«Организация систематической музыкальной деятельности в реализации ФОП ДО и в соответствии с ФГОС ДО: подходы, формы, методы» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Останина Анна Андреевна | |||
02.07.2024 06:12 | |||
«Организация систематической музыкальной деятельности в реализации ФОП ДО и в соответствии с ФГОС ДО: подходы, формы, методы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 144 «Сказкоград» Составитель: Останина Анна Андреевна – музыкальный руководитель Новосибирск, 2024 «Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста» Асафьев Борис Владимирович Эстетическое воспитание, которое получают воспитанники ДОУ на музыкальных занятиях, развлечениях и праздниках направлено на патриотическое воспитание, воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание развивает эмоциональной сферы личности, способствует воспитанию воображения, чувств. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:
Задачи музыкального развития дошкольников, согласно ФГОС ДО ФОП ДО, решаются на основе взаимосвязи и соединения всех образовательных областей. При создании предметно-развивающей среды в образовательной области «Музыка» так же учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения. Основными формами организации музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении являются: музыкальное занятие, развлечение, праздники, самостоятельная деятельность. На музыкальном занятии осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. У детей на музыкальных занятиях проявляется интерес к музыке и музыкальной деятельности. Каждое музыкальное занятие – это путешествие в музыкальную страну, знакомство с которой развивает у ребенка музыкальные способности, формирует основы вкуса, совершенствует умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Применение ИКТна музыкальных занятиях очень в этом помогает, так как мультимедийные технологии являются отличным наглядным средством. Наглядные мультимедийные материалы помогают расширить кругозор воспитанников, побудить детей к творческой активности. Детям можно демонстрировать презентации, видеофрагменты, коммуникативные игры, музыкально-дидактические игры. На своих занятиях я часто применяю интерактивные игры, так как это очень ярко, познавательно, гармонично и результативно. Одной из любимых интерактивных игр у детей является игра: «Цветик семицветик», в которой дети должны узнать музыкальное произведение и выбрать лепесток, с правильным ответом. Так же любимой интерактивной игрой является «Ритмические дорожки»: на экране появляются дорожки с разными ритмическими рисунками, задача ребенка воспроизвести заданный ритм при помощи деревянных ложек, клавес. Проблемой построения музыкального занятия является то, что педагог охватывает несколько видов музыкальной деятельности и ему необходимо переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой. В пении, например, может быть произведение, в котором прорабатываются сложные мелодические скачки, работа над чистотой интонирования, работа над дикцией, а в слушании — знакомство с произведением, на ритмике — совершенствование и самостоятельное исполнение движений под знакомую музыку. В таких условиях музыкальный руководитель должен учитывать умственную, физическую, эмоциональную нагрузку воспитанников. Одним из главных методовв музыкальной деятельности являются здоровье сберегающие технологии. Их целью является формирование у воспитанников представления о здоровом образе жизни, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков. Для поддержания собственного здоровья на музыкальных занятиях способствуют:
Не секрет, что дети любят играть, перевоплощаться. Проявлению и развитию всех этих навыков способствует театрализованная деятельность. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей. Театрализованная деятельностью на музыкальных занятиях дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, доброту, хитрость и пр. Здесь мы развиваем и певческие навыки, путем звукоподражания. На своих занятиях мы с детьми играем в разные «Игры-перевоплощения», которые пользуются большим успехом. Использование данных инновационных технологий и методов на практике позволяет добиться следующих результатов:
Чтобы музыкальное занятие было интересным для детей, педагог должен быть увлечен своим трудом и заражать своей любовью к тому, что он делает воспитанников. Рассмотрим еще одну форму – развлечение. Для яркого и интересного развлечения необходимо креативноподходить к содержанию мероприятия, так же ответственно подходить к подбору музыкального материала, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Формы организации развлечений многообразны и вариативны, так как зависят от целей, задач, жанра. Это может быть композиция, концерт, игра, театрализованное представление. В подготовке участвует весь педагогический коллектив ДОУ, но особая роль отводится музыкальному руководителю и воспитателям. Каждый праздник – это продуманный, четко выстроенный, целостный организм. При его организации учитывается все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия. Жизнь детского сада немыслима без развлечений, которые доставляют массу положительных эмоций и удовольствия детям. Рассмотрев некоторые из форм мы понимаем, что музыкальное искусство – это источник развития эмоциональной сферы дошкольника, возможность проявления его творческого потенциала, развития фантазии и воображения. От музыкального занятия до развлечения ребенок реализует свои внутренние музыкальные потребности, совершенствует музыкальные способности, формирует личностные качества, воспитывает эстетический вкус, формирует общую культуру. Конечно же, огромная ответственность ложиться на плечи музыкального руководителя, воспитателей и родителей, поскольку они являются проводниками в этот многогранный мир переживаний, чувств, эмоций, переданный специфическим «музыкальным языком». В заключении хочется процитировать В. А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а воспитание человека».
|