МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с. Октябрьское» Томского района Автор: Баранова Элина Николаевна музыкальный руководитель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с. Октябрьское» Томского района. Форма проведения непосредственно образовательной деятельности: эстетическая игра. Она содержит 5 этапов: 1 этап - вхождение в игровую ситуацию. 2 этап - проживание ситуации и постижение её изнутри. 3 этап - выстраивание своего отношения к происходящему. 4 этап - анализ ситуации и рефлексия. 5 этап самый важный в эстетической игре - рождение художественного образа и создание творчества. Проведение непосредственно образовательной деятельности в этой форме наиболее успешно , т. к. в музыкальном воспитании присутствуют различные виды художественного творчества, используются проблемные ситуации, которые стимулируют музыкальное воображение, творческое мышление. При проведении эстетической игры я поставила следующие задачи: Обучающие: Расширять знания детей о композиторах - классиках. Учить различать средства музыкальной выразительности. Учить передавать характер музыкального образа в движениях и игре на детских музыкальных инструментах. Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Развивать творческую активность в различных видах музыкальной деятельности. Развивать потребность в творческом самовыражении, самостоятельность в воплощении художественного замысла.
Побуждать детей высказываться о характере музыкальных произведений. Воспитательные: Воспитывать интерес к классической музыке. Стимулировать инициативу детей.
Для реализации этих задач я использовала предметно - пространственную среду, которая наиболее благоприятно стимулирует самостоятельную музыкальную деятельность: выбор музыкальных инструментов, приспособлений, предметов. Музыкальный материал подобран логично, доступный, высокохудожественный, соответствует возрасту, увлекает своей выразительностью, дающий возможность для создания игровой ситуации. Художественно - эстетическая деятельность заключается в следующих видах: изобразительной , речевой, музыкально - ритмической, игровой. Творческая атмосфера непосредственно образовательной деятельности создает идеальные условия для проявления инициативности, самостоятельности, продуктивности. Я, как педагог, косвенно руковожу деятельностью детей, обогащаю опыт детей новыми художественными впечатлениями, включаюсь в игровые действия, демонстрирую способы действий. Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Танец Феи Драже», М. П. Мусоргский «Баба Яга», С. С. Прокофьев «Монтекки и Капулетти», А. Гречанинов «Котик заболел», Э. Григ «Шествие гномов». Музыкальные инструменты и оборудование: музыкальный треугольник , колокольчики , металлофоны , шарфы из органзы, шапочки гномиков, метелки, елки, иллюстрированные декорации замка, заготовки выражения лиц гномов на бумаге, фломастеры, магнитная доска, костюм Белоснежки, волшебная палочка. Ход образовательной деятельности: Музыкальный руководитель: Ребята, вы все любите сказки - веселые и добрые, с чудесами и волшебством. Музыка тоже может рассказать сказку о прекрасной фее, злом колдуне, страшной и хитрой Бабе Яге. Но музыка рассказывает не словами, а звуками: то ласковыми, таинственными, то грозными, тревожными. - В одном сказочном королевстве мы встретили сказочных гномиков. Посмотрите на их портреты. Но что случилось с ними? Почему на портретах нет ни глаз, ни бровей, ни губ? ( Ответы детей). -Я, кажется, догадалась! Их заколдовал злой тролль. Как же помочь гномам? ( Ответы детей). - Пусть нам поможет музыка. С её помощью мы создадим выражения лиц каждого из гномов. ( Предлагаю прослушать музыку, которая рассказывает о Фее Драже П. И. Чайковского). Дети: Музыка сказочная, серебристая, сверкающая, нежная, таинственная. Музыкальный руководитель: Фея Драже, какой её рисует музыка? Дети: Маленькой, хрупкой, в разноцветном платье, она постоянно разбрасывает свои угощения. Музыкальный руководитель: А почему вы так решили? Дети: Музыка звучит в высоком регистре, легко, изящно. Музыкальный руководитель: Мы воссоздадим образ гномика, который по характеру походит на Фею Драже. ( Дети на заготовке дорисовывают портрет гномика, соответствующий образу). Музыкальный руководитель: А какими инструментами можно украсить эту музыку? Дети: Звучанием колокольчиков, музыкальным треугольником, металлофонов. Потому что звук этих инструментов серебристый. Музыкальный руководитель: Сейчас к нам придет Фея Драже и исполнит свой танец. У меня есть волшебные шарфы. Я превращу девочек в добрых фей, а мальчики будут придворными музыкантами. (Девочки импровизируют танец, мальчики музыкальными инструментами озвучивают музыку). Музыкальный руководитель: Посмотрите, у нас некоторые гномики расколдовались при помощи музыки. Будем расколдовывать следующих гномиков. Музыкальный руководитель: Недалеко от сказочного королевства в темном, дремучем лесу жила Баба Яга. Вот она к нам пожаловала. (Дети слушают «Бабу Ягу» М. Мусоргского). Музыкальный руководитель: Какой вы представляете Бабу Ягу? Дети: Она страшная, сердитая, злая, хитрая. Музыкальный руководитель: Действительно музыка звучит сердито, она колючая, быстрая. Баба Яга колдует, опираясь на клюку. Я сейчас взмахну волшебной палочкой и у нас ещё 2 гномика расколдуются. ( Дети на заготовке дорисовывают сердитые, грозные, хитрые лица). - А теперь мы превратимся в Бабок Ёжек и исполним танец. (Дети берут необходимые атрибуты и под музыку импровизируют танец). Музыкальный руководитель: ОЙ! Кто это так жалобно мяукает? Это - ничья кошка Имени нет у неё. У выбитого окошка Какое ей тут житьё? Холодно ей и сыро У кошки лапа болит. (Звучит произведение А. Гречанинова «Котик заболел» . Дети называют название и композитора). Музыкальный руководитель: Почему у кошки заболела лапа? Дети: Потому что она её простудила в холодной луже, ей наступили на лапу и т.д. Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, как мы можем помочь кошке? (Ответ детей). -Посмотрите, наши гномики хотят расколдоваться. Давайте им поможем. (Дети на заготовке дорисовывают грустное выражение гномов). Музыкальный руководитель: Ой, слышите, в наше сказочное королевство ещё один гость пожаловал. Послушайте музыку и скажите, какое её содержание? (Дети слушают отрывок произведения С. Прокофьева «Монтекки и Капулетти»). Дети: Музыка вкрадчивая, злая, испуганная. Как буд - то к нам крадется страх. Музыкальный руководитель: Это наверно сам злой тролль к нам пожаловал. Давайте поскорее расколдуем гномиков, подрисуем им соответствующее выражение лица. (Дети дорисовывают на заготовке соответствующее выражение). Музыкальный руководитель: Я взмахну волшебной палочкой и вы превратитесь на мгновение в Злого Тролля, под музыку покажете как к нам крадется злой Тролль. (Звучит небольшой отрывок , дети импровизируют танец). ( Звучит отрывок музыкальному произведению Э. Грига «Шествие гномов»). Музыкальный руководитель: Слышите, какая зазвучала музыка? Дети: Это «Шествие гномов» Э. Грига. Музыка веселая, легкая, радостная, игривая. Музыкальный руководитель: Правильно. У нас осталась последняя заготовка лица гномика. Каким мы его сделаем? Дети: Веселым. (Дети дорисовывают на заготовке веселое выражение лица). Музыкальный руководитель: А как вы думаете, что музыку может сделать ярче и красочней? Дети: Её можно сделать ярче при помощи детских музыкальных инструментов. (Детям предлагаются на выбор детские музыкальные инструменты, часть детей исполняют танец гномов и Белоснежки). Музыкальный руководитель: Мы с вами оказались добрыми волшебниками и помогли всем гномикам вернуть их выражение лица. Музыка своей красотой способна победить все злые силы и любые чары. Рефлексия. Музыкальный руководитель: Дети, скажите, что больше всего вам запомнилось и понравилось в сказочном королевстве? (Ответы детей). - А добрая Фея Драже приготовила вам вкусные угощения. До свидания.
|