Роль музыки в повседневной жизни детского сада |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Ерёменко Марина Владимировна | |||
17.04.2025 05:32 | |||
Еременко Марина Владимировна, музыкальный руководитель МАДОУ №82 г.Томск Музыкальное воспитание дошкольников не ограничивается занятиями, праздниками и развлечениями. Оно также включает в себя использование музыки в повседневной жизни детей в детском саду. Воспитатель должен тщательно планировать и организовывать жизнь детей в группе, чтобы она была яркой, разнообразной и интересной. Он должен учитывать цели и задачи воспитания, а также возможности, склонности и интересы детей. С помощью музыкального руководителя и самостоятельно воспитатель подбирает музыкальный репертуар, который может быть использован в разных моментах жизни ребёнка.
Важно, чтобы воспитатель создал условия, в которых дети могли бы самостоятельно применять полученные знания и впечатления от окружающего мира. Для этого необходимо заранее продумывать возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей и стремиться к естественному и непринуждённому её включению в их деятельность. Рассмотрим некоторые возможности использования музыки в часы досуга, во время игр детей, на прогулках и в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей. Музыка в часы досуга Дети любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий. Они с удовольствием слушают песни, танцевальную и инструментальную музыку в записи. У детей старшего дошкольного возраста появляется интерес к музыке определённого характера и жанра, они начинают любить определённые произведения и хотят слушать их чаще. Поэтому в каждом детском саду необходимо иметь аудиотехнику с комплектами записей детских песен, танцев, музыкальных сказок, инсценировок и т. д. Воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке и желание слушать её. Его основной задачей в плане музыкального воспитания детей является закрепление знаний, умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях. Для этого он может петь вместе с детьми знакомые песни, заниматься с отдельными детьми, помогая им освоить игру на музыкальных инструментах или сложный элемент танца. Во многих детских садах организуются поздравления детей с днём рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение и танцы детей очень уместны. Ребята могут сами сочинить для своего товарища песню, исполнить танец или сыграть на музыкальных инструментах. Это не только развивает музыкальные способности детей, но и учит их заботиться друг о друге и делать то, что приятно товарищу. В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие» или «цирк», дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы и хороводы, импровизируют. Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка и разнообразное музыкальное сопровождение могут присутствовать в них. Например, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда. Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребёнка и помогают усваивать элементы нотной грамоты в игровой форме. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жизни воспитатель повторяет и закрепляет эти игры с детьми, а также знакомит их с новыми. Во многих музыкально-дидактических играх используются детские музыкальные инструменты, такие как металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан и треугольник. Например, в игре на различение тембра воспитатель играет на разных детских инструментах и просит каждого играющего назвать инструмент, который звучал, или найти среди карточек, разложенных на столе, ту, на которой изображён этот инструмент. Музыка на прогулке. На прогулке музыка также оказывает своё воспитательное воздействие. Она стимулирует активность и самостоятельность детей, вызывает у них разнообразные эмоции, создаёт хорошее настроение и оживляет накопленные впечатления. Особенно благоприятным временем для проявления музыкальных способностей детей на прогулке является лето. В этот период на участке проводятся интересные игры. Дети могут петь любимые песни, водить хороводы, как самостоятельно, так и вместе с воспитателем. Многие песни можно интересно инсценировать. Воспитатель может помочь организовать подвижные игры с пением. Летом на прогулку можно взять детские музыкальные инструменты, чтобы дети могли импровизировать и исполнять несложные мелодии. Если у детей есть определённые навыки игры на инструментах, они могут объединиться в ансамбль. Воспитатель должен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям. Важно помнить, что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько хорошо они усвоили музыкальный репертуар и могут ли его исполнять самостоятельно. Успех этой работы во многом зависит от активности воспитателя и тесного сотрудничества с музыкальным руководителем. Музыка на художественных занятиях На занятиях по ознакомлению с художественной литературой и изобразительной деятельностью музыка также находит широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками, воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок, которые характеризуют персонажей. Сначала песенки поёт воспитатель, а когда дети запомнят сказку, они могут исполнять её самостоятельно. Сказка будет восприниматься детьми гораздо быстрее и интереснее, если при первом пересказе педагог будет использовать различные музыкальные инструменты. В процессе различных видов деятельности дошкольников необходимо активно использовать музыку. Это возможно благодаря усилиям педагога, который выступает в роли организатора. Включение музыкальных произведений в свободное время, прогулки и занятия помогает детям получать новые впечатления и стимулирует их к проявлению самостоятельности и творческого начала. В этой работе воспитателю оказывает значительную поддержку музыкальный руководитель. *
|