Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нравственное воспитание дошкольника
Нравственное воспитание
Автор: Карапетян Инга Николаевна   
19.08.2017 09:05

Нравственное воспитание дошкольникаНравственное воспитание дошкольника

Нравственное воспитание человека происходит на протяжении всей жизни, и определяющее значение в становлении его нравственности играет среда, в которой он развивается и растет: семья, общество, СМИ. Роль семьи в нравственном воспитании является ведущей.

В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но именно в это время закладываются азы нравственной культуры человека, приобретается первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества в конкретном обществе.

 

Скачать конспект

Выделяют три основных задачи, на которых направлено нравственное воспитание.

  • воспитание культуры поведения (гуманных отношений между детьми и взрослыми, выполнение элементарных правил общежития, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.);
  • воспитание коллективизма, формирование коллективных взаимоотношений детей;
  • воспитание любви к Родине (патриотизм), уважения и симпатии к людям разных национальностей (толерантность).

Эти задачи включают также в себя воспитание доброжелательности, уважения к старшим и окружающим людям, отзывчивости, сочувствия; бережного отношения к результатам чужого труда, желания посильно помогать, активности и инициативы в самостоятельной деятельности; готовности выполнять советы взрослых, указания и поручения; воспитание дружеских взаимоотношений со сверстниками; ответственности к своим обязанностям, старательного их выполнения; способности делиться с другими своими знаниями, замыслами, игрушками.

И, исходя из этого, важно формировать у ребенка представления о нравственных ценностях и качествах, адекватное эмоциональное отношение, нравственное поведение, коммуникативные навыки.

Формирование будет происходить в процессе приобщения ребенка к духовной и материальной культуре, созданной человечеством. И как говорил А. С. Запорожец, приобщать надо «не пассивно, а активно, в процессе деятельности». Именно характер деятельности и особенности взаимоотношений, складывающиеся у ребёнка с окружающими людьми, во многом определят его личность.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Для того, чтобы понимать, как правильно воспитывать ребенка в нравственном плане, рассмотрим механизм формирования нравственного качества, который описан в педагогических трудах отечественных исследователей (Р. С. Буре, С.А., Козлова, Т.А. Куликова, З.К Шатова и др.).

Нравственное качество = (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношение) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение)

Поясним данную формулу. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Далее у ребенка должно появится желание овладеть этим качеством, т.е. возникновение мотива. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и тем самым влияют на прочность складывающегося качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, в поведении. Они берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Этот механизм проявляется всегда при формировании любого качества личности. Его главной особенностью является отсутствие принципа взаимозаменяемости, т.е. каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен ничем, но при этом последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности) и от возраста объекта воспитания.

Что, например, произойдёт, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребёнка лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты? Понятно, что опираться на понимание и осознание важности формирования того или иного качества личности у ребёнка младшего дошкольного возраста, конечно, нельзя. Но значит ли это, что ещё не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет! Надо изменять последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Педагог- демократ Генрих Песталоцци говорил: «Только нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям».

Осваивая культурные и нравственные нормы и правила, закономерности общественной жизни, у ребенка приходит способность оценивать свои поступки и поступки сверстников. Он уже осознает не только себя, не только свою ценность, но и ценность товарища, партнера. Развитие представлений детей о нравственных качествах и нормах морали формирует для него новое отношение к сверстникам и взрослому человеку, к установлению причинно – следственных связей между поведением и поступками людей.

Дошкольный возраст отмечается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Поэтому роль взрослого, как «социального проводника» очень важна и ответственна.

В детском саду воспитатель должен ясно понимать, чему, как и когда учить ребёнка. Ведь от характера общения с ним зависит отношения ребенка с другими детьми. К примеру, если педагог предрасположен больше авторитарному стилю общения, то и дети между собой будут подражать его манере. В результате их взаимоотношения между собой нельзя будет назвать благополучными.

Ценностные установки воспитателя также отражаются в отношениях детей между собой, в психическом микроклимате группы. Легко предположить, что будут присваивать себе дети, если установкой воспитателя будут не убеждения и совет, а запрет и указания. Педагогическое общение будет лишено дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности. В результате дети будут относиться к воспитателю с отчуждением, с боязливостью, с опаской.

Дети, получая знания в детском саду об искусстве человеческих взаимоотношений, благодаря специально разработанным играм, упражнениям, проблемным ситуациям формируют эмоционально- мотивационные установки по отношению к себе и окружающих их людей, включая сверстников. Например, дети не всегда правильно могут оценить свои чувства, не говоря уже о понимании чувств своего сверстника. Для этого воспитатели используют игру «Покажи грустного зайку (веселого, огорченного). Ребенок учится оценивать состояние другого человека и действовать сообразно с ним. «Маша потеряла свою куклу. Ей грустно. Иди пожалей Машу и помоги, пожалуйста найти ее игрушку».

Для работы по нравственному воспитанию детей, педагог также использует беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, рассматривание и обсуждения картин, иллюстраций, диафильмов, презентаций и т. д. Воспитатель проводит беседу, например, по прочитанному произведению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». В данной беседе важно, чтобы ребенок включился в обсуждение, задумался к чему приведет тот или иной поступок, поразмышлял, а как бы он поступил сам.

Родители и воспитатели должны всегда помнить, что, формируя нравственные представления, суждения, оценки, они являются примером для детей. И только тогда нравственное воспитание будет успешным, когда не только между взрослыми наблюдается высоконравственный стиль взаимоотношений, но и между взрослыми и детьми.

Список используемой литературы:

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
  2. Болотина Л.Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: 2-е изд. — М., 1997.
  3. Буре Р. С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985.
  4. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. – М., 1984.
  5. Буре Р.С., Година Г.Н, Шатова А.Д. и др. Под ред. А. М. Виноградовой. Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 96 с
  6. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. — М., 1998г
  7. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: 2-е изд., доп. – М., — 1985.
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год