ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ. ДОМИНАНТНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КЛАСИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ: «ЭДВАРД ГРИГ И ЕГО МУЗЫКА» 1. Цели: - знакомство с симфонической и фортепианной музыкой норвежского композитора Эдварда Грига. - формирование и развитие у дошкольников культуры музыкального восприятия. - приобщение детей к классической музыке и формирование потребности в этом виде искусства. 2. Задачи: - накопление опыта восприятия доступных стилей и жанров музыки; - развитие способности эмоционально откликаться на музыку и сопереживать выраженным в ней чувствам; - формирование музыкально - оценочного отношения к музыке. 3. Методы: - словесный метод, т.е. беседа о музыке. Важнейшее средство для активации слухового внимания ребенка. Так же важным во время беседы является расширение словарного запаса ребенка. - практический метод. Сопровождает музыкальное восприятие определенными действиями. Это может быть передача впечатлений в пластике (танцевальные импровизации), рисовании. - метод создания художественного контекста. Передает связь с другими видами искусства или действительности. Для этого используются литературные, поэтические, живописные произведения, а так же жизненные ситуации. - метод создания композиции. Подразумевает восприятие и осознание. Используется вокализация, музицирование и другие приемы. - метод переинтонирования. Восприятие музыки на интонационной основе. Метод контрастного сопоставления или сравнения различных произведений КОНСПЕКТ ДОМИНАНТНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КЛАСИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ. Педагог: (Показывая портрет Э.Грига) Мы уже слушали несколько произведений этого композитора. Давайте вспомним, как его зовут. Ответ детей.
Педагог: Да, это норвежский композитор Эдвард Григ. Большой романтик и любитель легенд и сказок. Давайте вспомним произведения, которые мы уже слушали. (Вопрос может сопровождаться музыкальной иллюстрацией отрывков произведений) Дети: "Поэтическая картинка", "В пещере горного короля". Педагог: Пьеса "В пещере горного короля входит в сюиту, которая называется "Пер Гюнт". Расскажите мне, пожалуйста, кто такой Пер Гюнт? Что случилось с ним в пещере горного короля? Педагог: Да, Пер Гюнт - это юноша, который был вынужден бежать из своей деревни и жить в одинокой хижине в горах. Именно там он попадает в таинственную и жутковатую пещеру горного короля, где собираются тролли, гномы и карлики. Расскажите мне, что это за существа? Ответ детей. Педагог: Итак, Пер Гюнт попадает на бал горного короля. Вот он видит как тролли и гномы идут по длинному проходу в пещеру. Идут тихо и настороженно. Вот они в пещере и начинается их пляска. Давайте послушаем это произведение. «В пещере горного короля». (фонограмма) Дети слушают произведение. Подбирают слова для характеристики произведения: страшная, суровая, грозная, воинственная, волшебная, грубая, злая. Педагог: А как Григ с помощью музыки изображает эти существа? Дети: Музыка звучит страшно, на низких звуках. Постепенно музыка становится громче и быстрее. Педагог: Да, музыка звучит в низком регистре, убыстряется темп и нарастает звучание. В музыке это называется крещендо. А какая мелодия? Дети: Мелодия отрывистая, острая. Педагог: А сейчас я предлагаю вам немного поимпровизировать. Давайте придумаем танец на эту музыку. Представьте себе полутемную пещеру в горах, факелы, маленькие злобные существа, которые крадутся на свой бал и, наконец, танец. Движения такие же, как музыка: сначала крадущиеся и таинственные, затем резкие, злобные, страшные. Танцевальная импровизация детей. (фонограмма) Педагог: А теперь я предлагаю послушать еще одно произведение Эдварда Грига. Оно тоже посвящено герою норвежских легенд. Это пьеса для фортепиано и называется "Кобольд". Сейчас мы послушаем, а потом вы расскажете, что говорит музыка об этом сказочном герое, какой у него характер? Звучит пьеса "Кобольд". (фортепиано) Педагог: Как называется это произведение? Какой характер у кобольда? На какое произведение Грига похожа эта пьеса? Чем они схожи? Чем отличаются? Ответы детей. (Если дети ответить не могут, педагог задает наводящие вопросы или объясняет сам). Педагог: Сегодня мы послушали два очень похожих по характеру произведения Эдварда Грига. Но я хочу, чтобы вы послушали еще одно, которое тоже входит в сюиту "Пер Гюнт", но по характеру совершенно отличается от предыдущих. Но сначала я продолжу рассказывать историю Пера Гюнта. Итак, Пер Гюнт бежит из родного края и отправляется в далекое путешествие. Он попадает в далекие страны, становится богачом. Но он не был честным человеком, поэтому богатство, то появлялось у него, то исчезало. Так, в погоне за богатством, прошла его жизнь и он состарился. Тогда он решил вернуться домой на Родину. Прошло много лет, и никто не помнил о нем. Его мама умерла, так и не дождавшись его. И только Сольвейг, девушка, которую он когда-то любил и бросил, все еще любила и ждала его. Она сидела на крыльце своего домика и то грустила, что Пера с ней нет, то улыбалась, вспоминая его, и пела песню. И Григ написал эту песню, и назвал ее "Песня Сольвейг". Эта песня о большой любви, нежности и вере. В ней два разных настроения. В самом начале чувствуешь грусть, тоску и безнадежность. А потом, вдруг, настроение меняется и появляется радость, легкость, веселье - это Сольвейг вспоминает свою молодость и Пера Гюнта. Давайте вместе послушаем это произведение. Звучит "Песня Сольвейг". (фонограмма) Педагог: Вам понравилась "Песня Сольвейг"? Вы заметили, что в пьесе несколько раз менялось настроение? Какой характер у этого произведения? Ответы детей. Педагог: Мы сегодня послушали и вспомнили несколько произведений норвежского композитора Эдварда Грига. Давайте вспомним их названия. Какое из них вам понравилось больше всего? Ответ детей. Педагог: Мы слушали произведения для фортепиано, для симфонического оркестра, но у нас есть произведение Грига, которое мы играем в нашем оркестре. Как оно называется? Давайте поиграем. Детский оркестр: "Поэтическая картинка» (фортепиано)
|