Музыкальный фольклор в воспитании детей или «Ребенок и музыкальный фольклор» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Смирнова Татьяна Николаевна | |||
09.10.2021 20:55 | |||
Музыкальный фольклор в воспитании детей или «Ребенок и музыкальный фольклор» Детям в раннем возрасте еще непонятно чувство любви к Родине, но однако же, именно в этом возрасте, она только зарождается. Для него это самые близкие люди – мама, папа, дедушки и бабушки и все те, кто его окружает рядом – детский сад, воспитатели и т.д. От того, что он слышит, видит, зависит его формирование к окружающему миру. В это время развиваются чувства, черты характера, которые связывают ребенка со своими народом, с его языком и обычаями. С этого момента в группе раннего возраста я начинаю использовать народную музыку: песни, хороводы, прибаутки и потешки. Я и сама их помню из своего детства, это уже как «классика»: «Идет коза рогатая…», «Чики-чики-чички, летели две птички…», ту же «Сороку». Также включаю в репертуар национальные чувашские прибаутки: «Касая», чувашские плясовые мелодии «Тункки, тункки». Дети любят эти забавы. Я всегда стараюсь демонстрировать пение с внесением ярких народных игрушек: матрешек, козочку, петушка, коровушку и другие предметы декоративно-прикладного искусства. Все это богатство народного творчества, которое помогает усвоить язык своего народа. Мама поет ребенку колыбельную перед сном, он реагирует на песни мамы и успокаивается. Также на пропетую плясовую мелодию ребенок начинает реагировать плясовыми движениями. Эти первые впечатления так богаты жизнелюбием, добром, юмором, неиссякаемой энергией народного фольклора.
Начиная со 2 младшей группы детского сада дети больше слышат народной музыки: песен, мелодий в оркестровом звучании и исполнении, в современных обработках. У детей закрепляется постоянный интерес к репертуару, они с вниманием и удовольствием его воспринимают. Самые любимые это танцевальные мелодии: «Из под дуба», «Ах, вы сени», «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах, улица, улица широкая», «Как у наших у ворот», «Ах, ты береза» и т.д. Более в старшем возрасте дети учатся различать контрастный характер музыки, а также реагировать движениями на начало и окончание музыки, кружиться, топать, хлопать, делать «фонарики» — вращать кистями рук, подпрыгивать и т.д. В зависимости от возраста детей, я расширяю репертуар чувашских и русских народных песен и усложняю их. Эти мелодии доступны слуху ребенка, их яркая гармония вызывает у детей эмоциональную отзывчивость. С большой радостью эти мелодии дети исполняют на детских музыкальных инструментах, в оркестрах. Детям интересно инициировать народные песни и с большим интересом это делают, например самые любимые песни «Где был, Иванушка?», «Как на тоненький ледок», «Две тетери», «Патока с имбирем», чувашские песни «Автан тус» и др. Я использую много чувашской национальной музыки в хороводных играх: «Ваиа», «Семерт сески суралать» и др. Обучая старших детей пляске «Калинка» я ставлю задачу: познакомить с характером движений, которым присуще задор и веселье. Работа над элементами плясок продолжается и в группе, и на прогулке. Воспитатель закрепляет движения с подгруппой и индивидуально. При разучивании используем подговорочки, например: «Каблучками я стучу, Когда выученных танцевальных движений у детей становится достаточном, и они начинают варьировать, переходя от одного движения к другому. Вот так полностью получается пляска, например «Сударушка». Объясняю детям, что такие пляски издавна любимы в народе. Когда люди собирались вместе, чтобы повеселиться и отдохнуть от работы, они часто устраивали соревнования: кто больше покажет интересных движений. Тот считался лучшим плясуном. Дети в развлечениях тоже играют в такие игры: «Кто больше исполнит танцевальных движений» и «Кто кого перепляшет». Такая форма помогает развивать самостоятельную танцевально-игровую деятельность детей, способствует развитию творчества. Танцы с балалайками, с деревянными ложками, с платочками, с полотенцами вышитыми национальными узорами – все это чисто принадлежность русского и чувашского быта вызывает у детей радость. Неотъемлемый путь воспитания наших детей – это приобщение к музыкальному фольклору и наследию русского чувашского народа.
|