Развиваем творческую личность. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Сыпченко Вера Михайловна | |||
28.07.2015 11:44 | |||
Развиваем творческую личность. Автор: Сыпченко Вера Михайловна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» г.Славянска-на-Кубани Перемены, происходящие в современном обществе, актуализировали задачу воспитания людей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности. Решение этой задачи необходимо начинать с раннего детства.
Дети от природы любознательны. Реализация творческих способностей делает жизнь ребёнка более богатой и содержательной. Становление творческой индивидуальности дошкольника является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Ведь человек, обладающий постоянным интересом к творчеству, умением создавать что-то новое, более успешно адоптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, способен к самосовершенствованию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, наблюдательность, логику, интуицию, активность и т.д. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Применительно к музыкальной деятельности под творческой направленностью личности ребёнка понимается: индивидуальное вслушивание, понимание музыкального образа, реагирование на него, интерпретация музыкального образа ребёнком и его выражение в разных видах музыкальной деятельности (в пении, музыкальном движении, игре на детских музыкальных инструментах, театрализации). Работая со всеми возрастными группами детей, мы пришли к выводу, что отсутствие раннего проявления музыкальности у детей, не говорит о том, что ребёнок лишён музыкальных способностей. Просто проявляются они весьма индивидуально. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя. Эти условия – среда, семья, люди, которые работают с детьми. Таким образом, перед нами встал вопрос, как организовать музыкальное развитие детей, чтобы воспитать музыкально-творческого ребёнка, эстетически развитую личность. Изучив ряд нетрадиционных программ и технологий: «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, «Гармония» К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина, «Элементарное музицирование» Т.Э. Тютюнникова, мы поставили перед собой задачи:
Для решения этих задач применяем принцип, предложенный авторами программы «Гармония» К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко, принцип «горизонтального движения» музыкального репертуара. Такое построение способствует более глубокому освоению, эмоциональному осознанию музыкального образа, запоминанию музыки, возможности каждому ребёнку проявить свои творческие способности в том или ином виде музыкальной деятельности. Если восприятие музыки – это сложный процесс познания и оценки музыкального образа, и ребёнку дошкольнику трудно воспринимать абстрактную картинку, рисуемую музыкой. То движение под музыку- более доступный и ранний вид музыкальной деятельности. Музыкальное движение приносит ребёнку большую радость, эффективно развивает эмоциональную отзывчивость на музыку. Движение под музыку так же является прекрасным способом анализа музыкального произведения. Например: прослушав музыкальное произведение А.Вивальди «Зима», обсудив общий характер музыки, её изобразительные моменты, предлагаем детям выразить своё отношение к музыке в движении, используя легкие, воздушные шарфики. Перед детьми ставится задача: выбрать шарфики холодных тонов и в творческих движениях изобразить холодный ветер, колючий снег, метель. А после прослушивания «Польки» И.Штрауса окунаемся в праздничную атмосферу бала. Дети чувствуют себя настоящими музыкантами, подыгрывая на музыкальных инструментах, и важно прохаживаются по залу. Девочки, выполняя танцевальные движения с веерами, становятся настоящими принцессами. Таким образом, используем музыкальный материал в разных видах музыкальной деятельности: слушание, музыкальное движение, игра на детских музыкальных инструментах. Сначала творческое задание выполняется вместе с педагогом, в дальнейшем дети танцуют самостоятельно, используя элементарные движения и жесты. И нам, и детям, приём передачи настроения и образа в движении очень нравится. Это огромное поле для творчества! Детское творчество по своей природе синтетическая деятельность и проявляться может во всех видах музыкальной деятельности. Песенное творчество важно формировать с младшего дошкольного возраста. К идеям эстетического воспитания средствами певческого искусства обращались философы, педагоги, музыканты всех времён. В своей работе мы придерживаемся мнения, что бережное, но систематическое развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста, непременно приведёт к песенно-творческому развитию. Помогают в этом игры, попевки: игра с ложками «Теремок», «Допой песню», «У кого какая песенка» и др. Музыкально-дидактическая игра «Теремок» (Выбираем персонажи: зайка, лисичка, волчок, мышка, медведь и т.д., по выбору муз. Руководителя. Одеваем шапочки, становимся в круг, зайка за кругом с ложками.) Дети поют: Заинька, беленький ложки нашёл, — Зайчик бежит за кругом. Зайка: (поёт) Тук-тук, кто живёт? за спиной любого персонажа, стучит в ложки и поёт. Лисичка: (поёт) Это я, лисичка, рыжая сестричка! (Зайка отдаёт ложки лисичке, сам становится на её место) Дети поют: Ты лисичка не зевай, Лиса: (поёт) Тук-тук, кто живёт? Волчёк: (поёт) Это я, волчок, серый бочёк! Игра повторяется. Мы предлагаем детям разные варианты творческого исполнения песен: Одну и ту же песню можно оркестровать или инсценировать. На разных возрастных этапах развития дети по разному воспринимают одно и то же музыкальное произведение. Если в средней группе используем музыкальное произведение «Пиццикато» Делиб для танца зайчиков, и дети воспринимают только его общий характер, смену темпа и яркие акценты (мы находим сходства характера музыки с осторожными и в то же время шустрыми зайчиками). То в старшем возрасте дошкольники уже могут различать средства музыкальной выразительности (пиццикато), различают на слух музыкальные инструменты. В старшем возрасте мы предлагаем музицировать на детских музыкальных инструментах. (используем киндер-маракасы, колокольчики на деревянных палочках, металлофоны, треугольники и др.) Детское музыкальное творчество-процесс интересный и увлекательный, прежде всего для самого ребёнка. Создание чего-то своего, нового – это большая радость и ценность для дошкольника. Конспект музыкального тематического занятия в средней группе детского сада «Как ребята подружились с темнотой» Программные задачи:
Музыкальный материал:
Ход занятия; Дети заходят в зал. Музыкальное приветствие с помощью детских музыкальных инструментов, (поют: «Добрый день!» «Доброе утро!» «Здравствуйте!») Муз. руководитель: Ребята, какое у вас сегодня настроение? А какое вообще бывает настроение? Дети: Весёлое, грустное, сердитое... Муз. руководитель: Послушайте внимательно музыку и скажите, какое настроение она передаёт? Слушают «Грустную песенку», В.Калинникова Муз. Руководитель: Как звучала музыка? Дети: Медленно, спокойно, грустно, протяжно, ласково... Муз. Руководитель: Какое же настроение она передаёт? Дети: Грустное, печальное. Муз. Руководитель: Кто же загрустил в нашем зале? Давайте поищем. Звучит «Грустная песенка», дети двигаются по залу в рассыпную, «ищут». Муз. руководитель: (показывает детям короб) — Мне кажется музыка слышна из этого короба, давайте в него заглянем. (Открывает короб, музыка громче, гаснет свет) - Ой! Ребята да это же темнота грустила в коробке. Синий вечер к нам спустился, - Ребята, пускай темнота немножко побудет у нас. А что бы нам не было скучно и грустно мы будем добрыми волшебниками и зажжем волшебные звёздочки. Исполняют Этюд: «Добрые волшебники» (песня «Фонарики», И.Гуртова, поют девочки подготовительной группы, дети средней гр. танцуют с фонариками). (Зажигаются гирлянда — звёздочки) Муз. руководитель: Оказывается в темноте не так уж и скучно и не грустно. В темноте можно увидеть, как светят звёздочки, и маленькие светлячки. (Рассыпать «светлячков»). Возьмите светлячка в ладошку, мы с ними поиграем и песенку про них споём. Каким голосом надо её спеть? Дети: Нежным, ласковым, добрым... Исполняют песню: «Светлячки», М.Картушина. Муз. руководитель: Вы спели очень нежно, ласково, а теперь давайте скажем светлячку добрые слова. Потешка: Светлячок, светлячок, (отпускают, убирают «светлячков» в коробочку) Муз. руководитель: Ребята, я думаю, темноте пора возвращаться в свой короб, давайте на неё подуем и она спрячется. (Дети дуют, зажигается свет)
послушайте, как она звучит? Слушают «Утро», Э.Григ Дети: Музыка светлая, прозрачная, неторопливая, сначала тихая, потом громкая, яркая. Муз. руководитель: Как она называется? Дети: «Утро» Муз. руководитель: Какую картину рисует музыка? Дети: Как просыпается солнце, птички, раскрываются цветочки, всё вокруг освещается. Муз. руководитель: Давайте мы тоже будем солнышками и своими тёплыми лучиками согреем всё вокруг. Исполняют Этюд: Солнечные лучи» Муз. руководитель: Солнышко проснулось и взошло, Давайте с ними поиграем. Этюд-игра: «Солнечные зайчики», Майкапар А ещё мы знаем песенку про солнечных зайчиков. Как её надо спеть, что бы передать настроение? Дети: Весело, звонко, задорно, легко. Исполняют песню: «Солнечные зайчики», Е.Поплянова. Муз. руководитель: Очень весёлая получилась песенка и настроение у нас радостное, весёлое. Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями и закончим наше занятие весёлым танцем. Исполняют танец: «Разноцветная игра» (Буренина А.И. «Ритмическая мозаика»)
|