Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Комплекс музыкальных игр — упражнений для эмоционального раскрепощения и развития актерского мастерства»
Занятия по Музыке
Автор: Пахомова Дарья Анатольевна   
23.07.2016 21:07

«Комплекс музыкальных игр — упражнений для эмоционального раскрепощения и развития актерского мастерства»«Комплекс музыкальных игр — упражнений для эмоционального раскрепощения и развития актерского мастерства»

Автор: Пахомова Дарья Анатольевна, преподаватель народного пения, МБУДОД ДШИ п.Чегдомын, Хабаровский край Верхнебуреинский район.

Описание материала: Данный материал предназначен для учеников Детской Школы Искусств по классу народного пения или фольклорного ансамбля. Упражнения данного комплекса можно включать по одному или несколько в уроки вокала, а также фольклорного ансамбля, в зависимости от возраста детей выбираем этапы от простого к сложному. Если убрать музыкальный материал и оставить просто скороговорки, то эти упражнения можно использовать как игры в развлекательной программе летнего детского лагеря или детского сада.

Цели:

Добиться эмоционального раскрепощения и самовыражения детей

 

Скачать полный конспект

Задачи:

  • Развивать актерское мастерство;
  • Развивать музыкальный и ритмический слух;
  • развивать память, внимание;
  • Вызвать интерес, пробудить фантазию;
  • Развивать умение работать как в коллективе, так и самостоятельно.

Оборудование: карточки – картинки, музыкальный инструмент

Предварительная работа. Изготовление карточек-картинок к упражнениям, разучивание с детьми музыкальных распевок (сложных для запоминания).

Упражнение 1. «Чайничек с крышечкой»

Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой
Шишечка с дырочкой
В дырочке пар!

1 Этап «Зеркало»:

Педагог пропевает скороговорку, показывая:

  • Чайничек – круговое движение руками сверху вниз, как бы рисуя в воздухе чайник;
  • Крышечку – хлопок ладонями, параллельно полу;
  • Шишечку – кулак одной руки поставить на открытую ладонь другой;
  • Дырочку – соединить большой и указательный палец поднятой вверх кисти;
  • Пар – восходящее движение кистями.

Дети, молча или артикулируя, повторяют движения педагога.

Этот этап позволяет произвести разучивание текста скороговорки.

2 Этап «У кого самый красивый чайничек?»

(упражнение на выразительность речевой интонации)

Педагог идет и поочередно проговаривают скороговорку с движениями, стараясь добиться наибольшей интонационной выразительности, «нарисовать» чайник речевой мелодией. Можно предложить детям проговорить текст «от лица» самого большого, самого маленького, самого стеснительного, самого добродушного, самого надменного и т.д. чайника. Для маленьких детей я использую картинки с изображением чайника.

3 этап «Сказки старого чайника».

Ребенок пропевает скороговорку с задуманным эмоциональным подтекстом (желательно из картинок представленных выше), остальные же дети пробуют угадать – какой это был чайник, его характер и тд.

4 Этап «Спрятанное слово»

Педагог предупреждает детей о том, что он «прячет» какое-либо слово, которое теперь можно будет только показать, но не произносить. Кто не сумеет с этим справиться и при пропевании скороговорки назовет «секретное спрятанное» слово вслух – выходит из игры. (варианты: пропевание скороговорки шёпотом»; переходит в «оркестр» аккомпанирующий пению детей звучащими жестами)

5 Этап «Перепутаница»

Дети пропевают скороговорку с движениями (см. 1 этап). Педагог показывает неправильные движения. Дети тренируя «зрительное двухголосие», стараются не повторять ошибки.

Упражнение 2 «Егорка с Макаркой»

Егорка на горке,
Макар под горой.
Егорка с Макаркой
Торгуют водой.

Этап 1 «Путешествие»

Эта игровая модель для малышей предоставляет широкие возможности для использования ее в интерактивных сказочных путешествиях, которые являются одной из наиболее удачных форм построения занятия с малышами дошкольниками. «Поход» к Егорке с Макаркой может быть основной сюжетной линией урока или; без этой воды нельзя сварить кашу для Сороки-вороны, приготовить чай с пирогами у доброй хозяюшки Глаши, нечем напоить зайчика-побегайчика и тд…

Приключения которые могут быть в пути у Егорки с Макаркой: высокая трава, болото, горы, встреча с ежиком, обезьянки, … (можно сделать «спортивную эстафету» как угодно), либо возникновение очередной необходимости возвращения за водой: например, в первый раз отправились за водой для Сороки-вороны, затем вспомнили, что оставили немытым волшебное яблоко, вымыв его сообразили, что нет воды помыть руки, перед тем, как его съесть и тд...

Этап 2 «Диалог»

Дети могут разыграть свою встречу с героями скороговорки, в результате чего может сложиться такой ритмизированный диалог:

-Зачем пришли? –строго, уперев руки в боки, низким голосом

-За водой пришли! – руки перед собой с открытыми ладонями, «убеждая»

  • Ну, пойте для нас

Веселите вы нас! – ритмизированные хлопки справа и слева.

Этот диалог дает прекрасную мотивацию для пропевания скороговорки с движениями, а так же для повторения песни, танца или любого другого учебного материала.

Упражнение 3 «Цапли»

Цаплям постоять охота
Целых два часа подряд
Цапли посреди болота
На одной ноге стоят.

1 этап «Замирание»

С пением скороговорки дети ходят «как цапли» по классу. С окончанием замирают, удерживая равновесие на одной ноге. (я делаю паузы в разных местах, и в середине и обрывая слово)

2 этап «Хореографический шаг»

Дети пропевают скороговорку и делают хореографический шаг ( «в одну ножку», «в две ножки», «в три ножки», «горох», «трилистник»). Прекрасно помогает для закрепления пройденного материала по хореографии. (можно также использовать паузы, заранее договорившись о замене шага)

Упражнение 4 «Три сороки»

Три сороки тараторки
Тараторили на горке.

1 Этап «Сорочьи сказки»

Дети совместно с учителем придумывают, что происходит у сороки и в зависимости от этого меняют тональность исполнения скороговорки. Например: за сороками охотятся лиса и куница – и они вынуждены подниматься все выше и выше (восходящее движение по полутонам); сороки украшают елку к Новому году – развешивают игрушки то на верхних, то на нижних ветках; поднимаются все выше и выше по веткам, чтобы увидеть гостей; спускаются на землю, чтобы схватить вкусную шишку (пропевание скороговорки в нижнем регистре); играют в прятки (педагог нажимает ноту, а дети пытаются ее повторить «найти» и тд…

2 Этап «Сорочья сплетня»

Дети пропевают скороговорку, а затем «трещат», как сороки, сопровождая речь быстрыми шлепками по коленям. Сорочий стрекот ( «Тррр! Тррр1 Тррр!») может быть в свободной или заранее определенной ритмической форме.

Вариант:

Дети пропевают скороговорку, пускают по кругу «сорочью сплетню», трещат таким образом, чтобы соло одного ребенка без пауз переходило в соло другого. Это достаточно трудное, но чрезвычайно увлекательное и полезное упражнение.

Упражнение 4 «Ехал Грека через реку»

Ехал Грека через реку
Видит Грека в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку Цап!

Игровое содержание:

1 вариант:

Дети делятся на пары и встают в круг таким образом, что первые номера образуют внутренний, а вторые –внешний круг. С пением скороговорки на каждую фразу они меняются местами в паре, сигналом к смене мест служит хлопок в ладоши на последнюю долу фразы. С окончанием скороговорки (на слово «Цап») ребенок, стоящий во внутреннем кругу, должен осалить своего партнера, а ребенок стоящий во внешнем кругу – присесть, отскочить или увернуться, чтобы не быть пойманным. В случае если игрок внешнего круга сумел засолить товарища, они меняются местами; если же нет, игра продолжается в прежнем варианте.

2 вариант:

В основе этой модели лежит игра, известная многим под названием «Механическое пианино». И.П. – игроки сидят, положив руки на колени соседей. Предполагаемая игровая ситуация: Грека едет по новому месту, на котором еще не прибиты дощечки, поэтому там где он проезжает, дощечка чуть подпрыгивает.

Игроки с пением скороговорки по очереди шлепают по коленям. Сложность заключается в том, что руки играющих перепутаны (на правом колене – рука соседа справа, на левом соседа слева) и приходиться быть очень внимательным, чтобы не пропустить свой ход и не шлепнуть по колену соседа раньше времени.

Эта игра не только замечательное упражнение на координацию речи и движения, но и отличный тренинг на развитие внимания, чувства партнера и ритмической пульсации.

Упражнение 5 «У Варвары куры стары»

Тары-бары растабары
У варвары куры стары
Стары старенькие
Растабаренькие.

(Следует объяснить детям, что слово «растабаренькие» означает толстые, жирные)

1 этап «На птичьем дворе»

Пропевание скороговорки с различными эмоциональными и фонапедическими фильтрами. Например:

  • Узнали куры, что Варвара считает их старыми и хочет сварить в супе – расстроились – дети поют скороговорку очень грустно, жалобно
  • Но Варвара передумала, старые – значит мудрые, опытные: куры обрадовались и даже возгордились – петь важно, с достоинством
  • Но тут на птичий двор пробралась лиса – куры затаились на насесте –пропевание скороговорки piano (тихо)
  • В сарай к курам пожаловали гуси и утки и начался у них настоящий птичий базар, гуси и утки гогочут о своем, а куры – о своем: исполнение скороговорки активно, азартно, энергично
  • Куры нашли брошенную кем-то жевательную резинку, попробовали ее, и клювы у них склеились: пропевать скороговорку, собрав губы в трубочку или сквозь зубы
  • Пришлось Варваре вызвать ветеринара, он почистил курам клювы, но они никак не могут поверить, что клювы снова свободны: пение с утрированным открыванием рта, активным разминанием артикуляционного аппарата.

И так далее… Хочется лишь отметить, что чем большую свободу в сочинении подобных историй предоставит детям педагог, тем больший интерес вызывает у них подобная игровая форма. (отмечу, что на первых занятиях лучше давать не все предложенные ситуации, а лишь несколько и от занятия к занятию прибавлять историю)

2 Этап «Найди зернышко»

Куры нашли жемчужное зерно и спрятали его от Варвары, желая устроить для нее сюрприз. Водящий – «Варвара» или «Хозяин кур» — стараются определить, где (при игре в классе) или у кого (при круговом исходном положении) спрятано «зерно». Игроки подсказывают ему направление поисков динамикой исполнения скороговорки: forte- «горячо», piano- «холодно»

Упражнения данного комплекса можно использовать как вместе, так и по отдельности, в зависимости от возраста учащихся.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год