Фольклорные семейные посиделки «Рождество Христово» |
Новый год | |||
Автор: Лагуткина Ольга Васильевна | |||
22.02.2016 06:48 | |||
Фольклорные семейные посиделки «Рождество Христово» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 комбинированного вида Выборгского района г. Санкт – Петербурга Автор – составитель: Лагуткина Ольга Васильевна воспитатель группы компенсирующей направленности детей с ЗПР высшая квалификационная категории Взаимодействие с семьей как средство формирования любви к Родному краю в условиях социального партнерства семьи и детского сада через обрядовые календарные праздники. Номинация 2. Нетрадиционные формы проведения семейного досуга в детском саду «Ребенок растет не от хлеба, а от радости» (русская народная пословица)
Мероприятие проводится в рамках реализации программы развития ГБДОУ детский сад № 7; Педагогического проекта «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками» (автор проекта: Лагуткина Ольга Васильевна) Цель: Создать условия для формирования чувства радости от участия в совместной творческой деятельности всех участников мероприятия, устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарным праздником «Рождество Христово». Задачи:
Особенности реализации мероприятия: Тесное сотрудничество и взаимодействие ребенок-родитель-педагог 1 этап: подготовительный Участники: дети с ЗПР от 5 до 7 лет Форма проведения: Фольклорные семейные посиделки «Рождество Христово» — совместная деятельность воспитателя, детей группы компенсирующей направленности с ЗПР от 5до 7лет, родителей. Актуальность: Организация семейных праздников является важным фактором в развитии положительных эмоциональных контактов с родителями. Для детей праздник всегда яркое незабываемое событие, а для взрослых возможность вернуться в мир своего детства. Во время проведения праздника решаются проблемы преодоления препятствий в общении между детьми и взрослыми, развивается способность понимать эмоциональное состояние ребенка, приобретается опыт проведения семейных праздников с опорой на педагогов. Учитывая интеллектуальные и познавательные возможности наших детей, обсудив с родителями, мы приняли решение о совместном проведении посиделок, в которых главными действующими героями будут дети и их родители. Дети будут испытывать гордость и радость от того, что мамы и папы равноправные участники и вместе с ними поют, пляшут, гадают, читают стихи, водят хороводы. Они станут смелее, активнее преодолеют свой психологический барьер. Особенности реализации мероприятия: Интеграция образовательных областей:
Требования: К знаниям, умениям и навыкам, которые должны показать дети в процессе мероприятия:
В результате проведения мероприятия: У детей могут быть развиты следующие качества:
Родители должны научиться:
2 этап – реализационный
Семейные посиделки «Рождество Христово» В центре зала под елкой часть пещеры, в которой родился Иисус Христос. В углу за ширмой интерьер деревенской избы. Дети и родители в русских костюмах входят в зал под русскую народную мелодию. Хозяйка: Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим, Россия – мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало, Когда б ты говорить могла. То всякое бы рассказала. Какие замечательные слова! Вот и мы с вами поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. Зимой день становится короче и короче. Самые сильные морозы бывают на зимнего Николу – 19 декабря. Недаром в старину говорили «Никола на реках мосты мостит, деревья трещать заставляет». Зима самое богатое время на праздники: Новый год, Рождество, Святки, Крещение. Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами заглянем на огонек! (убирается ширма, хозяйка заходит в избу, горят свечи) Хозяйка: Зимний вечер темен, долог, насчитаю 40 елок. Эй, девчонки-хохотушки!
Хозяйка: Ой, ребята молодцы! Как подарки хороши! А сейчас сядем рядком да поговорим ладком. (Дети и их родители сели, звучит колокольный Рождественский звон) Хозяйка: Кругом Рождественская мгла, во мгле звучат колокола А с ними в лад звучат слова, мир на земле и счастье всем. Ребенок: (Илья) Рождественский вечер сегодня настал Ребенок: (Максим) То ни снег, ни метель рассыпается Рождество к нам идет, приближается. С играми да плясками, с рождественскими сказками. Хозяйка: С Рождеством вас поздравляю, только счастья вам желаю Пусть сбываются мечты ведь праздник, полон красоты. Родители (Мама Льва — Чернова И.Р.): Мы рады нашей встрече, зажжем сегодня свечи. Пусть горят меж нами волшебными огнями.
Хозяйка: Рождество – это очень радостный праздник. Само слово Рождество говорит о том, что кто-то родился. Давно, в красивый город Вифлием пришли добрые люди Иосиф и Мария. В пути устали и захотели отдохнуть. Но в дом их никто не пустил. Тогда они дошли до высокой горы, в которой была пещера. В ней было тепло, стояли овцы, коровы и на соломе было мягко лежать. Ребенок: (Катя К.) В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос Ребенок: (Илья К.) Воробьи сквозь жерди крыши к яслям хлынули гурьбой, Ребенок (Максим) Присмиревший белый козлик на чело Его дышал, Ребенок (Антон) А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей И с улыбкой полной ласки, прошептал: «Смотри скорей!» (Саша Черный «Рождественское») Хозяйка: Там и родился Иисус Христос, чудесный младенец, которого все полюбили. Весть о рождении разнесли небесные ангелы, на небе в честь его рождения засветилась Вифлиемская звезда. Люди пришли к нему с подарками. Пришла и маленькая елочка к младенцу, а что из этого вышла вы сейчас узнаете. Хозяйка: А расскажут нам об этом ваши мамы: (представить по именам) Родители (мама Антона — Кушнирчук Н.К.): Великое чудо в ту ночь совершалось. Спасителя Бог нам послал. Родители (мама Артема — Степанянц Л.Ш.): С людьми вся природа в ту ночь ликовала: шумя на деревьях, листы Родители (мама Алеши — Бахвалова С.Е.): Прекрасная пальма его осенила зеленой короной своей, Родители (мама Даниила — Фокина О.В.): Увидел то ангел Господень и елке с любовью сказал:
Родители (мама Антона — Кушнирчук Н.К.): Младенец от яркого звездного света проснулся, на елку взглянул, Хозяйка: И с тех пор самым главным украшением Рождества стала рождественская елочка. Повеселимся и мы у рождественской елочки. Но сначала, украсим елочку ангелочками, сделанными своими руками.
Хозяйка: Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник — Рождество Христово, называют его еще «Святки» от слова «святой». В дни праздника хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, и группами ходили по домам, поздравляли с праздником, желали наилучшего специальными песенками – колядками, а называли их колядовщиками. А хозяева их ждали и с удовольствием выслушивали, а затем и угощали. (Слышится веселая песенка). Слышите? К нам идут ряженые – колядовщики.
Колядовщики:
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Колядовщики: Здравствуйте! Разрешите нам покалядовать? Хозяйка: Колядуйте и нас к себе петь принимайте!
1. Семья Кушнирчук Антона Мы частушки на колядки развеселые споем 2. Семья Кабина Ильи Эй, спешите все сюда! В гости Коляда пришла. 3. Семья Кочановой Кати Сеем, веем, развеваем и достатка вам желаем. 4. Семья Гущиной Ксюши Из снежинок чистых, новых я Снегурочку леплю. 5. Семья Степанянц Артема Коляда идет к вам в дом, и мешки несет с добром, 6. Семья Чапаева Максима Вот пришла к нам Коляда накануне Рождества! 7. Семья Зарандия Мадонны Мы носы свои не прячем в шарфы и воротники. 8. Семья Глухова Вячеслава Коляда, Коляда! Никому не спится! 9. Семья Антонова Василия Топни, ножка – нога, топни правенькая. Хозяйка: Колядовщиков принято одаривать подарками (положить подарки в мешок)
Хозяйка: В этот зимний вечерок, вьется над трубой дымок, Встанем вместе мы в кружок, будем мы катать снежок. Дверь скрипучая поет: «Кто-то в гости к нам идет»
Лиса: (мама Славы – Глухова И.П.) Я лисица, я как пава, выступаю величаво
Лиса: Ребята, вы ведь знаете что я очень хитрая лиса
На Рождество принято гадать, предлагаю погадать и судьбу свою узнать.
Хозяйка: Ой, ребята, посмотрите, кто-то уснул под елкой. Тс-с-с! Тише не шуметь! Может, это спит медведица? Эта гостья в один присест, коль проснется, всех поест!
Медведица (Мама Антона – Кушнирчук Н.К.): Из берлоги снеговой, вышла я сама не своя Тот, кто первым намотает, тот и рыбку получает.
Медведица: Это рыба? Вот так диво! Нам зимой необходима, От мороза нас спасает, в лютый холод согревает Приплыла сюда не зря, погадаем с ней друзья?
Хозяйка: Снова слышу стук друзья!
Коза (мама Ксюши – Гущина Н.С.): Расступись, честной народ! Рожками коза трясет, Так и рвется в хоровод, с песнями да плясками С шутками – побасками. Её рожки завиты, только валенки худы! А какие девицы собрались красивые, ну как принцессы. Выберу – ка, я одну.
Коза: В Рождество принято гадать, вот и я предлагаю погадать. Узнаем, кто самый смелый и умелый.
Хозяйка: Играли, пели, плясали, гадали на Рождество, поэтому и нечистая сила сама кругом ходила и веселилась.
Чертик. Я бежал да запыхался, дыму с печки надышался, К вам на силушку добрался, уж как рад, уж как я рад, Что увидел вас, ребят! Веселиться я люблю, все вставайте на игру, Ко мне кто в лапы попадет, тот со мной плясать пойдет! Ну-ка, ребята, выходите, да родителей с собой на игру ведите!
Хозяйка: Есть такая примета — кто новогодним снегом окропится, тот от недугов исцелится!
Хозяйка: Слышу я опять кто- то в гости к нам идет! Дед Мороз (папа Льва — Чернов С.Д.): Здравствуйте, дорогие, маленькие и большие! Здравствуйте, мои друзья! Вы узнали? Это я, Дед Мороз! Сердечно рад видеть здесь гостей, ребят… С Рождеством вас поздравляю, только счастья я желаю. Пусть сбываются мечты. Ведь праздник полон красоты! А почему у вас елочка не горит? Скажем вместе: «1-2-3 елочка, гори!» (загораются огоньки на елке) Возле елки не устану веселиться от души! Эй, детсадовский народ! Выходи-ка в хоровод!
Дед Мороз: Славно все вы веселитесь! А мороза не боитесь? Дети: Нет, не боимся! Хозяйка: Дед Мороз, видишь, какие у нас дети смелые! Дедушка Мороз на наших посиделках много мам, пап, бабушек. А как любили они игры да веселье! В старину у каждого в избе был обязательно сундук, в котором хранились различные наряды. Вот мы и будем наряжаться.
Дед Мороз: Я подую ветерком, на места свои бегом. Хозяйка: Дедушка Мороз, а ты знаешь, что есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Дед Мороз: Знаю, знаю! Ребята загадывайте желание и ловите свою звездочку! Только берегите звездочку, потеряете – ничего не сбудется! (К потолку привязаны звездочки, звездочки падают, их собирают дети) Дед Мороз: Говорят, что в Рождество, что ни пожелается, Все тот час произойдет, все тотчас сбывается! Я для вас поколдовал и подарочки собрал. Ну, а в будущем году я обязательно приду! (вручение подарков) До, свидания детвора! Хозяйка: Велика Россия наша и талантлив наш народ, Благодарствую я всех! (поклон) 3 этап Реализационный Результат: Совместное участие в празднике привело детей и их родителей в неописуемый восторг, так как участники мероприятия вместе пели, играли, водили хороводы. Такая форма получения знаний о народной культуре детям наглядна, красочна, понятна и доступна. У детей развивается память, умение слышать, коллективное творчество. Дети чувствуют, что занимаются значимым делом, укрепляется чувство гордости за свое творчество, уважение к искусству своего народа. В процессе сотрудничества у родителей дошколят проявились такие качества как музыкальность, ответственность, активность, а дети стали более раскрепощенными, артистичными и коммуникабельными, чувствовали поддержку не только педагогов, но и родителей. Родители и дети стали ближе друг к другу. За время подготовки к празднику родители стали более дружными в своем групповом коллективе, что позволили договориться о более тесном сотрудничестве: отметили проводы зимы «Масленица», общее чаепитие «День рождения детского сада», конкурс ко дню матери «А, ну-ка, мамы!», праздник весны «Мама милая моя!». Не секрет, что родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе танцевать, петь песни. Пройдут года, дети забудут песни, которые звучали на праздниках, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания с родителями. В результате вся проведенная работа проводимая в рамках мероприятия выстроенная в определенной системе педагогических условий, обеспечивает приобщение к истокам народной культуры через народные обрядовые праздники, что и является целью данного мероприятия.
|