Мои педагогические находки на музыкально-театральных занятиях с детьми дошкольного возраста |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Морозова Ольга Юрьевна | |||
07.03.2024 06:43 | |||
Мои педагогические находки на музыкально-театральных занятиях с детьми дошкольного возраста Известно, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного физического и духовного развития человека и, в зависимости от того, какие условия создаются для этого раннего развития, зависит будущее ребенка. Я занимаюсь с детьми дошкольного возраста музыкальнотеатральной деятельностью много лет. Надо отметить, что музыкальнотеатральная деятельность влияет практически на все стороны развития детей, самым непосредственным образом затрагивая их эмоциональную, физическую, психическую, нравственную, коммуникативную, социальную, интеллектуальную сферы. Известный психолог Б.М. Теплов пишет: «Искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны психики человека – не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысль, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности» [3].
Пожалуй, самое большое внимание я уделяю эмоциональному благополучию детей на своих занятиях, так как ребенок эмоционально неблагополучный не будет иметь даже желания заниматься какой-либо деятельностью, в том числе и музыкально-театральной. Ребенок прекрасен своей непосредственностью, своим неповторимым взглядом на мир, и эти качества определяются исключительно развитием его эмоциональной сферы. «Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры … развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства», — пишет в своей книге А.Д. Кошелева [2]. Музыкально-театральные занятия в детском саду объединяют множество видов творческой деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, танцы, игру на музыкальных инструментах, слушание музыки, музыкальные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, занятия с различными видами кукольного и драматического театра, творческие этюды, импровизации. В результате их использования у детей задействованы практически все системы организма, что благотворно сказывается на развитии в целом. Следует отметить, что эффективность самого обучения (в узком смысле), как показывают многочисленные психологические и педагогические данные, в большей мере зависит от того, как ребенок эмоционально относится к обучающему, к предложенному им заданию, какие чувства вызывает у ребенка сложившаяся ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи при достижении требуемого учебного результата и т.д. А.В. Запорожец справедливо замечает: «…воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружающей действительности и к окружающим людям, отношению, соответствующему задачам, нравственным нормам и идеалам нашего общества» [1]. Анализ музыкально-педагогической и методической литературы, а также личный практический опыт работы в области музыкально-театральной деятельности с детьми дошкольного возраста, позволил мне выделить ряд педагогических условий, способствующих созданию эмоционального благополучия на занятиях – это доброжелательный тон педагога, внутренне спокойная и ненапряженная атмосфера, веселая и легкая музыка, красивая окружающая обстановка, прежде всего удобные и потом уже красочные костюмы, доступные для использования атрибуты. Даже напуганному, зажатому, не понимающему, что происходит и куда он попал, новичку, общий положительный эмоциональный фон нашей театральной студии дает возможность расслабиться, понять, что все не так уж страшно, раз хорошо и комфортно другим. Театрализованная деятельность в детском саду сродни игре – главной движущей силе развития ребенка дошкольного возраста. Играя в театр, дети познают себя и окружающий мир, а игра, сопровождаемая музыкой, движениями, вызывает у детей чувство радости и веселья. Играя, дети учатся без принуждения, сами того не замечая. Игра помогает детям создавать образы и запоминать их яркие черты. Например, в сказке ребенку поручена роль Медведя. Маленький артист вдруг теряется, не знает как себя вести. Стоит напомнить ему, как двигался Мишка в ранее проводимой игре «Пчелы и Медведь», как он говорил, как пел, плясал и ребенок тут же вспоминает себя в образе Мишки и с легкостью выполняет задание. Игр с участием тех или иных персонажей нужно проводить как можно больше. Детям необходимо давать посильные задания, не перетруждать их заучиванием длинных, труднопроизносимых текстов, избегать непонятных для ребенка тем. Не секрет, что у многих детей дошкольного возраста существуют проблемы с речью. В нашей студии занимаются даже дети, страдающие заиканием, они легко и непринужденно произносят текст, если его пропевают. Мною замечено, что пропевание текста способствует и более эффективному его запоминанию. Музыкально-театральные занятия позволяют мне включить в активную деятельность детей и с существенными логопедическими проблемами — им предоставляется возможность выразить себя в движении, в пластике, в мимике, в игре на детских музыкальных инструментах и т.д. Детей необходимо хвалить, повышая тем самым их самооценку, замечания делать деликатно, доброжелательно, не унижая и не высмеивая, но, возможно с определенной долей юмора. Хорошо посмеяться всей группой не над конкретным ребенком, у которого не получается ходить, например, как Гордый Петушок, а над Петушком, который вместо того, чтобы гордо ходить, прыгает, как зайчик, или боится, как мышка. Особый восторг у детей вызывает, когда таких неказистых животных показываю я сама и спрашиваю у детей: «Видели ли вы такого Петушка?» Дети, смеясь, отвечают: «Нет». «А кто может показать, как должен ходить гордый Петушок?», — спрашиваю я. Тогда вся группа и сам ребенок, которому поручена роль, изображают Петушка, каждый на свой лад, однако достаточно достоверно и убедительно. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, находить к каждому отдельному ребенку свой подход, нужные слова для беседы и пояснений, подбирать соответствующие задания. При знакомстве детей с новым репертуаром я чутко слежу за их реакциями на прослушиваемый материал. Если дети сидят неподвижно, не отвлекаясь на прочие дела, эмоционально реагируют на каждое прочитанное слово, а после чтения сразу начинают выбирать роли, значит материал подобран правильно. Если детям не интересно, то при слушании они отвлекаются, играют в игрушки, рисуют, просятся выйти и т.д. Результаты моих длительных наблюдений свидетельствуют о том, что наибольший интерес и положительную эмоциональную реакцию у детей вызывают произведения жизнеутверждающего, позитивного характера, несущие в себе идеи добра и красоты. Не только работа с ребенком, но и активное взаимодействие с родителями позволяет обеспечивать успешность ведения музыкальнотеатральной деятельности с детьми в ДОУ. Огромную опасность представляет неправильная реакция некоторых родителей на так называемые «неудачи» детей. «Ничему не научился», «Не вышел на сцену, бездарность!» «Обидел маму!», «Хуже всех» и т.д. – вот некоторые фразы, которые можно услышать от разочарованных мам и пап. Такие высказывания взрослых могут вызвать сильную обиду и разочарование у ребенка и, как следствие, потерю его интереса к музыкально-театральной деятельности, а также веру в собственные силы. Избежать подобных ситуаций мне позволяют профилактические беседы с отдельными родителями, выступления на родительских собраниях, привлечение родителей к совместной деятельности. Однажды выйдя на сцену вместе с детьми и прочувствовав на себе все тяжести публичного выступления, взрослый человек уже никогда не будет ругать ребенка за то, что он вдруг забыл слова, не туда пошел, не там встал, не так спел и т.д. Этот прием привлечения взрослых к исполнению ролей очень хорош еще и в том плане, что взрослый может взять на себя отрицательные роли, например, Волка в «Красной шапочке», Мачехи» в «Золушке», от которых зачастую наотрез отказываются дети. Участие взрослого позволяет максимально приблизить театрально-музыкальную деятельность к игре. Вливаясь в игру, взрослый, имеющий больший жизненный опыт, способен задать тон и придать нужную эмоциональную окраску происходящему действию, на что с искренностью и с удовольствием откликаются дети. Музыкально-театральным творчеством маленький ребенок вряд ли станет заниматься сам. Для осуществления этого вида деятельности требуется высокопрофессиональный педагог, обладающий глубокими знаниями в области педагогики и методики обучения, владеющий ораторским мастерством, режиссерскими, актерскими, музыкальными и даже поэтическими умениями, готовый выложиться эмоционально, зарядить детей радостью, хорошим настроением. Для того чтобы обеспечить детям эмоциональный комфорт на занятиях, педагог должен быть сам эмоционально благополучен. Несмотря на всю сложность обеспечения этого условия, в силу целого ряда факторов объективного и субъективного характера, сопровождающих жизнь любого взрослого человека (проблемы на работе, в семье и т.д.), педагог всегда должен помнить о том, что ни при каких обстоятельствах, он не имеет права переносить на детей свои внутренние проблемы. Здесь поможет только одно условие – любовь к детям и к своей профессии, которая помогает находить новые силы, обретать радость и чувство удовлетворения от совместной работы. Ведь отдавая им частицу себя, взрослый может получить взамен гораздо больше. Общение с детьми, при правильном к ним подходе, положительно влияет не только на эмоциональное благополучие детей, но и прекрасно «лечит» эмоциональное неблагополучие и самого взрослого. Согласно моим наблюдениям, стремление постоянно поддерживать эмоционально положительную атмосферу на музыкально-театральных занятиях способствовало позитивным изменениям у детей, имеющих некоторые проблемы. Например, девочка Лена, 6 лет, была всегда в группе незаметна, скрытна, тихо и невнятно говорила, сутулилась, имела привычку облизывать рот и поэтому всегда ходила с обветренными губами. Однако все в группе стали считать Лену первой красавицей после того, как она исполнила главную роль в музыкальной сказке «Золушка», где она и пела, и танцевала, и читала стихи. Девочка внешне и внутренне раскрепостилась, перестала косолапить, ее речь стала ясной и внятной, девочка начала активно общаться со сверстниками, в ней даже проявились черты лидера. Занятия музыкально-театральной деятельностью помогают детям забывать о проблемах со здоровьем, преодолевать психологический барьер после перенесенных травм. Показательным является случай из моей практики, когда мальчик Дамир после перелома ноги долгое время боялся наступать на нее, ходил в сопровождении взрослых, стал неуклюж, пополнел от недостатка движения. Мама привела его в группу детей, занимающихся музыкально-театральной деятельностью и попросила задействовать как можно активнее. У ребенка первое время проявлялась опаска к различного рода действиям, связанными с передвижениями. Он сидел на стуле, внимательно наблюдал за всем происходящим, потом постепенно включился в действие, стал самостоятельно передвигаться в соответствии с порученной ему ролью, а через некоторое время уже радостно и беззаботно танцевал веселую польку вместе с другими ребятами, забыв о своей былой проблеме. Музыкально-театральные занятия помогают детям обретать уверенность в себе, повышают самооценку, дают возможность для самовыражения, что очень важно для детей старшего дошкольного возраста, а также представляют широчайшие возможности для их раскрепощения, самоутверждения и приобретения коммуникативных навыков. Литература: 1.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.
|