«Комплекс музыкальных игр — упражнений для эмоционального раскрепощения и развития актерского мастерства» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Пахомова Дарья Анатольевна | |||
23.07.2016 21:07 | |||
«Комплекс музыкальных игр — упражнений для эмоционального раскрепощения и развития актерского мастерства» Автор: Пахомова Дарья Анатольевна, преподаватель народного пения, МБУДОД ДШИ п.Чегдомын, Хабаровский край Верхнебуреинский район. Описание материала: Данный материал предназначен для учеников Детской Школы Искусств по классу народного пения или фольклорного ансамбля. Упражнения данного комплекса можно включать по одному или несколько в уроки вокала, а также фольклорного ансамбля, в зависимости от возраста детей выбираем этапы от простого к сложному. Если убрать музыкальный материал и оставить просто скороговорки, то эти упражнения можно использовать как игры в развлекательной программе летнего детского лагеря или детского сада. Цели: Добиться эмоционального раскрепощения и самовыражения детей
Задачи:
Оборудование: карточки – картинки, музыкальный инструмент Предварительная работа. Изготовление карточек-картинок к упражнениям, разучивание с детьми музыкальных распевок (сложных для запоминания). Упражнение 1. «Чайничек с крышечкой» Чайничек с крышечкой, 1 Этап «Зеркало»: Педагог пропевает скороговорку, показывая:
Дети, молча или артикулируя, повторяют движения педагога. Этот этап позволяет произвести разучивание текста скороговорки. 2 Этап «У кого самый красивый чайничек?» (упражнение на выразительность речевой интонации) Педагог идет и поочередно проговаривают скороговорку с движениями, стараясь добиться наибольшей интонационной выразительности, «нарисовать» чайник речевой мелодией. Можно предложить детям проговорить текст «от лица» самого большого, самого маленького, самого стеснительного, самого добродушного, самого надменного и т.д. чайника. Для маленьких детей я использую картинки с изображением чайника. 3 этап «Сказки старого чайника». Ребенок пропевает скороговорку с задуманным эмоциональным подтекстом (желательно из картинок представленных выше), остальные же дети пробуют угадать – какой это был чайник, его характер и тд. 4 Этап «Спрятанное слово» Педагог предупреждает детей о том, что он «прячет» какое-либо слово, которое теперь можно будет только показать, но не произносить. Кто не сумеет с этим справиться и при пропевании скороговорки назовет «секретное спрятанное» слово вслух – выходит из игры. (варианты: пропевание скороговорки шёпотом»; переходит в «оркестр» аккомпанирующий пению детей звучащими жестами) 5 Этап «Перепутаница» Дети пропевают скороговорку с движениями (см. 1 этап). Педагог показывает неправильные движения. Дети тренируя «зрительное двухголосие», стараются не повторять ошибки. Упражнение 2 «Егорка с Макаркой» Егорка на горке, Этап 1 «Путешествие» Эта игровая модель для малышей предоставляет широкие возможности для использования ее в интерактивных сказочных путешествиях, которые являются одной из наиболее удачных форм построения занятия с малышами дошкольниками. «Поход» к Егорке с Макаркой может быть основной сюжетной линией урока или; без этой воды нельзя сварить кашу для Сороки-вороны, приготовить чай с пирогами у доброй хозяюшки Глаши, нечем напоить зайчика-побегайчика и тд… Приключения которые могут быть в пути у Егорки с Макаркой: высокая трава, болото, горы, встреча с ежиком, обезьянки, … (можно сделать «спортивную эстафету» как угодно), либо возникновение очередной необходимости возвращения за водой: например, в первый раз отправились за водой для Сороки-вороны, затем вспомнили, что оставили немытым волшебное яблоко, вымыв его сообразили, что нет воды помыть руки, перед тем, как его съесть и тд... Этап 2 «Диалог» Дети могут разыграть свою встречу с героями скороговорки, в результате чего может сложиться такой ритмизированный диалог: -Зачем пришли? –строго, уперев руки в боки, низким голосом -За водой пришли! – руки перед собой с открытыми ладонями, «убеждая»
Веселите вы нас! – ритмизированные хлопки справа и слева. Этот диалог дает прекрасную мотивацию для пропевания скороговорки с движениями, а так же для повторения песни, танца или любого другого учебного материала. Упражнение 3 «Цапли» Цаплям постоять охота 1 этап «Замирание» С пением скороговорки дети ходят «как цапли» по классу. С окончанием замирают, удерживая равновесие на одной ноге. (я делаю паузы в разных местах, и в середине и обрывая слово) 2 этап «Хореографический шаг» Дети пропевают скороговорку и делают хореографический шаг ( «в одну ножку», «в две ножки», «в три ножки», «горох», «трилистник»). Прекрасно помогает для закрепления пройденного материала по хореографии. (можно также использовать паузы, заранее договорившись о замене шага) Упражнение 4 «Три сороки» Три сороки тараторки 1 Этап «Сорочьи сказки» Дети совместно с учителем придумывают, что происходит у сороки и в зависимости от этого меняют тональность исполнения скороговорки. Например: за сороками охотятся лиса и куница – и они вынуждены подниматься все выше и выше (восходящее движение по полутонам); сороки украшают елку к Новому году – развешивают игрушки то на верхних, то на нижних ветках; поднимаются все выше и выше по веткам, чтобы увидеть гостей; спускаются на землю, чтобы схватить вкусную шишку (пропевание скороговорки в нижнем регистре); играют в прятки (педагог нажимает ноту, а дети пытаются ее повторить «найти» и тд… 2 Этап «Сорочья сплетня» Дети пропевают скороговорку, а затем «трещат», как сороки, сопровождая речь быстрыми шлепками по коленям. Сорочий стрекот ( «Тррр! Тррр1 Тррр!») может быть в свободной или заранее определенной ритмической форме. Вариант: Дети пропевают скороговорку, пускают по кругу «сорочью сплетню», трещат таким образом, чтобы соло одного ребенка без пауз переходило в соло другого. Это достаточно трудное, но чрезвычайно увлекательное и полезное упражнение. Упражнение 4 «Ехал Грека через реку» Ехал Грека через реку Игровое содержание: 1 вариант: Дети делятся на пары и встают в круг таким образом, что первые номера образуют внутренний, а вторые –внешний круг. С пением скороговорки на каждую фразу они меняются местами в паре, сигналом к смене мест служит хлопок в ладоши на последнюю долу фразы. С окончанием скороговорки (на слово «Цап») ребенок, стоящий во внутреннем кругу, должен осалить своего партнера, а ребенок стоящий во внешнем кругу – присесть, отскочить или увернуться, чтобы не быть пойманным. В случае если игрок внешнего круга сумел засолить товарища, они меняются местами; если же нет, игра продолжается в прежнем варианте. 2 вариант: В основе этой модели лежит игра, известная многим под названием «Механическое пианино». И.П. – игроки сидят, положив руки на колени соседей. Предполагаемая игровая ситуация: Грека едет по новому месту, на котором еще не прибиты дощечки, поэтому там где он проезжает, дощечка чуть подпрыгивает. Игроки с пением скороговорки по очереди шлепают по коленям. Сложность заключается в том, что руки играющих перепутаны (на правом колене – рука соседа справа, на левом соседа слева) и приходиться быть очень внимательным, чтобы не пропустить свой ход и не шлепнуть по колену соседа раньше времени. Эта игра не только замечательное упражнение на координацию речи и движения, но и отличный тренинг на развитие внимания, чувства партнера и ритмической пульсации. Упражнение 5 «У Варвары куры стары» Тары-бары растабары (Следует объяснить детям, что слово «растабаренькие» означает толстые, жирные) 1 этап «На птичьем дворе» Пропевание скороговорки с различными эмоциональными и фонапедическими фильтрами. Например:
И так далее… Хочется лишь отметить, что чем большую свободу в сочинении подобных историй предоставит детям педагог, тем больший интерес вызывает у них подобная игровая форма. (отмечу, что на первых занятиях лучше давать не все предложенные ситуации, а лишь несколько и от занятия к занятию прибавлять историю) 2 Этап «Найди зернышко» Куры нашли жемчужное зерно и спрятали его от Варвары, желая устроить для нее сюрприз. Водящий – «Варвара» или «Хозяин кур» — стараются определить, где (при игре в классе) или у кого (при круговом исходном положении) спрятано «зерно». Игроки подсказывают ему направление поисков динамикой исполнения скороговорки: forte- «горячо», piano- «холодно» Упражнения данного комплекса можно использовать как вместе, так и по отдельности, в зависимости от возраста учащихся.
|