Конспект образовательного мероприятия по музыкальному развитию с использованием технологии ТРИЗ «Чудесный мир звуков» для детей старшей группы |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Ермакова Наталья Викторовна | |||
11.01.2023 11:46 | |||
Конспект образовательного мероприятия по музыкальному развитию с использованием технологии ТРИЗ «Чудесный мир звуков» для детей старшей группы Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности. Задачи: способствовать восприятию музыки через музыкальные игры и загадки, пение, движение, игру на музыкальных инструментах, через развитие воображения, эмоциональной сферы, музыкальных и творческих способностей. Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, мультимедийная установка, музыкальный инструмент (скрипка) Раздаточный материал: бумага, пакеты, фантики, листья, шишки, детские шумовые инструменты: колокольчики, барабаны, деревянные ложки. Ход занятия Педагог: Здравствуйте, ребята!
Дружно за руки возьмитесь, Проходите, осмотритесь. В круг становимся скорей, Поприветствуем друзей! «Песенка-приветствие»: Ручки, ручки, наши ручки, здравствуйте! Ножки, ножки, наши ножки, здравствуйте! Глазки, глазки, ушки, ушки, здравствуйте! И улыбки, и улыбки, здравствуйте! Педагог: Ребята, скажите, а для чего нам нужны уши? (ответы детей) Уши очень нам нужны, Потому что мы с рожденья Звуками окружены! Прислушайтесь, что вы слышите в этой комнате? (ответы детей) А мы с вами можем создавать звуки? (ответы детей: разговариваем, поем, хлопаем, топаем) Посмотрите, сколько разных предметов! (бумага, пакет, фантик, листья, шишки) Что нужно сделать, чтобы издать с помощью них звуки? (ответы детей) Игра «В руки дружно взяли шишки»: В руки дружно взяли шишки, Тихо-тихо мы, как мышки, Под кореньями шуршим, Дружно шишку шелушим! И бумагой пошуршим, (далее дети шелестят (И пакетом, фантиками, листиками) выбранными ими предметами) Прислушайтесь! (звук летящего шмеля) Шмель веселый полетел, На большой цветок он сел. «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети жужжат) Замечательный какой Из шмелей и пчелок рой! Полетели-полетели, (дети с жужжанием бегают по залу) На цветочки все присели! (садятся на воображаемые цветочки-стулья) (слышится звучание скрипки) Чей голос трепетный, высокий, Мы узнаем без ошибки? Назовите-ка, ребята, Инструмент волшебный… (скрипка!) Вот она то и пришла сегодня к нам в гости. Вот она – Скрипка! Зовут ее Виолина (педагог показывает скрипку) Это очень хрупкий инструмент и обращаться с ним нужно бережно. Рассмотрите ее и скажите, похожа ее фигура на человеческую? Какие сходства вы видите? (ответы детей) Правильно, посмотрите, как она похожа на веселую девочку: и девичья фигурка, и длинная шейка, на головке завитки и заколочки, а какая у нее улыбка с ямочками на щечках! А вы знаете, что скрипка умеет разговаривать? Вот послушайте, как она с вами здоровается, а вы отвечайте… (педагог играет на скрипке приветствие) – Здравствуйте, ребята! – Здравствуйте! Какой голос у скрипки Виолины? (ответы детей) Правда, голос у Виолины ласковый, душевный, певучий. Скрипка Виолина большая артистка и шутница. Она умеет изображать интонацией голоса животных, птиц, насекомых. Сегодня она приготовила для вас музыкальную сказку с загадками. Попробуете разгадать их. Представьте себе раннее утро в станице, все вокруг спят… (педагог играет на скрипке спокойную мелодию), И вдруг где-то из курятника послышалось чье-то пение… (педагог играет на скрипке, изображая интонацией крик петуха) Кто же это первым проснулся и всех разбудил своим громким пением? (ответы детей) С первыми лучами солнца проснулись, полетели высоко в небо и запели… (педагог играет на скрипке, изображая интонацией пение птиц) Кто так поет и щебечет? (ответы детей) Пастушок заиграл на своей дудочке… (педагог играет на скрипке, изображая интонацией звук свирели) А пастушку в ответ послышалось… (педагог играет на скрипке, изображая интонацией мычание коровы) Кто это отозвался ему? (ответы детей) Пастушок позвал свою коровушку пастись на лужок. Ах, сколько здесь сочной травы и красивых цветов! (педагог играет на скрипке веселую мелодию) Они так и манят к себе разных насекомых… (педагог играет на скрипке, изображая интонацией жужжание шмеля, пчелы, мухи, комара) Кто же прилетел и сел на цветочек? (ответы детей) Наша корова поела травы и уже к обеду дала своей хозяйке молока. Пока хозяйка разливала молоко по крынкам, она услышала чей-то голос. Кто же это просит молочка полакать? (педагог играет на скрипке, изображая интонацией мяуканье котенка) (ответы детей) Правильно, это котенок просит молочка. А вы, ребята, любите пить молоко? И я люблю. Молоко очень полезно! Вот дали мы котенку молока, сами попили. Какое вкусное молочко! Виолина приглашает нас прогуляться и пойти на волшебную музыкальную лужайку. Но прежде, чем мы отправимся в путь, скажите, как вы любите двигаться на прогулке? (ответы детей: спокойным шагом, бегом, вприпрыжку) А какая музыка нужна, чтобы изобразить бег? (ответы детей) Правильно – веселая, быстрая, стремительная! Вот такая подойдет? (педагог играет на скрипке спокойную мелодию для спокойной ходьбы, чтобы вызвать у детей протест, а затем – мелодию в быстром темпе) А как же Виолине сыграть, чтобы вы поскакали? (ответы детей) Да, музыка должна быть веселая, прыгучая, отрывистая! Такая? (педагог играет на скрипке мелодию с пунктирным ритмом) Здорово! Вот сколько разных вариантов вы придумали! Послушайте и скажите, каким шагом предлагает нам идти Виолина? (педагог играет на скрипке марш) (ответы детей) Отправляемся на прогулку! Внимательно слушайте Виолину – она вам подскажет, как вам двигаться: маршировать, бегать, идти спокойным шагом или подскакивать… (педагог играет на скрипке мелодии различного характера, дети двигаются в соответствии музыке: маршем, бегом, спокойным шагом, поскоками) Вот мы и пришли на музыкальную лужайку. Посмотрите, сколько здесь музыкальных инструментов. Они все друзья нашей Виолины. Какие инструменты вы здесь видите? (ответы детей) Мы сейчас станем музыкантами, и вместе будем музицировать. Задача музыкантов играть слажено, слушать себя и других. А ритм нашей песенки будет вот такой (педагог прохлопывает ритмический рисунок песенки, дети повторяют его) Выберите каждый себе по инструменту (если дети не смогли поделить между собой инструмент, педагог выбирает, играющего на нем, считалкой: «Раз, два, три: колокольчик (или барабанчик), ты, бери!) Чтобы они красиво звучали, нужно правильно извлекать звуки. Вы знаете, как? (ответы детей) Хорошо. Вы помните ритмический рисунок песенки? Виолина будет вами руководить и подсказывать, чья очередь играть. У Виолины есть друзья: Инструменты, ты и я. Инструменты мы возьмем, Весело играть начнем! 1. Я на скрипочке играю: Ти-ли-ли, ти-ли-ли! Очень весело играю: Ти-ли-ли, да ти-ли-ли! 2. Детки ложки в руки взяли: Трам-пам-пам, трам-пам-пам! Мне тихонько подыграли: Трам-пам-пам, да трам-пам-пам! 3. А теперь на барабане: Бум-бум-бум, бум-бум-бум! Громко-громко барабаним: Бум-бум-бум, да бум-бум-бум! 4. Колокольчики запели: Дили-динь, дили-динь! Звонко песенку запели: Дили-динь, да дили-динь! 5. Заиграли мы все вместе: Тра-ля-ля, тра-ля-ля! Всем не устоять на месте! Тра-ля-ля, да тра-ля-ля! Какая веселая у нас вами получилась песенка! Вам понравилось исполнять музыку? (ответы детей) Ребята, Виолина хочет нам еще что-то показать! (слайд) Смотрите, рядом с нашей лужайкой есть небольшой пруд. А в пруду по серебристой воде гордо и величественно плавает лебедь! Ах, какой он красивый! Садитесь на бережок, на травку и полюбуйтесь им. А скрипка Виолина своими звуками изобразит эту красивую птицу. (педагог играет на скрипке пьесу К.Сен-Санса «Лебедь») Как же красиво композитор Камиль Сен-Санс звуками скрипки изобразил эту птицу! Ребята, а вы услышали помимо скрипки Виолины звук другого инструмента? Это ее друг – рояль, он изображал колыхание воды, по которой плывет наш лебедь. Послушайте (звучат отрывки из пьесы) Хорошо нам на музыкальной лужайке. Но пришла пора нам возвращаться в детский сад. В образе кого мы можем попасть обратно? (ответы детей) Под музыку дети в образе лебедя «перелетают» в детский сад (звучит отрывок из пьесы) Ребята, какая получилась у нас с вами сказка? (ответы детей) Мне очень понравилось, как вы так здорово отгадывали музыкальные загадки скрипки Виолины! Вспомните, кого наша скрипка Виолина изображала звукам? (ответы детей) Правильно, и крик петуха, и мычание коровы, и мяуканье котенка, и жужжание пчелы, и лебедя, плавающего в пруду. Что еще вы сегодня делали с Виолиной? (ответы детей) Да, отправились на прогулку, играли на музыкальных инструментах. Вы сегодня услышали, как красив и богат мир звуков и музыкальных инструментов. Как вы думаете, где вы можете снова встретиться со скрипкой и послушать музыку? (ответы детей) Скрипка Виолина всегда ждет вас вместе с родителями на концертах в музыкальных театрах, где вы сможете познакомиться и с другими музыкальными инструментами и услышать другую музыку. В знак нашей дружбы я дарю вам открытки на память. Виолина и я попрощаемся с вами попевкой, а вы дружно отвечайте: – До свиданья, дети! – До свидания!
|