Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Игра в оркестре как форма развития музыкальности детей дошкольников»
Занятия по Музыке
Автор: Ковалёва Лийна Витальевна Сорокина Ксения Сергеевна Сотник Оксана Николаевна   
31.05.2023 12:37

«Игра в оркестре как форма развития музыкальности детей дошкольников»«Игра в оркестре как форма развития музыкальности детей дошкольников»

Исполнительство на детских музыкальных инструментах — важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре. Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей, и помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. Игра в оркестре способствует не только музыкальному развитию детей, но и формированию у них таких важнейших качеств, как произвольная деятельность, внимание, самостоятельность. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

 

Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Использование музыкальных инструментов в детском инструментальном музицировании, предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности – от простейших помахиваний, постукиваний погремушками – до исполнений знакомых мелодий по слуху на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.

Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский шумовой оркестр. Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами я начинаю с того, что учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки. Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Например, белочка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук, а так же работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах продолжается и в группе в самостоятельной музыкальной деятельности.

Усвоение игры на детских музыкальных инструментах в оркестре у среднего и дошкольного возраста состоит из 4 разделов.

1 раздел включает в себя знакомство с музыкальными инструментами и способами (приемами) их звукоизвлечения. Со многими инструментами дети знакомы еще с младшей и средней группы. Но хочется остановиться на приемах игры на ложках. Их великое множество и к моменту старшего возраста дети вполне могут ими владеть. Для легкости запоминания и выполнения, для детей при игре на ложках в каждой руке, применяю условно-образные изображения: «Колобок», «Часики», «Качалочка», «Радуга».

Так же на занятиях знакомлю детей с понятием – ОРКЕСТР и их видами (Симфонический, Оркестр русских народных инструментов, Эстрадный оркестр) музыкальными инструментами и деления их на группы: струнные, духовые, клавишные, ударные. Знакомство проходит с помощью иллюстраций и ИКТ.

2 раздел включает в себя знание элементарной музыкальной грамоты: свойство звука, его длительность звуков долгие-короткие, высота звуков низкие-высокие, темп быстрый-умеренный-медленный, фраза, партитура, пауза. Для осознания соотношений длительностей звуков применяется моделирование их с помощью длинных и коротких полосочек.

Прежде чем разучить мелодию на инструменте, необходимо, чтобы ребенок ее запомнил, имел представление о ее движении (вверх, вниз, на одном звуке, скачки на разные интервалы) самостоятельно пропел, воспроизвел ритмический рисунок, показал движение мелодии рукой. Так же применяю метод моделирования для соотношения высоты звука. Для лучшего запоминания, а в дальнейшем для легкости чтения партитур, использую облегченный вариант записи нот: условно-образные изображения, которые с детьми выкладываем на магнитной доске

3 раздел Упражнения при обучении игре на детских музыкальных инструментах. С целью постепенного развития вокальных, инструментальных навыков, более легкого овладения нотной грамотой, для усвоения навыков в правильном звукоизвлечении при игре на металлофоне применяем попевки хорошо знакомые детям: построенные на одном звуке – «Андрей воробей», «Небо синее», построенные на двух звуках – «Гармошка», «Спите куклы», «Лестница» построенная на поступенном движении вверх-вниз.

Выкладываем на магнитной доске, прохлопываем ритмический рисунок попевок, пропеваем слова и ноты все вместе, а так же небольшими подгруппами, используем различные ударные инструменты. Затем переходим к игре на металлофоне. Всегда нужно следить за правильным положением тела и рук при игре, за положением молоточка в руке, правильным извлечением звука.

На занятиях знакомлю с разными приемами игры на ложках – ложки в каждой руке, две ложки в одной руке (старшая группа) Освоив эти приемы переходим к более сложному: 2 ложки в одной руке (через палец) (так как детям это сложно, то подкладываем между ложками губку) удар по ладошке левой руки, колену, плечу.

4 раздел Игре в оркестре предшествует большая, кропотливая индивидуальная работа с каждым исполнителем а так же игра небольшими группами (по 2-3 человека).

Чтобы определить соотношение длительностей звуков прохлопывают ритмический рисунок мелодии, выкладывают его на фланелеграфе с помощью палочек различной длины или геометрических фигур различных размеров, произносят подтекстовки ритмического рисунка мелодии с помощью слогов (ти-ти-та, ля-ля-ля и т.д.). Играют мелодию на металлофоне сначала указательным пальчиком правой руки с одновременным пением и затем уже воспроизводят её на музыкальном инструменте с помощью молоточка. Игра на музыкальном инструменте требует слаженности исполнения: ритмичности и общей музыкальной выразительности. Поэтому следует побуждать детей прислушиваться к своей игре и игре товарищей, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроение, выраженное в музыке, одновременно начинать и заканчивать игру, внимательно слушать музыкальные фразы, отмечая смену частей, вовремя вступать после пауз. Это умение применяем так же в музыкальных играх: «Игра с бубнами» Ломовой (старшая группа)

Для гармоничного звучания смешанного оркестра необходима большая предварительная работа с детьми -сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.

Благодаря игре на музыкальных инструментах у детей развивается творческая активность.

В конце учебного года я провела итоговую диагностику, результаты которой позволили отследить результативность выполнения годовых задач, выявить проблемы, пути и способы их решения, обозначить перспективы на следующий учебный год. Считаю, что ребята добились неплохих результатов. На занятиях был создан благоприятный эмоциональный климат, что позволило обеспечить довольно высокий уровень продуктивности в усвоении знаний и приобретении навыков и умений в игре на детских музыкальных инструментах.

Список использованной литературы

  • Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» — Москва, Просвещение, 1990г.
  • Каплунова И. М., Новоскольцева И. А «Этот удивительный ритм». Композитор–Санкт-Петербург, 2005
  • Речевые игры // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 9, с. 115-119.
  • Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду / Н.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1974. — 175 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год