РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Евдокимова Анастасия Николаевна | |||
25.05.2023 06:43 | |||
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ. Евдокимова А.Н., музыкальный руководитель МБДОУ №151 Поддержка детской инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения – достаточно актуальная тема. Стандарты дошкольного образования ставят перед педагогами задачу развития социально — активной творческой личности ребенка. Дошкольный возраст — это время, когда закладываются основы личностного, физического, психического развития человека. В исследовательском поиске детская потребность обусловлена биологически, исследователем ребёнок не рождается. Любознательность, жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать — важнейшие черты детского поведения.
Поэтому одним из целевых ориентиров в дошкольном образовании является проявление ребенком инициативности в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Инициатива детей дошкольного возраста в естественной форме происходит в виде вербального исследования (вопрос взрослому — почему?) и в виде детского экспериментирования с предметами. Дошкольное образование нацелено на поддержку возрастающей инициативы ребенка (В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев). [3]Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Музыкальная деятельность в детском саду тесно связана с творческой инициативностью. Для творчества нужна основа, поэтому первая задача музыкального руководителя и воспитателя, создать эту основу, развивая при этом у ребенка нужные умения и навыки. Немаловажную роль играют при этом все виды музыкальной деятельности дошкольников. Слушание музыки обогащает музыкальное представление ребенка, учит простейшему анализу произведения, а также в дальнейшем поможет ребенку самостоятельно выражать характер музыки в танцах, песнях, музыкальных играх. Упражнения, танцы, музыкальные игры, игра на детских музыкальных инструментах, дают толчок детям к творческому воображению, их инициативе. Со временем у детей начнет проявляться оценочное отношение к музыке и движениям. Это говорит о формировании задатков музыкального вкуса. Дети учатся самостоятельно оценивать свои возможности, стараются проявить активность. Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности. На музыкальных занятиях мы предлагаем детям проявлять инициативу во всех видах музыкальной деятельности. В распевках, дети с удовольствием «рисуют» голосом то, что предлагают сами (круг, солнце, елку и т.п.) Самостоятельный и совместный коллективный выбор рисунка для распевания приносит большую пользу в развитии творческой инициативности детей и их вокальных способностей. В самостоятельной деятельности, дети сами выбирают песни для исполнения. Очень часто используем на занятиях с дошколятами игры с импровизацией в танце. Это такие музыкальные игры, как «Игра с остановками», где дети импровизируют под музыку разного характера, проявляя творческую инициативу. Нами составлена картотека различных музыкальных игр для развития музыкальных способностей детей и творческой инициативности дошкольников. Нельзя не сказать о бесконечной любви детей к импровизации в игре на детских музыкальных инструментах. Вот где инициативность проявляется во всем, начиная от выбора музыкального инструмента, заканчивая собственным сочинением маленьких дарований! Музыкально – дидактические игры такие, как игра –импровизация «Веселый паровозик», «Щенок и бабочки» и т.п., основанные на методе игровой импровизации, дают детям ощущение радости соавторства с музыкой и формируют у них способность максимальной выразительности своих движений и умение оценивать их качество. Игры-представления по мотивам народных сказок широко используются педагогами в разных возрастных группах дошколят ( «Теремок», «Курочка Ряба» и т.д.) Их сюжеты, без нарушения художественного замысла, позволяют создавать дополнительные роли для всех желающих, и использовать в хороводах эпизодические роли (бабочки, листочки, снежинки и т.п.). Любая из музыкальных игр, развивает определенные навыки у детей: музыкально-ритмические движения, правильное исполнение произведения и, конечно же, творческую инициативу и самостоятельную деятельность. Не принуждать ребенка — вот главная задача педагога, а побуждать его к самостоятельным действиям, к проявлению инициативы. Педагог должен постараться помочь ребенку, если он не уверен, начать вместе с ним, предложить детям поддержать его аплодисментами, любыми действиями, которые подвигнут ребенка на выполнение задания. Использование социокультурного пространства ДОУ (театр, библиотека, музыкальная школа и т.д.) рождает у детей новые, яркие впечатления и, соответственно, побуждает к придумыванию новых образов в самостоятельной деятельности детей. Например, поход в театр на премьерный спектакль, побудил ребят подготовительной группы попробовать себя в разных образах, проявляя при этом свою инициативность. Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Для инициативной личности характерно:
Главная задача педагога не заставить и приучить, а помочь ребенку научится быть активней и смелей в познавательной деятельности и в повседневном общении со сверстниками. Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании ребенка. Нужно помнить, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (Василий Сухомлинский). Источники:
|