Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Современные образовательные технологии в развитии музыкальных способностей дошкольников
Занятия по Музыке
Автор: Кирьянова Татьяна Николаевна   
15.12.2023 06:36

Современные образовательные технологии в развитии музыкальных способностей дошкольниковСовременные образовательные технологии в развитии музыкальных способностей дошкольников

УДК 373. 21

Аннотация:

Введение: Проблема развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста волновала педагогов-психологов и музыкантов давно и до сих пор актуальна, поскольку теоретически доказано и практически подтверждено, что именно в дошкольном возрасте происходит развитие всех психических процессов, в том числе и музыкальных. Многие известные педагоги и ученые доказывают необходимость развития музыкальных способность еще на ранней стадии развития ребенка, но до сих пор в практике нет однозначной позиции к формированию способностей детей.

 

Материалы и методы: Материалом исследования являются источники из научной литературы Б.М Теплова, Н.А. Ветлугиной, в центре внимания которых оказывались проблемы музыкальности дошкольников.

В качестве методов исследования использована классификация методов и приемов О.П. Радыновой.

  • Наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный)
  • Словесные (рассказ, беседа, пояснение, разъяснение)
  • Практический (показ способов и приемов)
  • Игровой

Результаты исследования: Развитие музыкальных способностейнеразрывно связаны с эмоциональным восприятием музыки, различением чувств и настроений, а также исполнительскими и творческими способностями, которые составляют основу развития музыкальности.

Обсуждения и заключения:

Музыкальность, как пишет Б.М. Теплов, это комплекс способностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и связанных с любым видом музыкальной деятельности (Б. М. Теплов. Психология музыкальных способностей. М, 2003. С.19). Он подчеркивает, что каждый человек обладает способностями общими и специальными, а успех в той или иной деятельности определяется условием и результатом развития.

Дошкольное образование за много лет претерпело значительные изменения и современные требования, регламентированные ФОП ДО на основе ФГОС ДО, требуют от педагога поиска новых педагогических подходов, методов, форм, при которых формирование музыкальных способностей было бы наиболее эффективным.

«Интерес к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять» — пишет Ольга Павловна Радынова, поэтому опираясь на поставленные цели и задачи в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, в целях повышения интереса к развитию певческого голоса, обогащения слуховых впечатлений и представлений, мною, как музыкальным руководителем было решено использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Ведь ни для кого не секрет, что многие современные дети уже с малых лет умеют обращаться с компьютером, одни с удовольствием играют в видеоигры-ходилки-бродилки, кто-то любит смотреть любимые мульфильмы в онлайн-режиме, некоторых родителей интересуют развивающие мультфильмы для малышей, поэтому для детей-это естественная среда, для них это близко и понятно.

Определив для себя приоритетное направление, передо мной встала задача, превратить «скучные», «неинтересные» занятия по развитию музыкальных способностей, в увлекательно-познавательные путешествия, в которых дети в форме игры будут получать необходимые знания и умения.

Для начального этапа накопления впечатлений и формирования ладотональногослуха, прекрасно подошла стандартная программа компьютераPowerPoint. С помощью нее были созданы презентация на музыку Петра Ильича Чайковского «Осень. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь», «Болезнь куклы», «Сладкая греза», а также «Мышки» Арвида ЯновичаЖилинского, «Клоуны» Дмитрия Борисовича Кабалевского, сиспользованием пейзажей известных художников и картин, передающих настроение, эмоциональное состояние и образыгероев. Наблюдая положительный результат в накоплении слуховых представлений, а именно повышение интереса к прослушиванию музыкальных произведений, мною была разработана в программе MovaviVideoEditorвидеоигра «Мажор и минор», при помощи которого дети не только учатся определять настроение, но и самостоятельно определять характер музыкального произведения, а также закреплять понятие «лад»«мажор» или «минор».

Широкое применение этой программы нашлось в разработке упражнений на развитие музыкально-слуховых представлений, а именно звуковысотного, тембрового и динамического слуха. Так для подвижности голосового аппарата мною были созданы видеоигры «Самолет», «Бабочка», «Пароход» с помощью которых дети не только визуально наблюдали направление движения объектов, но и подстраивали свой голос в соответствии с направлением движения мелодии (вверх, вниз, горизонтально, по кругу). Для повышения интереса к звучанию разнообразных музыкальных инструментов в программеPowerPoint была создана интерактивная игра «Что, где лежит?», в которой детям предлагалось узнать музыкальный инструмент и самостоятельно, на интерактивной панели, положить его в соответствующую коробочку (детские музыкальные инструменты, русские народные инструменты, инструменты симфонического оркестра), а в игре «Отгадай, что звучит?» дети учились определять звучание знакомых музыкальных инструментов, получая в знак одобрения бурю оваций. Неподдельный интерес у детей вызвали интерактивные игры на развитие динамического слуха «Веселые колокольчики», в которой детям предлагалось прослушать музыку, определить, как она звучала (громко, или тихо) и самостоятельно повесить нужный колокольчик (большой или маленький), в зависимости от степени громкости музыки, при правильном определении динамического оттенка, ребенку в знак одобрения колокольчик подмигивал и весело звенел. А в игре «В сказочном лесу» детям рассказывалось о дружно живущих зверятах, которые веселились и играли на лесной полянке, и в один из теплых, солнечных дней они так увлеклись, что не заметили, как наступила ночь, они заблудились и не смогли найти дорогу к дому. Ребятам предлагалось проводить зверят домой при помощи музыкальных подсказок, если музыка звучала тихо-значит домик зверюшки находится в другой стороне, при приближении к домику музыка становилась громче, а когда зверек попадал в домик-дверца открывалась и его на пороге встречала мама. Таким образом, в качестве повышения интереса к певческой деятельности можно успешно создавать мультимедийные презентации с элементами анимации на любые знакомые и любимые детские песни, которые не только значительно обогатят зрительные и слуховые впечатления детей, но и украсят любой праздник.

Конечно, формирование ладотонального слуха и развитие слуховых представлений очень важно для развития гармоничной личности ребенка, но одним из важных аспектов развития музыкальных способностей является музыкальная память. Ведь именно в памяти остается опыт, накопленный в прошлом, отражаются все эмоциональные переживания, поэтому крайне важно уделять этому особое внимание, ведь без этой главной составляющей, невозможно дальнейшее музыкально-творческое развитие ребенка. Многие исследования в области дошкольной педагогики доказывают, что для того, чтобы ребенку запомнить, ему необходимо это увидеть и ощутить. Следуя этим рекомендациям, для улучшения процесса запоминания текста песен решено было использовать всем известную технику мнемотаблиц, но в более интересной форме для восприятия и запоминания детей, с применением все тех же информационных технологий. Подбор необходимых картинок на соответствующий текст и сюжет из сети интернет очень разнообразен и легко трансформируется в нужный зашифрованный текст. Таким образом скучные картинки с элементарными изображениями птичек, горок, капелек и т.д., при помощи удобных для себя, как педагога, программ для создания презентаций, слайд-шоу, интерактивных игр, легко превращаются в настоящие шедевры, позволяющие с легкостью запомнить даже самый трудный текст. Дляподдержания интереса дошкольников к певческой деятельности, закреплению практических навыков и умений в пении, а также для формирования музыкальной памяти детей, мною была разработана интерактивная игра «Угадай мелодию?» по принципу «Колесо фортуны», в которой ребенку предлагается нажать на кнопку «старт», и после того, как стрелка колеса остановится на определенной цифре, необходимо либо угадать знакомое музыкальное произведение и композитора написавшего эту музыку, либо отгадать зашифрованную песню в мнемотаблице, или выполнить задание на распознавание групп музыкальных инструментов, определение динамических оттенков.

Конечно, применение информационно-коммуникационных технологий позволяют сделать занятия насыщенными, содержательными и достичь положительных результатов во многих видах музыкальной деятельности, однако наша задача, пробудить в ребенке его индивидуальность и неповторимость, сформировать гибкое и оригинальное мышление, другими словами развить творческий потенциал и способность к самовыражению.

Самый короткий путь к творческому раскрепощению и самовыражению -это путь через игру. Некоторые психологи отмечают, если у ребенка отмечается недостаток воображения, фантазии, значит в детстве ребенок «не доиграл». Поэтому передо мной встала задача на основе равноправных, совместных действий максимально реализовать творческую индивидуальность детей.

Музыка и игра- являются тем самым источником развития творческого потенциала, а музыкальные занятия, проведенные в игровой форме, будут являться средством пробуждения индивидуальности.

Музыкально-игровыетехнологии подразумевают под собой различные педагогические игры и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Так при планировании образовательного процесса можно организовать тематическую игру-путешествие, или использовать игровые методы в различных видах деятельности, так во время слушания музыкальных произведений, можно предложить превратиться в солдатиков, (если звучит марш) и предложить простучать по коленкам метроритм, а затем превратиться в героев и передать характер музыки при помощи движений; в певческой деятельности, в песнях подразумевающих инсценирование содержания песни или содержащих элементы театрализации, можно внести соответствующие тематики элементы костюмов для творческого перевоплощения, которые будут стимулировать к проявлению самостоятельности и индивидуальности.

Таким образом, проведя педагогический анализ по выявлению уровню сформированности музыкальных способностей, с использованием современных образовательных средств, выявлено что, у детей значительно повысился интерес к прослушиванию музыкальных произведений, обогатился словарный запас, дети с удовольствием ведут беседу о характере и содержании музыкальных пьес; при выявлении уровня сформированности слуховых представлений у детей расширился голосовой диапазон, они научились подстраивать свой голос к песенным интонациям в соответствии и динамическими оттенками, в творческих заданиях наблюдается активизация и самостоятельность в выборе способов и действий.

С учетом проведенного мониторинга и собственных наблюдений можно сделать вывод, что выстроенная система работа, по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий оказалась эффективной и дала положительные результаты

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год