Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр»
Занятия по Музыке
Автор: Королёва Юлия Юрьевна   
04.12.2022 17:53

«Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр»«Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр»

В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребенка.

По мнению Д. Б. Эльконина, «в игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребенка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития».

Взгляды зарубежных психологов на значение и сущность детской игры принципиально отличались от позиции отечественных ученых, однако и они подчеркивали значительную роль этого вида деятельности в психическом развитии ребенка.

Так З.Фрейд писал, что в игре следует искать первые следы воображения: в ней ребенок создает свой мир так, как ему больше нравится и при этом вкладывает в игру все свои эмоции.

 

А.В. Запорожец подчеркивал, что игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым: взрослый учит его играть, передает ему общественно сложившиеся способы игровых действий. В дошкольном возрасте, о чем мы будем говорить дальше, игра является решающим для творческого мышления и деятельности. У детей и дома, и в детском саду должно быть достаточно возможностей для свободной, полной фантазии и конструктивной игры. Оригинальные идеи в игре должны признаваться и развиваться. Нужно способствовать многовариационному обращению детей к различным материалам, поиску различных технических решений. Фантазирование во время исполнения роли в процессе игры, быстрое реагирование на действия участников, варьирование и комбинации разных элементов игры, интерпретация ее правил – все это является в этом возрасте возможностями для организации творческой деятельности. При этом развиваются элементарные когнитивные способности для творческого решения задач, способности, на которые в дальнейшем можно будет опираться. Дети должны постепенно привыкать к тому, чтобы предварительно продумывать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, спорить со сверстниками. Интерес к задаче, терпение, умение планомерно работать, доведение дела до конца развиваются именно в этом возрасте.

Игра является одним из важнейших средств развития творческой музыкальной деятельности детей. Она объединяет все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Основное назначение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к творческому применению знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально – дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Н.Г. Кононова считает, что «музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать».

Музыкально – дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов должны быть яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными.

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально – дидактических игр. Сочетания применяемых в них методов могут быть различными: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

Цель применения музыкально – дидактических игр – развивать музыкальные способности.

Существуют различные классификации игр, например, Н.А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально – сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные. За основание этой классификации взято различие игровых действий.

Э.П. Костиной разработаны настольные музыкально – дидактические игры для развития музыкально – сенсорных способностей.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, Н.Г. Кононова классифицирует музыкальные игры именно по этому основанию – их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений и чувства ритма.

Аналогично можно подобрать музыкально – дидактические игры для развития творческих способностей в различных видах деятельности.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства.

Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, мы вновь обращаемся к музыкально – дидактическим играм. Дети при этом легко и с желанием отвечают на вопрос по прослушанной мелодии: «О чем рассказывает музыка?»

Нужно побуждать ребенка к рассказу об услышанном произведении, т.е. развивать воображение, ребенок начинает сочинять, придумывать свой оригинальный образ в соответствии с характером произведения.

В развитии эмоциональной отзывчивости на музыку очень важны выразительно исполнение и образный рассказ о содержании произведения.

Если наблюдать за ребенком во время слушания музыки, пения, исполнения танца, то легко убедиться, как меняются его мимика, поза, движения. Он может ошибиться в определении общего настроения, вернее, не найти нужных слов для его обозначения, но все его поведение говорит о том, насколько он захвачен произведением и хочет выразить свои чувства.

Возможность развития музыкально – творческих способностей в пении у детей дошкольного возраста отмечают композиторы Б.Асафьев, Д. Кабалевский, психолог Б.Теплов, музыканты – педагоги Н.Ветлугина, К. Головская, А. Ходькова. Известно, что по собственной инициативе даже маленькие дети могут варьировать какие – либо мелодические обороты из нескольких звуков и, выбрав один, понравившийся, долго его напевают. Эти маленькие импровизации представляют эстетическую ценность и, главное, помогают ребенку удовлетворить потребность в музыке, выразить свои переживания. Если руководить творчески процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением и т.д. Н.. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкально – дидактических игр у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Были определены этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового – измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни (Н. А. Ветлугина, А.И. Ходькова и др.).

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма, т.е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младших группах дошкольного возраста. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

Тем не менее, песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания, музыкально – дидактические игры (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.)

Дети от 5 – 6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (исполнять попевки из «Музыкального букваря», например, «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.

В игре на детских музыкальных инструментах также используются музыкально – дидактически игры.

Инструментально творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений – непременное условие проявленийтворческих способностей у детей.

Слушание инструментальных и вокальных произведений (в аудиозаписи и «живом» исполнении), беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностях – все это необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Педагог должен развивать основные музыкальные способности детей: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма, а также другие способности: воображение, образное мышление.

На музыкальных занятиях педагог не только разучивает с детьми определенный репертуар, обучает навыкам игры на музыкальных инструментах, знакомит с их выразительными возможностями, но и побуждает к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий посредством музыкально – дидактических игр. Для этого он показывает способы воплощения музыкальных образов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импровизировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

Н. А. Ветлугина подчеркивает, что характер руководства педагога инструментальным творчеством зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одни дети нуждаются в детальном показе возможных творческих действий, постоянном наблюдении взрослого и помощи, другие действуют более самостоятельно.

Творческие проявления детей в музыкально — ритмических движениях, так же как в пении и игре на музыкальных инструментах, являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально – игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Когда дети слушают русскую народную мелодию «Как у наших у ворот» (в обработке В. Агафонникова), у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеют танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то инсценировка – импровизация у них не получится выразительной. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально – игровых образцов и танцевальных композиций и т.д.

Приведенная ниже последовательность творческих заданий, по мнению Н.А. Ветлугиной, наилучшим образом способствует творческому развитию детей.

На первом этапе детям предлагают создать музыкально – игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю.Литовко; танцы смелых кавалеристов, музыка Е.Тиличеевой и др.).

На втором этапе задания усложняют: детям предлагают передать развитие музыкально – игровых образов в действиях отдельных персонажей ( «Ворон», русская народная прибаутка; «Всем, Надюша, расскажи», белорусская народная песня, обр. А.Полонского; «Сапожник», чешская народная песня, обр. Ан. Александрова и.т. д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей ( «Котик и козлик», музыка Е.Тиличеевой; «К нам гости пришли», музыка Ан. Александрова; «У медведя во бору», русская народная мелодия и т.д.), найти элементы национальных танцев (русский, белорусский, литовский и др.).

На четвертом этапе ребята выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца ( «На мосточке», музыка А.Филиппенко; «Жили у бабуси», русская народная песня; «Кто построил дом?», музыка Е. Тиличеевой и др.).

О. П. Радынова предлагает начинать с инсценировок песен, ярких по содержанию и динамике развития образов. Самые лучшие песни для таких заданий — народные ( «Где ты был, Иванушка?», обр. М.Иорданского; «Две тетери», русская народная песня; «Как на тоненький ледок», русская народная мелодия и т.д.). Народные мелодии часто используются для составления танцевальных композиций, например: «Ходила младешенька по борочку», русская народная мелодия; «Петушок», латышская народная мелодия; «Выйду ль я на реченьку», русская народная мелодия и т.д.

Дети 5 – 6 лет очень любят придумывать, комбинировать, что – то создавать. Многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя творчески в движениях, инсценировках песен. Некоторые произведения специально созданы композиторами для стимулирования музыкально – игрового творчества дошкольников. В песнях – загадках В. Агафонникова на народный текст ( «Маленький, беленький», «Вся мохнатенька», «Течет не вытечет», «Не ездок, а со шпорами») музыкальный руководитель загадывает соответствующую загадку, например: «Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька», и проигрывает соответствующую пьесу. Дети, отгадав загадку, изображают игровой образ.

В произведениях, имеющих музыкальную характеристику персонажа ( «Наши кони часты» Е.Тиличеевой) или описание действия ( «На качели дети сели» Е.Тиличеевой), ребята, прослушав музыку, импровизируют движения.

Сочетание самостоятельных действий по показу, выполнение учебных и творческих заданий разнообразят методику и активизируют исполнительскую деятельность детей.

Таким образом, в дошкольном возрасте игра является решающим для творческого мышления и деятельности. В игре развиваются элементарные когнитивные способности для творческого решения задач, способности, на которые в дальнейшем можно будет опираться. Использование музыкально – дидактических игр способствует развитию музыкально – творческих способностей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год