Программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию «Сказочная страна» для детей 6-7 лет |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Игнатьева Ольга Анатольевна | |||
11.02.2017 17:41 | |||
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию «Сказочная страна» для детей 6-7 лет (срок реализации программы 1 год) Разработала: Игнатьева Ольга Анатольевна воспитатель высшей категории МБ ДОУ «Детский сад № 33» Новокузнецк, 2016 г. 1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста и отражает содержание педагогической модели образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Рабочая программа составлена в целях реализации Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21. 12. 2012г. в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:
в соответствии с локальными актами МБДОУ:
Вступивший в силу ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов дошкольного образовательного учреждения является – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В соответствии с целевыми ориентирами духовно- нравственная культура дошкольников складывается из способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; установки положительного отношения к миру, адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность – основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-духовная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Духовно – нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театр –это самый доступный вид искусства детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Театральная деятельность позволяет ребенку формировать опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение для детей имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Сказанное выше и определило подход к составлению программы театрализованного кружка «Сказочная страна». Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам. Занятия проводит воспитатель во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4. 1. 2660-10. Количество занятий– 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий– 30 минут. К занятиям планируется привлечение детей 6-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Учебный план состоит из 35 занятий, 4 из которых отводятся на мониторинг в сентябре 2 занятия на 2 рабочих неделях и в мае 2 занятия и 31 занятие обучающего характера. Программа составлена с учетом ФГОС по областям:
Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с детьми. Цель программы: развитие духовно – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
В основе данной программы лежит системно — деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка; духовно- нравственное развитие и воспитание детей, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок; сотрудничество со сверстниками, взрослыми в процессе различных видов деятельности. Направленность программы – духовно- нравственное; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной. Актуальность. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжение всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию духовно-нравственных качеств у воспитанников. Для успешной реализации задач программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность. Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладушки, информационные стенды, показ открытых занятий, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам театрализованной деятельности детей. При составлении программы учитываются психолого- педагогические принципы:
Обеспечение программы:
Формы организации образовательного процесса, позволяющие включить старших дошкольников в различные виды деятельности:
Данная программа разработана с учетом современных педагогических технологий, которые отражаются: в принципах воспитания и обучения (доступность изложения теоретического материала, наглядность подачи практического материала, учет возрастных особенностей, преемственность современных форм обучения); формах обучения (интегрированные занятия, викторины, конкурсы); методах обучения (метод игрового моделирования, метод «погружения» в тему, метод проблемного обучения, моделирование педагогической ситуации); средствах воспитания и обучения. За основу выбрана социоигровая технология Е.Е. Шулешко. Именно эта технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение детей, ребенок выступает здесь как субъект деятельности. Процесс усвоения знаний здесь происходит естественным путем– в процессе игры и способствует успешной социализации детей в коллективе, позволяет привить такие необходимые качества, как самостоятельность, коммуникабельность, умение работать сообща. Разделы программы (виды творческой деятельности):
Воспитанник будет знать: отличия духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; окружающий мир через литературную и музыкальную культуру; пословицы и поговорки о Родине, семье, дружбе, воинской чести и отваге; считалки, заклички; наиболее важные православные праздники, их смысл и значение. Воспитанник будет уметь:
Воспитанник будет способен:
Формой подведения итогов реализации программы является участие детей и их родителей в развлечениях, концертах, театральных постановках.
|