Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фольклорные семейные посиделки «Рождество Христово»
Новый год
Автор: Лагуткина Ольга Васильевна   
22.02.2016 06:48

Фольклорные семейные посиделки «Рождество Христово»Фольклорные семейные посиделки «Рождество Христово»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 комбинированного вида Выборгского района г. Санкт – Петербурга

Автор – составитель: Лагуткина Ольга Васильевна воспитатель группы компенсирующей направленности детей с ЗПР высшая квалификационная категории

Взаимодействие с семьей как средство формирования любви к Родному краю в условиях социального партнерства семьи и детского сада через обрядовые календарные праздники.

Номинация 2. Нетрадиционные формы проведения семейного досуга в детском саду «Ребенок растет не от хлеба, а от радости»

(русская народная пословица)

 

Скачать презентацию

Мероприятие проводится в рамках реализации программы развития ГБДОУ детский сад № 7;

Педагогического проекта «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками»

(автор проекта: Лагуткина Ольга Васильевна)

Цель: Создать условия для формирования чувства радости от участия в совместной творческой деятельности всех участников мероприятия, устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарным праздником «Рождество Христово».

Задачи:

  1. Расширить интерес к русскому народному творчеству, обычаям, обрядам, народным календарным праздникам;
  2. Обогатить словарный запас детей, используя все виды фольклора: сказки, песни, хороводы, колядки, загадки — так как народный фольклор является источником познавательного и интеллектуального развития личности ребенка;
  3. Познакомить родителей и детей (на доступном уровне) с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, трудом, бытом, с обычаями и традициями проведения праздника «Рождество»
  4. Содействовать привлечению родителей к личному участию в семейных посиделках, увлечь родителей в великолепный мир игр с ребенком, помочь понять, что совместное участие в играх, хороводах способствует расширению познавательных способностей ребенка и наиболее продуктивный вид общения с детьми.
  5. Создать радостное, праздничное настроение у детей, родителей, гостей праздника.

Особенности реализации мероприятия:

Тесное сотрудничество и взаимодействие ребенок-родитель-педагог

1 этап: подготовительный

Участники: дети с ЗПР от 5 до 7 лет

Форма проведения: Фольклорные семейные посиделки «Рождество Христово» — совместная деятельность воспитателя, детей группы компенсирующей направленности с ЗПР от 5до 7лет, родителей.

Актуальность: Организация семейных праздников является важным фактором в развитии положительных эмоциональных контактов с родителями. Для детей праздник всегда яркое незабываемое событие, а для взрослых возможность вернуться в мир своего детства. Во время проведения праздника решаются проблемы преодоления препятствий в общении между детьми и взрослыми, развивается способность понимать эмоциональное состояние ребенка, приобретается опыт проведения семейных праздников с опорой на педагогов.

Учитывая интеллектуальные и познавательные возможности наших детей, обсудив с родителями, мы приняли решение о совместном проведении посиделок, в которых главными действующими героями будут дети и их родители. Дети будут испытывать гордость и радость от того, что мамы и папы равноправные участники и вместе с ними поют, пляшут, гадают, читают стихи, водят хороводы. Они станут смелее, активнее преодолеют свой психологический барьер.

Особенности реализации мероприятия:

Интеграция образовательных областей:

  • Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Требования:

К знаниям, умениям и навыкам, которые должны показать дети в процессе мероприятия:

  • Знания о празднике «Рождество Христово, полученные из бесед с педагогом, индивидуальных бесед (консультация получена у служителя церкви)»;
  • Знание стихов, слов песен, движений танцев, хороводов (Рождественская тематика);
  • Умение вести себя доброжелательно по отношению к сверстникам и взрослым, внимательно слушать выступающих; совместное участие детей и родителей в играх, песнях, хороводах, колядках, чтении стихов.

В результате проведения мероприятия:

У детей могут быть развиты следующие качества:

  • Любовь к родному краю, где родился и живет, знания традиций и обычаев народных календарных праздников; *Сочувствие и сопереживание, готовность прийти на помощь другим, радостное настроение от совместного участия с родителями в посиделках.

Родители должны научиться:

  • Увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы; *Посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом; *Приобрести опыт проведения семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов.

2 этап – реализационный

  1. Разработка и обсуждение плана проведения мероприятия, подбор участников и распределение ролей сказочных персонажей, обсуждение театрализованных костюмов;
  2. Пополнение музея народного быта «В гостях у Бабушки — Загадушки» экспонатами предмета быта, утвари избы (силами педагогов и родителей), создание фонотеки, картотеки народных и хороводных игр
  3. .Использование в различных видах деятельности различных жанров фольклора: колядки, веснянки, хороводы, пословицы, обсуждение традиций и обычаев русского народа.

Семейные посиделки «Рождество Христово»

В центре зала под елкой часть пещеры, в которой родился Иисус Христос.

В углу за ширмой интерьер деревенской избы.

Дети и родители в русских костюмах входят в зал под русскую народную мелодию.

Хозяйка: Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим,

Россия – мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла. То всякое бы рассказала.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. Зимой день становится короче и короче. Самые сильные морозы бывают на зимнего Николу – 19 декабря. Недаром в старину говорили «Никола на реках мосты мостит, деревья трещать заставляет». Зима самое богатое время на праздники: Новый год, Рождество, Святки, Крещение. Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами заглянем на огонек!

(убирается ширма, хозяйка заходит в избу, горят свечи)

Хозяйка:

Зимний вечер темен, долог, насчитаю 40 елок.
То носочек повяжу, то немного попряду,
Позову – ка, я ребят к себе на посиделки!
Будут песни, будут пляски и игра в горелки.

Эй, девчонки-хохотушки!
Эй, мальчишки-молодцы, озорные удальцы
Приходите поплясать, зимний вечер скоротать!
Дети (Мадонна) В избу твою жаркую мы пришли с подарками

  • хоровод «Подарим хозяюшке» на слова Беляева водят родители и дети

Хозяйка: Ой, ребята молодцы! Как подарки хороши!

А сейчас сядем рядком да поговорим ладком.

(Дети и их родители сели, звучит колокольный Рождественский звон)

Хозяйка: Кругом Рождественская мгла, во мгле звучат колокола

А с ними в лад звучат слова, мир на земле и счастье всем.

Ребенок: (Илья)

Рождественский вечер сегодня настал
Праздник ярким быть обещал,
Наступили чудеса, радуются небеса.

Ребенок: (Максим) То ни снег, ни метель рассыпается

Рождество к нам идет, приближается.

С играми да плясками, с рождественскими сказками.

Хозяйка: С Рождеством вас поздравляю, только счастья вам желаю

Пусть сбываются мечты ведь праздник, полон красоты.

Родители (Мама Льва — Чернова И.Р.):

Мы рады нашей встрече, зажжем сегодня свечи.

Пусть горят меж нами волшебными огнями.

  • (выключается верхний свет, родители берут свечи в руки)
  • Исполняется песня «Рождество Христово» (поют дети, родители, педагоги)

Хозяйка: Рождество – это очень радостный праздник. Само слово Рождество говорит о том, что кто-то родился. Давно, в красивый город Вифлием пришли добрые люди Иосиф и Мария. В пути устали и захотели отдохнуть. Но в дом их никто не пустил. Тогда они дошли до высокой горы, в которой была пещера. В ней было тепло, стояли овцы, коровы и на соломе было мягко лежать.

Ребенок: (Катя К.)

В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос
Месяц, вынырнув из тени, гладил лен его волос…
Бык дохнул в лицо Младенца и, соломою шурша,
На упругое коленце засмотрелся чуть дыша.

Ребенок: (Илья К.)

Воробьи сквозь жерди крыши к яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише, одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке, полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке в яслях греть Дитя бочком…

Ребенок (Максим)

Присмиревший белый козлик на чело Его дышал,
Только глупый серый ослик всех беспомощно толкал:
Посмотреть бы на Ребенка хоть минуточку и мне!
И заплакал звонко – звонко в предрассветной тишине…

Ребенок (Антон)

А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой полной ласки, прошептал: «Смотри скорей!»

(Саша Черный «Рождественское»)

Хозяйка: Там и родился Иисус Христос, чудесный младенец, которого все полюбили. Весть о рождении разнесли небесные ангелы, на небе в честь его рождения засветилась Вифлиемская звезда. Люди пришли к нему с подарками. Пришла и маленькая елочка к младенцу, а что из этого вышла вы сейчас узнаете.

Хозяйка: А расскажут нам об этом ваши мамы: (представить по именам)

Родители (мама Антона — Кушнирчук Н.К.):

Великое чудо в ту ночь совершалось. Спасителя Бог нам послал.
В забытой пещере, в заброшенных яслях Младенец, Сын Божий лежал.
Звезда над пещерой как свет путеводный, сияла ученым волхвам,
И громкая песнь пастухов величаво и стройно неслась к небесам.

Родители (мама Артема — Степанянц Л.Ш.):

С людьми вся природа в ту ночь ликовала: шумя на деревьях, листы
Таинственным шепотом славили Бога и пахли сильнее цветы.
Три дерева — пальма, маслина и елка у входа в пещеру росли.
И первые дни в горделивом восторге младенцу поклон принесли.

Родители (мама Алеши — Бахвалова С.Е.):

Прекрасная пальма его осенила зеленой короной своей,
А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.
Лишь скромная елка печально стояла: она не имела даров,
И взоры людей не пленял красотою ее неизменный покров.

Родители (мама Даниила — Фокина О.В.):

Увидел то ангел Господень и елке с любовью сказал:
«Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена».
Сказал он и звездочки с неба, скатились на елку одна за другой,
И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.

  • (На елке загораются огоньки).

Родители (мама Антона — Кушнирчук Н.К.):

Младенец от яркого звездного света проснулся, на елку взглянул,
И личико вдруг озарилось улыбкой, и ручки он к ней протянул.
А мы с той поры каждый год вспоминаем и набожно чтим Рождество.
Ребенок ли, взрослый — все празднику рады, и в каждой семье торжество!

Хозяйка: И с тех пор самым главным украшением Рождества стала рождественская елочка. Повеселимся и мы у рождественской елочки. Но сначала, украсим елочку ангелочками, сделанными своими руками.

  • Дети украшают бумажными ангелочками елку, родители гасят свечи и встают в круг
  • Хоровод «В лесу родилась елочка»

Хозяйка: Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник — Рождество Христово, называют его еще «Святки» от слова «святой». В дни праздника хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, и группами ходили по домам, поздравляли с праздником, желали наилучшего специальными песенками – колядками, а называли их колядовщиками. А хозяева их ждали и с удовольствием выслушивали, а затем и угощали. (Слышится веселая песенка). Слышите? К нам идут ряженые – колядовщики.

  • Входят ряженые (родители) под песню «Коляда» ансамбля «Иван Купала»

Колядовщики:

  1. Пришла коляда, отворяй ворота! Ворота отворяй и гостей принимай!
  2. Открывайте сундучки, подавайте пятачки
  3. Хоть блин, хоть варенье, нам на угощенье!
  4. Здравствуйте, ребята! 2. Щедрый день, добрый день!
  5. Сеем, веем, посеваем, С Рождеством вас поздравляем! (рассыпают зерно)
  6. Уж как наша коляда 2.Ни мала, ни велика
  7. Она в дверь к вам идёт. Вместе: Да всем поклон шлёт!

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Колядовщики: Здравствуйте! Разрешите нам покалядовать?

Хозяйка: Колядуйте и нас к себе петь принимайте!

  • Рождественские частушки поют колядовщики, дети, родители

1. Семья Кушнирчук Антона

Мы частушки на колядки развеселые споем
Вы нас слаще угощайте, а то обидимся, уйдем!

2. Семья Кабина Ильи

Эй, спешите все сюда! В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться, бегать, прыгать, забавляться.

3. Семья Кочановой Кати

Сеем, веем, развеваем и достатка вам желаем.
Не скупитесь на блины, чтоб красиво пели мы.

4. Семья Гущиной Ксюши

Из снежинок чистых, новых я Снегурочку леплю.
И весной её не брошу – в морозильник поселю!

5. Семья Степанянц Артема

Коляда идет к вам в дом, и мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех. Ждет того большой успех!

6. Семья Чапаева Максима

Вот пришла к нам Коляда накануне Рождества!
Шире двери открывай, поздравляй всех поздравляй!

7. Семья Зарандия Мадонны

Мы носы свои не прячем в шарфы и воротники.
Жарче печки согревают лыжи, санки и коньки!

8. Семья Глухова Вячеслава

Коляда, Коляда! Никому не спится!
В каждом доме стар и мал, ночь всю веселится!

9. Семья Антонова Василия

Топни, ножка – нога, топни правенькая.
Мы колядки вам пропели, хоть и маленькие!

Хозяйка:

Колядовщиков принято одаривать подарками (положить подарки в мешок)

  • колядовщики присаживаются на стульчики

Хозяйка:

В этот зимний вечерок, вьется над трубой дымок,
Месяц светится над ней, а в избе полно гостей.
Посиделки здесь у нас, а сюда позвала вас
Погадать, повеселиться, в русский пляс с душой пуститься!

Встанем вместе мы в кружок, будем мы катать снежок.
У кого снежок замрет, тот для нас плясать пойдет
*Игра «Катись снежочек» под русскую народную мелодию «Ах, вы сени мои сени»
Хозяйка: Вот снежочек покатился, у ворот остановился.

Дверь скрипучая поет: «Кто-то в гости к нам идет»

  • входит лиса пляшет под р. н. мелодию

Лиса: (мама Славы – Глухова И.П.)

Я лисица, я как пава, выступаю величаво
Как с платочком я пляшу, со всеми поиграть хочу!

  • проводится русская народная игра «Лиска – лиса»

Лиса:

Ребята, вы ведь знаете что я очень хитрая лиса
У меня в запасе сто чудес света. Вот смотрите!

  • Фокус «волшебные превращения платочка»

На Рождество принято гадать, предлагаю погадать и судьбу свою узнать.

  • Гадание – игра «Кем быть?» (Предметы, отображающие принадлежность к той или иной профессии). Лиса получает угощение и уходит.

Хозяйка: Ой, ребята, посмотрите, кто-то уснул под елкой.

Тс-с-с! Тише не шуметь! Может, это спит медведица?

Эта гостья в один присест, коль проснется, всех поест!

  • ребята на цыпочках подходят к спящей под елкой медведице, медведица просыпается и догоняет детей

Медведица (Мама Антона – Кушнирчук Н.К.):

Из берлоги снеговой, вышла я сама не своя
Не пойму никак со сна – то ль зима, то ли весна?
Вот вам на концах веревки палки, называются «каталки»
Посреди веревки рыбка, ты мотай веревку шибко.

Тот, кто первым намотает, тот и рыбку получает.
Рыбку не простую, рыбку золотую,
Эта рыбка в Рождество много счастья принесет!

  • проводится игра «Чья семья быстрее катает»,
  • проводится игра «Семейная рыбалка» по окончании игр медведица держит в руках валенок

Медведица: Это рыба? Вот так диво! Нам зимой необходима,

От мороза нас спасает, в лютый холод согревает

Приплыла сюда не зря, погадаем с ней друзья?

  • Гадание — игра «Кто дальше забросит валенок». Медведица получает угощение и уходит.

Хозяйка: Снова слышу стук друзья!

  • под р. н. мелодию выходит коза

Коза (мама Ксюши – Гущина Н.С.):

Расступись, честной народ! Рожками коза трясет,

Так и рвется в хоровод, с песнями да плясками

С шутками – побасками. Её рожки завиты, только валенки худы!

А какие девицы собрались красивые, ну как принцессы. Выберу – ка, я одну.

  • Проводится русская народная игра «Козочка рогатая»

Коза: В Рождество принято гадать, вот и я предлагаю погадать. Узнаем, кто самый смелый и умелый.

  • Гадание — р. н. игра «Найди свой домик». Коза получает угощение и уходит.

Хозяйка: Играли, пели, плясали, гадали на Рождество, поэтому и нечистая сила сама кругом ходила и веселилась.

  • Вбегает Чертик (мама Кати — Молева О.С.)

Чертик. Я бежал да запыхался, дыму с печки надышался,

К вам на силушку добрался, уж как рад, уж как я рад,

Что увидел вас, ребят! Веселиться я люблю, все вставайте на игру,

Ко мне кто в лапы попадет, тот со мной плясать пойдет!

Ну-ка, ребята, выходите, да родителей с собой на игру ведите!

  • Игра «Я иду». Черт получает угощение и убегает, дети и родители сели.

Хозяйка: Есть такая примета — кто новогодним снегом окропится, тот от недугов исцелится!

  • Окропить всех гостей талой водой

Хозяйка: Слышу я опять кто- то в гости к нам идет!

Дед Мороз (папа Льва — Чернов С.Д.): Здравствуйте, дорогие, маленькие и большие! Здравствуйте, мои друзья! Вы узнали? Это я, Дед Мороз! Сердечно рад видеть здесь гостей, ребят…

С Рождеством вас поздравляю, только счастья я желаю.

Пусть сбываются мечты. Ведь праздник полон красоты!

А почему у вас елочка не горит? Скажем вместе: «1-2-3 елочка, гори!»

(загораются огоньки на елке)

Возле елки не устану веселиться от души!

Эй, детсадовский народ! Выходи-ка в хоровод!

  • хоровод «Шел веселый дед Мороз» исполняют дети, родители, педагоги

Дед Мороз: Славно все вы веселитесь! А мороза не боитесь?

Дети: Нет, не боимся!

Хозяйка: Дед Мороз, видишь, какие у нас дети смелые! Дедушка Мороз на наших посиделках много мам, пап, бабушек. А как любили они игры да веселье! В старину у каждого в избе был обязательно сундук, в котором хранились различные наряды. Вот мы и будем наряжаться.

  • Игра «Чья семья быстрее нарядится».

Дед Мороз: Я подую ветерком, на места свои бегом.

Хозяйка: Дедушка Мороз, а ты знаешь, что есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится.

Дед Мороз: Знаю, знаю! Ребята загадывайте желание и ловите свою звездочку! Только берегите звездочку, потеряете – ничего не сбудется! (К потолку привязаны звездочки, звездочки падают, их собирают дети)

Дед Мороз: Говорят, что в Рождество, что ни пожелается,

Все тот час произойдет, все тотчас сбывается!

Я для вас поколдовал и подарочки собрал.

Ну, а в будущем году я обязательно приду! (вручение подарков)

До, свидания детвора!

Хозяйка:

Велика Россия наша и талантлив наш народ,
Коль играют наши дети — то история живет!
Праздник наш прошел на славу, в Святки любо поиграть
Всем спасибо от хозяйки, за улыбку и за смех, и за игры, и за пляски

Благодарствую я всех! (поклон)

3 этап Реализационный

Результат:

Совместное участие в празднике привело детей и их родителей в неописуемый восторг, так как участники мероприятия вместе пели, играли, водили хороводы. Такая форма получения знаний о народной культуре детям наглядна, красочна, понятна и доступна. У детей развивается память, умение слышать, коллективное творчество. Дети чувствуют, что занимаются значимым делом, укрепляется чувство гордости за свое творчество, уважение к искусству своего народа.

В процессе сотрудничества у родителей дошколят проявились такие качества как музыкальность, ответственность, активность, а дети стали более раскрепощенными, артистичными и коммуникабельными, чувствовали поддержку не только педагогов, но и родителей. Родители и дети стали ближе друг к другу. За время подготовки к празднику родители стали более дружными в своем групповом коллективе, что позволили договориться о более тесном сотрудничестве: отметили проводы зимы «Масленица», общее чаепитие «День рождения детского сада», конкурс ко дню матери «А, ну-ка, мамы!», праздник весны «Мама милая моя!».

Не секрет, что родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе танцевать, петь песни. Пройдут года, дети забудут песни, которые звучали на праздниках, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания с родителями.

В результате вся проведенная работа проводимая в рамках мероприятия выстроенная в определенной системе педагогических условий, обеспечивает приобщение к истокам народной культуры через народные обрядовые праздники, что и является целью данного мероприятия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год