Современные образовательные технологии в развитии музыкальных способностей дошкольников |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Кирьянова Татьяна Николаевна | |||
15.12.2023 06:36 | |||
Современные образовательные технологии в развитии музыкальных способностей дошкольников УДК 373. 21 Аннотация: Введение: Проблема развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста волновала педагогов-психологов и музыкантов давно и до сих пор актуальна, поскольку теоретически доказано и практически подтверждено, что именно в дошкольном возрасте происходит развитие всех психических процессов, в том числе и музыкальных. Многие известные педагоги и ученые доказывают необходимость развития музыкальных способность еще на ранней стадии развития ребенка, но до сих пор в практике нет однозначной позиции к формированию способностей детей.
Материалы и методы: Материалом исследования являются источники из научной литературы Б.М Теплова, Н.А. Ветлугиной, в центре внимания которых оказывались проблемы музыкальности дошкольников. В качестве методов исследования использована классификация методов и приемов О.П. Радыновой.
Результаты исследования: Развитие музыкальных способностейнеразрывно связаны с эмоциональным восприятием музыки, различением чувств и настроений, а также исполнительскими и творческими способностями, которые составляют основу развития музыкальности. Обсуждения и заключения: Музыкальность, как пишет Б.М. Теплов, это комплекс способностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и связанных с любым видом музыкальной деятельности (Б. М. Теплов. Психология музыкальных способностей. М, 2003. С.19). Он подчеркивает, что каждый человек обладает способностями общими и специальными, а успех в той или иной деятельности определяется условием и результатом развития. Дошкольное образование за много лет претерпело значительные изменения и современные требования, регламентированные ФОП ДО на основе ФГОС ДО, требуют от педагога поиска новых педагогических подходов, методов, форм, при которых формирование музыкальных способностей было бы наиболее эффективным. «Интерес к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять» — пишет Ольга Павловна Радынова, поэтому опираясь на поставленные цели и задачи в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, в целях повышения интереса к развитию певческого голоса, обогащения слуховых впечатлений и представлений, мною, как музыкальным руководителем было решено использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Ведь ни для кого не секрет, что многие современные дети уже с малых лет умеют обращаться с компьютером, одни с удовольствием играют в видеоигры-ходилки-бродилки, кто-то любит смотреть любимые мульфильмы в онлайн-режиме, некоторых родителей интересуют развивающие мультфильмы для малышей, поэтому для детей-это естественная среда, для них это близко и понятно. Определив для себя приоритетное направление, передо мной встала задача, превратить «скучные», «неинтересные» занятия по развитию музыкальных способностей, в увлекательно-познавательные путешествия, в которых дети в форме игры будут получать необходимые знания и умения. Для начального этапа накопления впечатлений и формирования ладотональногослуха, прекрасно подошла стандартная программа компьютераPowerPoint. С помощью нее были созданы презентация на музыку Петра Ильича Чайковского «Осень. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь», «Болезнь куклы», «Сладкая греза», а также «Мышки» Арвида ЯновичаЖилинского, «Клоуны» Дмитрия Борисовича Кабалевского, сиспользованием пейзажей известных художников и картин, передающих настроение, эмоциональное состояние и образыгероев. Наблюдая положительный результат в накоплении слуховых представлений, а именно повышение интереса к прослушиванию музыкальных произведений, мною была разработана в программе MovaviVideoEditorвидеоигра «Мажор и минор», при помощи которого дети не только учатся определять настроение, но и самостоятельно определять характер музыкального произведения, а также закреплять понятие «лад» — «мажор» или «минор». Широкое применение этой программы нашлось в разработке упражнений на развитие музыкально-слуховых представлений, а именно звуковысотного, тембрового и динамического слуха. Так для подвижности голосового аппарата мною были созданы видеоигры «Самолет», «Бабочка», «Пароход» с помощью которых дети не только визуально наблюдали направление движения объектов, но и подстраивали свой голос в соответствии с направлением движения мелодии (вверх, вниз, горизонтально, по кругу). Для повышения интереса к звучанию разнообразных музыкальных инструментов в программеPowerPoint была создана интерактивная игра «Что, где лежит?», в которой детям предлагалось узнать музыкальный инструмент и самостоятельно, на интерактивной панели, положить его в соответствующую коробочку (детские музыкальные инструменты, русские народные инструменты, инструменты симфонического оркестра), а в игре «Отгадай, что звучит?» дети учились определять звучание знакомых музыкальных инструментов, получая в знак одобрения бурю оваций. Неподдельный интерес у детей вызвали интерактивные игры на развитие динамического слуха «Веселые колокольчики», в которой детям предлагалось прослушать музыку, определить, как она звучала (громко, или тихо) и самостоятельно повесить нужный колокольчик (большой или маленький), в зависимости от степени громкости музыки, при правильном определении динамического оттенка, ребенку в знак одобрения колокольчик подмигивал и весело звенел. А в игре «В сказочном лесу» детям рассказывалось о дружно живущих зверятах, которые веселились и играли на лесной полянке, и в один из теплых, солнечных дней они так увлеклись, что не заметили, как наступила ночь, они заблудились и не смогли найти дорогу к дому. Ребятам предлагалось проводить зверят домой при помощи музыкальных подсказок, если музыка звучала тихо-значит домик зверюшки находится в другой стороне, при приближении к домику музыка становилась громче, а когда зверек попадал в домик-дверца открывалась и его на пороге встречала мама. Таким образом, в качестве повышения интереса к певческой деятельности можно успешно создавать мультимедийные презентации с элементами анимации на любые знакомые и любимые детские песни, которые не только значительно обогатят зрительные и слуховые впечатления детей, но и украсят любой праздник. Конечно, формирование ладотонального слуха и развитие слуховых представлений очень важно для развития гармоничной личности ребенка, но одним из важных аспектов развития музыкальных способностей является музыкальная память. Ведь именно в памяти остается опыт, накопленный в прошлом, отражаются все эмоциональные переживания, поэтому крайне важно уделять этому особое внимание, ведь без этой главной составляющей, невозможно дальнейшее музыкально-творческое развитие ребенка. Многие исследования в области дошкольной педагогики доказывают, что для того, чтобы ребенку запомнить, ему необходимо это увидеть и ощутить. Следуя этим рекомендациям, для улучшения процесса запоминания текста песен решено было использовать всем известную технику мнемотаблиц, но в более интересной форме для восприятия и запоминания детей, с применением все тех же информационных технологий. Подбор необходимых картинок на соответствующий текст и сюжет из сети интернет очень разнообразен и легко трансформируется в нужный зашифрованный текст. Таким образом скучные картинки с элементарными изображениями птичек, горок, капелек и т.д., при помощи удобных для себя, как педагога, программ для создания презентаций, слайд-шоу, интерактивных игр, легко превращаются в настоящие шедевры, позволяющие с легкостью запомнить даже самый трудный текст. Дляподдержания интереса дошкольников к певческой деятельности, закреплению практических навыков и умений в пении, а также для формирования музыкальной памяти детей, мною была разработана интерактивная игра «Угадай мелодию?» по принципу «Колесо фортуны», в которой ребенку предлагается нажать на кнопку «старт», и после того, как стрелка колеса остановится на определенной цифре, необходимо либо угадать знакомое музыкальное произведение и композитора написавшего эту музыку, либо отгадать зашифрованную песню в мнемотаблице, или выполнить задание на распознавание групп музыкальных инструментов, определение динамических оттенков. Конечно, применение информационно-коммуникационных технологий позволяют сделать занятия насыщенными, содержательными и достичь положительных результатов во многих видах музыкальной деятельности, однако наша задача, пробудить в ребенке его индивидуальность и неповторимость, сформировать гибкое и оригинальное мышление, другими словами развить творческий потенциал и способность к самовыражению. Самый короткий путь к творческому раскрепощению и самовыражению -это путь через игру. Некоторые психологи отмечают, если у ребенка отмечается недостаток воображения, фантазии, значит в детстве ребенок «не доиграл». Поэтому передо мной встала задача на основе равноправных, совместных действий максимально реализовать творческую индивидуальность детей. Музыка и игра- являются тем самым источником развития творческого потенциала, а музыкальные занятия, проведенные в игровой форме, будут являться средством пробуждения индивидуальности. Музыкально-игровыетехнологии подразумевают под собой различные педагогические игры и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Так при планировании образовательного процесса можно организовать тематическую игру-путешествие, или использовать игровые методы в различных видах деятельности, так во время слушания музыкальных произведений, можно предложить превратиться в солдатиков, (если звучит марш) и предложить простучать по коленкам метроритм, а затем превратиться в героев и передать характер музыки при помощи движений; в певческой деятельности, в песнях подразумевающих инсценирование содержания песни или содержащих элементы театрализации, можно внести соответствующие тематики элементы костюмов для творческого перевоплощения, которые будут стимулировать к проявлению самостоятельности и индивидуальности. Таким образом, проведя педагогический анализ по выявлению уровню сформированности музыкальных способностей, с использованием современных образовательных средств, выявлено что, у детей значительно повысился интерес к прослушиванию музыкальных произведений, обогатился словарный запас, дети с удовольствием ведут беседу о характере и содержании музыкальных пьес; при выявлении уровня сформированности слуховых представлений у детей расширился голосовой диапазон, они научились подстраивать свой голос к песенным интонациям в соответствии и динамическими оттенками, в творческих заданиях наблюдается активизация и самостоятельность в выборе способов и действий. С учетом проведенного мониторинга и собственных наблюдений можно сделать вывод, что выстроенная система работа, по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий оказалась эффективной и дала положительные результаты
|