Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Реализованный профессиональный педагогический проект ТЕМА: «Музыка, движение и речь».
Занятия по Музыке
Автор: Казанцева Лариса Алексеевна   
08.03.2014 23:18

Реализованный профессиональный педагогический проект ТЕМА: «Музыка, движение и речь».муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД № 12 «БЕРЁЗКА» комбинированного вида города Искитима Новосибирской области
Совместная работа и музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:Казанцева Лариса Алексеевна, музыкальный руководитель г. Искитим 2014

Всюду, где живёт, трудится и отдыхает человек - звучит музыка. Музыка может выражать самые высокие чувства и дарить людям радость, надежды, мечты. Взрослые и дети реагируют на музыку по-разному, но чаще всего с движениями: в одних случаях  непроизвольными, в других - осознанными.
Родной язык, помогает людям, воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети с малого возраста впитывают в себя всё, что узнают от родителей, воспитателей и сверстников. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития детей. Дети, не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное.

Скачать полный конспект проекта

Работая с детьми в детском саду, я обратила внимание на то что, возросло число детей с различными проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от нормы основных компонентов  речевой системы. Следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.  Воздействие логоритмических  музыкальных игр на психическое развитие ребёнка с речевыми нарушениями, основано на усвоении опыта ряда учёных.  Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Г.В.Чиркина, Т.Б,Филичева  в своих работах говорили  о большой значимости музыкальной  ритмики  для всестороннего развития ребёнка, для формирования и коррекции нарушенных речевых функций. Распевки, мини-песенки, песни, хоровые,  фольклорные игры оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. 
Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказывать помощь, исправлять дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.  На мой взгляд, решение этой проблемы и достижение максимального эффекта в преодолении нарушения звукопроизношения происходит тогда, когда музыкальный руководитель вступает в творческий союз с воспитателями, специалистами ДОУ, а также с родителями воспитанников, это и даст наилучший результат в коррекционно – развивающей работе, который будет  достигаться  через  сочетание музыки,  движения и речи. 
Педагогическая целесообразность использования коллективных музыкально-дидактических игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что они позволяют  на практике повысить темп развития речи в целом, за счёт включения ребёнка в музыкально-речевую и  игровую деятельность. Это и определило тему моего проекта: «Музыка, движение и речь».
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста и профилактику речевых нарушений у детей дошкольного возраста, что сочетает в себе средства, а так же способы развития музыкально-творческих и речевых способностей ребёнка. 
Цель проекта: Коррекция  и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания музыки, движения и звука.
Задачи:
1.    Создать  мотивацию к общению с окружающими.
2.    Развивать коммуникативные умения и навыки средствами синтеза слова, музыки и движения.
3.    Развить и корректировать музыкально-речевые и ритмические движения.
4.    Формировать речевые интересы и потребности дошкольников.
5.    Дать ребёнку возможность проявить себя и добиться успеха.
6.    Организовать работу с педагогами ДОУ.
7.    Организовать работу с родителями.
Место реализации проекта: МБДОУ №12 «Берёзка»
Участники проекта: музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели, специалисты ДОУ, дети и их родители.
Срок реализации проекта: 2 года (сентябрь 2011- май  2013год)
Материально-техническое обеспечение.
В обра¬зовательном учреждении имеется методический ка¬бинет, кабинет психолога,  кабинет логопеда, спортивный зал, изостудия и музыкальный зал. Подобрана фоноте¬ка классической, современной музыки, логопедические песенки, распевки, различные музыкально-ритмические игры и упражнения, а так же методическая  литература.
Приобрете¬ны фортепьяно, синтезатор, музыкальные инструменты, музыкальный центр, телевизор, компьютер, мультимидийный проектор, DVD-проигрыватель, разная ¬аппаратура, что способствует достичь максимального эффекта в коррекционной работе с детьми.
Методическое обеспечение ДОУ.
Детский сад реализует основную общеобразо¬вательную программу «Берегиня» дошкольного образования в соответствии с ФГТ. Учителем-логопедом совместно с музыкальным  руководителем был разработан календарно-тематический  план по обучению  грамоте детей старшего возраста.
В методическом и музыкальном кабинетах оформлен и система¬тизирован методический инструментарий, исходя из особенностей воспитательно-образовательного процесса, сформирована фонотека, которая постоянно пополня¬ется новинками.
Предполагаемые  результаты:
Для воспитанников:
повышение качества речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания;
речевое раскрепощение ребёнка с учётом речевых возможностей;
повышение уровня музыкально-эмоциональной отзывчивости;
повышение чувства ритма, ладовое чувство;
появление интереса к музыкальному творчеству, проявление творческого самовыражения;
воспитание нравственного, эстетического и этического чувства.
Для педагогов:
повышение уровня компетентности в музы¬кальной деятельности;
инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
творческое использование музыкальных упражнений в разных видах детской деятельности;
проявление творческого самовыражения;
повышение темпа развития речи в целом, за счёт включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
целостное воздействие на речевую систему ребенка;
речевое раскрепощение ребёнка, с учётом  речевых возможностей.
Для родителей:
повышение заинтересованности в росте уровня развития правильного произношения слов и звуков в речи;
повышение музыкальной культуры;
формирование  любви к музыкальным произведениям и  песням;
мотивация родителей на активное сотрудничество;
мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания;
формирование активной родительской позиции;
повышение статуса семейного воспитания.

Этапы работы над проектом:
1 этап -  Подготовительный  (сентябрь 2011г - ноябрь 2011 г.)  
На подготовительном этапе были определены участники проекта, их роль в до¬стижении предполагаемых результатов.
Задачи подготовительного этапа носили диа¬гностический, исследовательский характер. Была проведена мною и учителем логопедом вводная диагностика, с результатами которой были ознакомлены педагоги ДОУ и родители детей.
С по¬мощью метода наблюдений, анкетирования, бесе¬ды мы выяснили, что педагогический коллектив и родители, готовы к принятию нашего проекта  и нуждаются в теоретической и практической подготовке. Поэто¬му были запланированы консультации на темы: «Подбор музыкального репертуара и его планиро¬вание», «Учёт индивидуальных особенностей детей при подборе репертуара», оформлены ознакомительные стенды в музыкальном зале, у логопеда, сделаны информационные книжки-передвижки  в старшей группе и в подготовительной к школе группе (логопедической).
В результате анализа состояния развивающей среды, педагоги предложили приобрести наглядные пособия: магнитофон в группу, подобрать фо¬нотеку и музыкально-логоритмические игры. Определяя функции каждого, мы обозначили и свою роль: ко¬ординация, планирование и организация деятель¬ности по оптимальному использованию различных упражнений в образовательном процессе.
Нашими идеями заинтересовались родители, которые помогли приобрести материал для костюмов, в их пошиве, для красочного  проведения запланированных мероприятий и праздников. Предлагали  помощь в подбо¬ре музыкального материала, помогали делать презентации, а самое главное - включились в совместную работу с ДОУ и детьми, участвовали в организации мероприятий и их проведении.
Подводя итог подготовительного этапа, мы сде¬лали вывод, что использование подготовленного материала, музыки, костюмов, участников,  всё это является одним из доступных и эффективных мето¬дов психолого-педагогического воздействия на ре¬бёнка в условиях нашего образовательного учреж¬дения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.
2 этап -  Основной  этап реализации проекта (декабрь 2011 – февраль 2013 года)
Особое место на этом этапе занимала  работа с детьми.  Ведь три кита, на которых стоит логоритмика – это и есть  методика, которая опирается  на связь движения, музыки и речи. Она включает в себя музыкально-двигательные, музыкальные, пальчиковые, речевые, и коммуникативные игры.
Музыкально- ритмические движения – это одна из формы коррекции слоговой структуры слова. Танцы, ритмичные движения – это физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизируют физическую силу, вырабатывают грацию, координацию движения, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, влияют на кровообращение и способствовали выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
В процессе работы подбирала музыкальные игры на развитие внимания, ориентировку в пространстве, координацию движения, чувство ритма, речеслуховую память – что способствовало  правильному ритму дыхания.  Поэтому включала в работу  дыхательную  гимнастику, что помогало  выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение вдоха и выдоха. Дыхательная гимнастика оказывала на организм ребёнка комплексное лечебное воздействие: положительно влияла на обменные процессы, кровоснабжение;  улучшала дренажную функцию бронхов;  восстанавливалось нарушенное носовое дыхание. Обязательно добавлялась артикуляционная гимнастика, что позволяло осуществлять  развитие артикуляционной моторики. Данные занятия проводились как со всей группой , так и индивидуально.
Без пальчиковой гимнастики не проходит не одно занятие, ведь кончики  пальцев - есть второй головной мозг, рука играет важную роль на протяжении всей жизни. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Таким образом, формировалась и совершенствовалась моторика кисти и пальцев рук.  Упражнения  были в медленном темпе и ускорялись. Сначала  одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе, под музыкальное сопровождение и без него. Применяла метод наглядности, показом иллюстраций, пальчикового театра,  и  чаще всего  в стихотворной  форме.  Это стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
Анализ работы образовательной области «Музыка» показал, что оптимальные результаты в этой деятельности,  давались при соблюдении следующих требований:
деятельность  была связана с целями и задачами  тематического планирования с учётом ФГТ;
психофизическая нагрузка соответствовала  определенной последовательности;
использовались  игровые приёмы, которые вызывали большой интерес у детей и активизировали их;
обучение и коррекция проходила  в коллективе, с учётом индивидуальных возможностей развития моторных навыков каждого ребёнка;
виды деятельности варьировались  в зависимости от плана занятия и настроя детей.
На этом этапе работы  были разрабо¬таны рекомендации для педагогов.  Задания,   которые требовали особого внимания, рекомендовалось  выполнять с детьми, без музыкального сопрово¬ждения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения, слова песен, стихи. Музыкальные  произведения рекомендовала  чередо¬вать каждые 2-3 недели, возвращаясь к од¬ним и тем же упражнениям и  играм. Учитывая воз¬растные и индивидуальные особенностей детей, воспитатель самостоятельно определял степень  активности восприятия музыки деть¬ми на конкретном занятии. Перечень логоритмических упражнений и игр, является примерным и варьировался воспитателем с учётом интереса детей. Музыкальные  упражнения, постепенно усложнялись при пе¬реходе от одной возрастной группы к другой.
Важным компонентом нашей инновационной идеи, считали подбор музыкальных произведе¬ний, т. к. неправильно подобранные  музыкально-двигательные упражнения,  могли оказывать отрицательное влияние на деятельность ребёнка.  Всем известно, что утомляемость и нежелание исполнять неправильно  подобранную песню, сложную ребёнку по произношению,  могут приводить к психическому на¬пряжению. Существенное значение имеет репертуар,  кото¬рый по-разному влияет на различные функции орга¬низма, на дыхательную и сердечную деятельность.
Грамотное использование логоритмических упражнений в образова-тельной деятельности и в режимных моментах, не только помогало поднять настроение, оптимизиро¬вать деятельность всех систем организма, улучшать функционирование высших нервных процессов, но и позволяло повысить эффективность работы дет¬ского сада.
Готовясь к  запланированным праздникам, развлечениям, концертам, фестивалям,  проводилась большая  подготовка детей, как музыкальным руководителем и педагогами, так и родителями.  Разучивая песни, танцы, стихи, игры,  учитывалось то, что дети вос¬принимают информацию непосредственно. Поэтому, старалась подби¬рать материал, который  ребёнку знаком, легко воспринимается и заучивается, чтобы ребёнок чувствовал  себя комфортно со сверстниками (и это я считаю одним из ре¬зультатов).
В ДОУ  веду образовательную область ИЗО и изостудию «Весёлая кисточка». С  детьми был начат и успешно завершён  проект «Сказочная азбука». Дети рисовали те буквы, которые им довались с затруднением и подбирали песни на этот звук или букву. Использовали  различные техники рисования. Делая  акцент на звук, ребёнок, в ходе коррекционной работы, начал произносить правильно. Также подбирали загадки, сочиняли сказки, рассказы, песенки.  Родители помогли оформить выставку творческих работ. С этим проектом участвовали  на международном конкурсе.
Важным моментом на данном этапе считаю заинтересованность родителей инновационной идеей совместной работы по использованию музы-кальных моментов в повседневной жизни ребёнка. Родителей ув¬лекла работа по разучиванию музыкальных произведений, упражнений, распевок, и мы с педагогами обнаружили интересный опыт семейного воспитания детей.  Дети рассказывали о том, как они разучивали дома с родителями, бабушками, родственниками и т.д.,  логоритмические упражнения, пели песни, исполняли музыкально-ритмические движения и слушали музыкальные произведения.
Подводя итоги совместных мероприятий, мы сделали вывод, что стало увеличиваться количество родите¬лей-участников в праздничных представлениях; мероприятия проходили вдвойне интересней, когда принимали участия дети и их родственники; дети  и родители были рады об-щению друг с другом,  даже папы теперь не ссыла¬ются на занятость, а с удовольствием принимают участие в мероприятиях детского сада.
3 этап «Рефлексивный» (март 2013 г. - май 2013год)
На заключительном этапе  была проведена повторная диагностика, которая дала положительные результаты, что подтверждается анализом  диагностического исследования.
Оценка уровня овладения ребёнком необходимыми навыками и уме¬ниями по образовательной области:
1  балл — ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;
2 балла — ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
3 балла — ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной  помощью взрослого;
4 балла — ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
5 баллов — ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Виды музыкальной деятельности:
Слушание музыки: эмоционально воспринимает музыку, выражает своё отношение к услышанному; определяет  жанр музыкального произведения; способен придумывать сюжет  к предложенному произведению.
Распевание, пение, звукопроизношение:  поет естественным голосом, чисто интонирует;   эмоционально исполняет песню, передавая характер песни, четко произносит слова  и динамические особенности музыкального произведения.
Музыкально-ритмические движения: ритмично и выразительно двигается в соответствии с характером музыки, её жанром; умеет выполнять танцевальные движения.
В результате реализованного  проекта у детей сформировались  коммуникативные навыки общения, логоритмика способствовала развитию речи, которая  стала более мелодичной и интонационно окрашенной,  нормализовалось дыхание. Увеличился словарный  запас  дошкольников, а также  улучшились  внимание и память.
У наших воспитанников, занимающихся логоритмикой, развилось воображение, благодаря регулярным занятиям, возросли показатели в развитии  двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве. Интегрированный подход сочетания  речи и музыки, позволил  детям раскрыть творческие способности.
Детей, регулярно занимающихся логоритмикой, отличает умение общаться друг с другом, работать в парах, группах. Дети легко вступают в контакт, проявляют инициативу, готовность к общению, правильно воспринимают ситуацию, понимают её смысл, критически оценивают себя и сверстников.
Анализ деятельности педагогов, анкетирование показали, что у педагогов значительно повысился  интерес к проблеме. Педагоги, исследуя воспитательно-образова¬тельный процесс, оценили роль нашей инноваци¬онной идеи, и пришли к выводам: большое значение имеет не только обучение, но и накопление методического запаса; логоритмика  незаменима при переключе-нии внимания во время изучения трудного учебного материала, для предупреждения усталости и утомления; психологическая и физическая разрядка, служит для создания эмоционально¬го комфорта в течение всего дня.
По результатам проведённой работы с родителями отмечается повышение заинтересованности в результатах развивающей работы с детьми, понимание необходимости этого проекта. У родителей  повысился  интерес к музыкальной культуре, к музыкальным произведениям, песням. Активно стали  принимать участие в жизни ДОУ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год