Влияние личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми на формирование нравственных качеств воспитанников |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Карапетян Инга Николаевна | |||
19.08.2017 08:57 | |||
Влияние личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми на формирование нравственных качеств воспитанников Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми рассматривается как основной принцип новой парадигмы образования. Это требование к дошкольному образованию на современном этапе, которое отражено в государственных документах. (1, 8) Теоретической основой личностно-ориентированного взаимодействия является идея гуманизма (А. Маслоу, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Н. Вентцель, К.Д. Ушинский, В.В. Зеньковский Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), которая отражает в общественном сознании обострившуюся потребность в преодолении определенных социальных явлений, попирающих права личности. Гуманизм (человечный) – система мировоззрения, основу которой составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. В воспитании и обучении гуманизм выражается в идеи уважения к ребенку, глубокое понимание его потребностей и возрастных особенностей, неповторимости личности каждого.
Если преломить нравственно воспитание, под которым мы понимаем целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям, нормам и правилам, заложенные в данном обществе, через личностно-ориентированное взаимодействие, то можно увидеть, что оно нацелено на преодоление авторитаризма, на необходимость коренного изменения отношения к ребенку: признание его в качестве субъекта воспитания и обучения. В общественно-педагогическом сознании ясно прослеживается мысль, что при учебно-дисциплинарном взаимодействие, побуждающий мотив выполнения моральных правил является не осознание их значимости и справедливости, а подчинение взрослому. При этом исчезает в общении с воспитателем эмоциональный комфорт, удовлетворяющий потребности детей; не проявляется, так необходимой для ребенка, настойчивости, целеустремленности. Важную роль в формировании нравственности ребенка, то есть его моральных качеств, неких правил и этических норм, которыми будут он руководствуется в своём выборе, определяет стиль общения педагога с детьми. Личностно-ориентированный педагог выбирает тактику общения – сотрудничество, которая предполагает понимание, признание и принятие ребенка; умение стать на позицию, учесть точку зрения, не игнорировать чувства и эмоции (3). Как будет поступать воспитатель, ориентировавшийся на личностный подход, при формировании нравственности у детей? Другими словами, как он работает с детьми? Например, воспитатель формирует коллективные взаимоотношения детей, особый акцент делая на дружеских отношениях между ними. За основу педагог возьмет следующие методами и приемами:
Эти методы и приемы, формирующие нравственные качества детей, будут личностно-ориентированными. Они выражают ценностные установки воспитателя, которые отражаются в отношениях детей между собой, в психическом микроклимате группы. Общеизвестные слова К.Д. Ушинского о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя[7], подтверждают мысль о том, что личностные качества педагога во взаимодействии с детьми также играют огромную роль в формировании их нравственного воспитания. Рассмотрим, такое нравственное качество педагога как гуманность. Оно определяется как совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку (всем субъектам образовательного процесса — ребенку, коллеге и т.д.) как к высшей ценности. Среди качеств, считает Г.М. Коджаспирова, характеризующих педагога-гуманиста, являются аттракция, способность к эмпатии, к рефлексии, креативность, сензитивность к потребностям ребенка. В.А. Сластенин пишет, что это любовь к детям, долг, самоотверженность, ответственность, такт, справедливость. (2, 6) «Интериоризация гуманистических ценностей педагогической деятельности создает фундамент педагогической культуры педагога. И что особенно важно, гуманистические ценности приобретают для педагога личностный смысл, становятся внутренними детерминантами его саморазвития, самоопределения, саморегуляции» [2, С.45]. Воспитать детей гуманными невозможно, если сам педагог не обладает такими качествами, а только на уровне сознания принимает идеи гуманной педагогики, личностно-ориентированного подхода. Согласно теории «личностных вкладов» В.И. Петровского, человек своей реальной деятельность и общением, производит существенные изменения и в себе, и в других людях, поскольку осуществляет определенные «вклады» себя, своих сил, способностей, ума, характера в других людей [4, 5). Именно этими персональными «вкладами» в других измеряется личность, если руководствуется гуманистическими ценностями. Это положение в наибольшей степени относится к педагогу, так как суть его деятельности — содействие развитию воспитанника, ученика. Отражаясь в ребенке, он выступает как деятельное начало, меняющее взгляд этого ребенка на вещи, формирующее у него новое побуждение, ставящее перед ним новые цели. В результате взаимопроникновения профессиональных и индивидуальных черт личности воспитателя «оформляется воспитательная позиция личности» и она во многом зависит от конкретного устройства общества. Так, в эпоху тоталитаризма, проповедуя идеологию человека «винтика», воспитательная позиция педагога была «Делай, как Я!». В современных условиях при демократизации общественной жизни воспитательной позицией будет «Не рядом и не над, а вместе!». Очевидно, что эта позиция в рамках личностно-ориентированного похода. Из выше сказанного следует, что личностный подход во взаимодействии с детьми, позволяет ребенку стать как бы творцом моральных правил, регулирующих его отношения к деятельности, к сверстникам, к самому себе, и, главное, затрагивает его эмоциональную сферу, позволяет достичь такого положения, при котором поступок, соответствующий моральному правилу, становится личностно значимым для него. Уходят двойные стандарты – для тети и для себя, когда за пределами контакта с воспитателем, поведение детей остается ожидаемым и должным. Список использованной литературы:
|