Открытое заседание музыкальной и литературной гостиной «Поморы – северный народ» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Гаврилюк Анна Владимировна | |||
08.05.2014 00:49 | |||
«Поморы – северный народ» ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а знаете, что на Кольском полуострове проживает 26 народностей. Знаете, какие? (ответы детей) Сегодня мы с вами поговорим о поморах. (Слайд 20)
МУЗ.РУК: Терские поморы знали много устных произведений – былин, сказок, колыбельных. Давайте представим, что мы с вами находимся в поморской избе. (Слайд 26,27,) Лежит дитя в зыбке, а его качают и поют… РЕБЕНОК: (напевает кукле) Я качаю, зыбаю, Отец пошёл за рыбою, Мать пошла уху варить, Дедка в лес дрова рубить, Я должна бельё стирать, А Ванюше надо спать. Баю – бай, баю – бай! Поскорее засыпай! МУЗ.РУК: К фольклорным произведениям малых форм относятся и песенки-горошинки. Это песенки в 4-8 строк, но очень хороши. ДЕТИ: Песенки – горошинки, Пою их для Алёшеньки, Чтоб помнилось Алёшеньке, Каки они хорошеньки. Вася, Вася, мужичок, Вася сел на сучок, на березовичок. А сучок подломилсе и Васюшка покатилсе… Бах-бах-бах!.. Баю – бай! Баю – бай! Рыбка – сёмга, приплывай. Рыбка – сёмга, приплывай, Алексейку поджидай. Алексейка подрастёт С татой на море пойдёт, Станет рыбку он ловить, Станет маму он кормить. МУЗ.РУК: Основой для поморских песен являлись народные распевы и русский народный фольклор. И сегодня у нас в гостях фольклорный детский коллектив «Потешки» ДК им.Кирова (рук. Ашутова Ю.В.) Выступление «Потешек» (Слайд 31,32,33) МУЗ.РУК: В поморских песнях мы услышим отголоски русских народных песен. Давайте мы вспомним поморский свадебный хоровод «У ворот, ворот батюшковых». Хоровод (дети)(Слайд 34) МУЗ.РУК: Как вы помните, ребята, этот хоровод мы исполнили в поморской сказке Терского берега «Камень-Латырь», которую мы ставили в этом году. А сказок у поморского народа велико множество. Хотите послушать сказку? Тогда внимательно слушайте поморскую речь. Сказка (на ширме) «Медвёть на кулиги» Летом насекла бабка в лесу дрофф, да во костёр-от на кулиги их склала. Зимой бабка за тема дровама в лес покатила. На кулигу-то въехала, гленула: на-ко, цего элако? На костру-от медвёть сидит! Мырьё ко бабки поворотил, глазишша выкатил, пассь рашширил, да как рёвкнет: - Порато я иссь хоцю! А бабка ему отвецят: - Много-ле в бабки мяска-то, одно, быват, коссьё. Не ешь мя, дак дам те крепышку на верьхосытку. Медвёть-от согласилссе: - Забирай дрова! А бабка скорёхонько полешка склала, да домой свезла. Топит бабка пецьку, пироги пецёт. Да долго-ле коротко, истопила все дрова, избу застудила, нать опеть в лес-от ехать. Поехала бабка. Выёжжат ко кулиги, а медвёть на костру сидит. Мырьё ко бабки поворотил, пассь рашширил да как рёвкнет: - Порато иссь хоцю! А бабка ему отвецят: - Много-ле в бабки мяска-то, одно, быват, коссьё. Не ешь мя, дак дам те ишша тёплышку на верьхосытку. Медвёть-от согласилссе: - Забирай дрова! А бабка скорёхонько полешка на цюнки склала, да домой свезла. Топит бабка пецьку, пироги пецёт. Да долго-ле коротко, истопила все дрова, избу застудила, нать опеть в лес-от ехать. Поехала бабка. Выёжжат ко кулиги, а медвёть на костру сидит. Мырьё ко бабки поворотил, пассь рашширил да как рёвкнет: - Порато иссь хоцю! А бабка ему отвецят: - Много-ле в бабки мяска-то, одно, быват, коссьё. Не ешь мя, дак дам те потомбалку на верьхосытку. Медвёть-от согласилссе: - Забирай дрова! А бабка скорёхонько остатни полешка на цюнки склала, да весь костёр-то и концилссе, дрофф нема. А медвёть во сумёту осталссе сидеть. Топит бабка пецьку, пироги пецёт. Долго-ле-коротко, серёдка ноци , цюет бабка, медвёть пришёл. Торкат во ободворенку: - Отворяй бабка вороцця, порато иссь хоцю. Отдавай ме наперьво крепышку. А бабка отворять и не думат. Избяны вороцца ишша крепце затворила, да и отвецят: - Крепко-крепко у мя вороцца запёрты, вот те и крепышка. Медвёть ерицце: - Отдавай тогды тёплышку. А бабка на пецьку повалилассе да и крицит: - Тепло-тепло у мя на пецьки, вот те и тёплышка. Медвёдь ишша пушше ерицце: - Отдавай тогды по обвету потомбалку. Не оддашь обветно, дак како потом бабка в лес-от поедёшь? Я ведь съем тя. А бабка отвецят: - Потом бабка в лес не поедёт - дрова-то я все свезла. Вот те и потомбалка. Медведь ишша поторкалссе, да порато вороцця у бабки крепки. Так и воротилссе на лесну кулигу, со стыдом как с пирогом. Вот и сказка вся. ВОСПИТАТЕЛЬ: Сказку мы одну-то вспомнили, а загадок много знаем. Как говорили в Поморье «Загануто нехитро, да догадаться непросто». Как ни сложны были загадки, всё равно находились мастера их разгадок. И вы попробуйте. Скупое дерево ягоды жалеет, потому краснеет. (Рябина) (Слайд35) Горит без дров, без керосина, без дыма (Солнце) (Слайд36) Кто по снегу, по траве, носит дерево на голове? (Олень) (Слайд37) Маленька, рогатенька, головой не вертит, вкусно хрустит. (Козуля) (Слайд38) МУЗ.РУК: Своеобразный символ Кольского Севера — уникальная поморская игрушка из ржаного теста — терская козуля.(Слайд 39) Козуля - это не только рождественское угощение, но и талисман. Каждая фигурка имеет определенный смысл. Например, коза - символ изобилия и достатка в доме, а корова - хорошего урожая и постоянного плодородия. Олень приносит долголетие и счастье. Тетерка и птенцы означают пожелание материнства и здоровья детям. Нерпа и тюлень - символ успеха на промысле. При выборе фигурки учитывается, кому она предназначена и что человеку лучше всего пожелать в этот день. В отличие от пряников, козули не расписываются, они так и остаются цвета хлеба. Ребята, а вы любите куклы? А вот у поморов были свои игрушки. Получили широкую известность куклы паньи.(Слайд 40) По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а безликая считалась неодушевленным предметом и не могла ему навредить. Дети часто их наряжали в пестрые тряпки и пеленки. (Звенит погремушкой) А это что? (ответ) А у поморов тоже была своя погремушка, деревянная. Называлась она шаркунок, набранная из множества сцепленных особым образом деревянных деталей. Считалось, что шаркунок отгоняет болезни и защищает от сглаза. Мастерили поморы и щепных птиц (Слайд 41) – игрушки, противоположные по духу топорным паньям. Первая щепная птица появилась в пору парусных кораблей. Вот как это было. «В одной деревне болела девочка. Лечили ее травами, брусникой, клюквой, медом – не помогает. Лежит на печке под шубой – согреть-ся не может. Дед жалел внучку, думал, чем бы приободрить. Тогда-то придумал щепную птицу. Из елового чурбачка нащипал по слоям тонких лучинок на перья, выстругал туловище с головкой. Повесил птицу под потолок, чтобы внучка с печки видела. Устанет девочка глядеть на игрушку, глаза закроет, а как снова откроет – птица, словно живая, все крутится. Девочке самой захотелось подвигаться. Стала сидеть, потом попросила с печки снять. Понемногу ходить начала. И поправилась». С тех пор многие люди в своих домах щепных птиц имеют. Вешают их под потолком на тонкой нитке. Туловище, голова, носик выструганы из чурбачка-чурочки, крылья и хвост собраны из резных щепочек, вклеенных в туловище. Птица все время в движении: то водит из стороны в сторону носиком, то качается, то кружится. Смотреть на нее приятно, она успокаивает. Заключение. МУЗ.РУК: Видите, какой интересный народ поморы. Поморы и сегодня никуда не исчезли. Поморский дух и поморский характер – вот ценности, которые выковали наши предки на протяжении веков в суровых условиях Севера и освоения Арктики. Именно эти ценности продолжают определять сущность современных поморов. Ежегодно в нашем крае, в Кузреке, проходят фольклорные фестивали. Сейчас мы посмотрим выступление фольклорного коллектива из села Варзуга. Видео хора из Варзуги ВОСПИТАТЕЛЬ: (Итоги, блиц-опрос детей) МУЗ.РУК: В этом году в нашем саду был открыт мини-музей с экспозицией «Поморская изба» и сейчас дети приглашают детский коллектив «Потешек» и всех гостей на маленькую экскурсию. Дети ведут гостей в музей.
|