная художественная литература, конспекты занятий, дидактические игры, образцы народных костюмов, предметы хохломской росписи, куклы-обереги, саратовский калач из соленого теста.

Таким образом, можно сказать, что художественно-эстетическое развитие играет большую роль в патриотическом воспитании старших дошкольников, так как оно позволяет в большей степени закрепить и расширить знания детей о Родине, родном крае, природе, русских традициях и народах России, народных промыслах; проявить свои творческие способности, увидеть результаты своей работы; позволяет максимально привлечь родителей к сотрудничеству в области патриотического воспитания. Мы, в свою очередь, продолжаем активную работу по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, используя, помимо непосредственной образовательной деятельности, метод проектной деятельности, благодаря которому ребята получат больше знаний о своей малой родине, научатся гордиться ей, бережно относиться к природе родного края.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год