Эффективность музыкально-игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков детей с ТНР |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Донец Татьяна Эдуардовна | |||
29.10.2023 22:53 | |||
Эффективность музыкально-игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков детей с ТНР Полноценное развитие личности, ее успешная социализация в современном обществе во многом зависят от умения общаться людьми. Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Основная цель в работе с детьми с ТНР — формирование активного творческого восприятия музыки, этому способствуют музыкальные коммуникативные игры. Музыкальные коммуникативные игры – это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств, развития чувства ритма, звуковысотного слуха, диатонического слуха, вокального и танцевального творчества детей.
Успешно адаптироваться ребенку, почувствовать свою значимость в группе, поможет игра – приветствие – это несложная песенка, которая задаст позитивный тон, улучшит эмоциональный климат, поднимет настроение, подготовит голос к пению. Для восприятия музыкальных произведений, побуждающих к танцевальным импровизациям, развивающиммузыкально — творческие способности, воображение, умение согласовывать свои действия в парах, группах помогут игры – фантазии. Игра-массаж успешно разовьет коммуникативные умения детей, построенные на тактильных ощущениях. Игры на развитие танцевального и вокального творчества побуждают детей к совместному придумыванию танцевальных композиций, несложных музыкальных мелодий. Музыкально-ритмические игры, помогут привить детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений, коммуникативные черты характера, умение действовать в команде сообща. Подобные творческие задания развивают умение договариваться, согласовывать свои действия, слышать друг друга. Пластические этюды, музыкально-образные движения способствуют развитию совместного творчества – в движении, пластике дети учатся передавать образы живой природы, примерять на себя образ того или иного персонажа (лисы, зайца, куколки или солдатика) развивают воображение, умение подражать и выражать это в ритмических движениях. Коммуникативные танцы развивают эмоциональную сферу, позитивное самоощущение. Это танцы с несложными движениями, элементами невербального общения, сменой партнеров, игровыми заданиями. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. Особенную атмосферу и настроение вносит использование коммуникативных танцев на праздниках и развлечения. Родители становятся не только гостями и зрителями, но и активными исполнителями, принимающими участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Коммуникативные игры-танцы дают ребенку возможность видеть и понимать себя, своих друзей, помогают сделать первые шаги на пути познания законов человеческого общения. В музыкально-игровой деятельности дети учатся распознавать эмоции партнера, у них формируется позитивное отношение к другим людям, формируется умение сопереживать, умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности, что является эффективным средством развития коммуникативных навыков дошкольников.
|