Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУ |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Горбанева Ольга Викторовна | |||
13.04.2025 05:18 | |||
Горбанева Ольга Викторовна, музыкальный руководитель МАДОУ №82 г.Томск Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени и является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой жизненный процесс, и в этом процессе ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития. Именно через ритм, как одной из форм общественного сознания, происходит естественное овладение различными видами двигательной деятельности. Именно ритм является в человеке и духовной и физической сущностью. При помощи ритма происходит отражение воспитанников духовного мира в двигательных действиях, "живой" телесности, выразительности чувств и эмоций, ярко проявляется индивидуальная духовность субъекта в процессе взаимодействия физического и эстетического воспитания, и поэтому его развитие очень важно на начальном этапе обучения. Развитие ритма приводит нас к понятию – чувство музыкального ритма. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.
Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального, творческого развития детей, исследователи освещают проблему развития у детей музыкального ритма и практически не затрагивают проблему развития чувства ритма как свойства и качества личности детей. В связи с этим возникает потребность в создании системы физического и музыкально-ритмического воспитания для дошкольников, которая соответствовала бы всем требованиям в отношении личностного развития ребенка. И поэтому тема «Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях» актуальна. В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста. Игровые упражнения по формировании чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.
Ценность ритмических слогов состоит в том, что:
Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом. Андрей-Воробей, не гоняй голубей (попеременно шлепать по коленям ладошками) Гоняй галочек из-под палочек (хлопок в ладоши, шлепок по коленям) Не клюй песок, не тупи носок (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами) Пригодится носок клевать колосок! (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)
Паузой (прекращение, перерыв) – называют музыкальный знак, обозначающий длительность этого молчания. Детям рассказываю, что такое пауза, показываю, как она выглядит. Они самостоятельно находят паузу в музыкальных сборниках. -Ритмические формулы песенок – попевок Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. А речевой слух — это одна из основ музыкального слуха. Дети учатся пользоваться выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки. Это темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, фактура, фразировка, форма. Все эти выразительные средства нами изучаются как в речи, так и в музыке, в речевых упражнениях, они доступны детям уже в младшем возрасте. Речевое упражнение — это ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста. Ритмической основой в упражнении может быть естественный ритм стиха или же специально подобранный в зависимости от педагогических целей. В первом варианте упражнения — это пальчиковая гимнастика, где с детьми нужно осваивать равномерную пульсацию опосредованно, в данном случае очень важна подача взрослым — вначале музыкальным руководителем, затем воспитателем — ритмической основы текста. Педагогом – музыкантом Т.Ковалевской была издана замечательная книга «Музыкальные пальчиковые игры». В ней всё очень доступно и просто. Дано название игры, иллюстрация — картинка, иллюстрация – схематическое изображение рук и пальцев, а так же мелодия игры, записанная нотами. Это очень редкое издание, поэтому некоторые пальчиковые игры, которые я часто использую в работе, даны в приложении и переработаны мной. Речевое упражнение является темброво-звуковой и ритмической тренировкой. Дети легко осваивают ритм слов, речи, стихов, который далее переносим в хлопки, на ударные инструменты, он становится основой ритмического и мелодического аккомпанемента (остинато). Большое разнообразие ритма стихов, речи помогает развивать полифонический слух ребёнка. В работе можно использовать наложение простых ритмов друг на друга, что способствует развитию внимания детей, умению слышать одновременно несколько ритмических уровней. В речевых упражнениях нужно использовать все возможности нашей речи: различные регистры, тембр, динамику голоса (крик, шёпот), плавную и отрывистую речь, разный темп, так как это развивает интонационный слух ребёнка, способность слышать выразительность речи. Наблюдения показали, что детям нравится игра голосом и фонемами — звуковыми элементами речи. Такие фонопедические упражнения помогают подготовить детей к пению. Ритмически организованные слоги, фонемы используют как остинатное сопровождение к стишкам, как фон для речевых упражнений. Фонемы, дополненные движением, или "пластическим жестом" (по Т.Э. Тютюнниковой) легко перекладываются детьми на воображаемые музыкальные инструменты. Развитию чувству ритма нужно уделять внимание с самого начала вхождения в мир музыки. Первоначально это задания на ощущение и воспроизведение метра в звучащих жестах (хлопках, притопах, шлепках) и с использованием элементарных шумовых и ударных инструментов при пении, в ритмических упражнениях, под звучание ритмичной музыки. Такие задания нужно выполнять детьми в течение года ("Хлопаем в такт", "Шагаем под музыку"). Также предлагается услышать и передать в хлопках "как бьется сердце музыки" — метрическую пульсацию. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности. Как же вызвать у детей потребность в движении. Пришла к выводу что, нужно движения преподносить им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавлять музыкальное сопровождение. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, а для того чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, их необходимо обучить определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам.
|