«Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Королёва Юлия Юрьевна | |||
04.12.2022 17:53 | |||
«Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр» В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребенка. По мнению Д. Б. Эльконина, «в игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребенка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития». Взгляды зарубежных психологов на значение и сущность детской игры принципиально отличались от позиции отечественных ученых, однако и они подчеркивали значительную роль этого вида деятельности в психическом развитии ребенка. Так З.Фрейд писал, что в игре следует искать первые следы воображения: в ней ребенок создает свой мир так, как ему больше нравится и при этом вкладывает в игру все свои эмоции.
А.В. Запорожец подчеркивал, что игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым: взрослый учит его играть, передает ему общественно сложившиеся способы игровых действий. В дошкольном возрасте, о чем мы будем говорить дальше, игра является решающим для творческого мышления и деятельности. У детей и дома, и в детском саду должно быть достаточно возможностей для свободной, полной фантазии и конструктивной игры. Оригинальные идеи в игре должны признаваться и развиваться. Нужно способствовать многовариационному обращению детей к различным материалам, поиску различных технических решений. Фантазирование во время исполнения роли в процессе игры, быстрое реагирование на действия участников, варьирование и комбинации разных элементов игры, интерпретация ее правил – все это является в этом возрасте возможностями для организации творческой деятельности. При этом развиваются элементарные когнитивные способности для творческого решения задач, способности, на которые в дальнейшем можно будет опираться. Дети должны постепенно привыкать к тому, чтобы предварительно продумывать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, спорить со сверстниками. Интерес к задаче, терпение, умение планомерно работать, доведение дела до конца развиваются именно в этом возрасте. Игра является одним из важнейших средств развития творческой музыкальной деятельности детей. Она объединяет все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Основное назначение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к творческому применению знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально – дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Н.Г. Кононова считает, что «музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать». Музыкально – дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов должны быть яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально – дидактических игр. Сочетания применяемых в них методов могут быть различными: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия. Цель применения музыкально – дидактических игр – развивать музыкальные способности. Существуют различные классификации игр, например, Н.А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально – сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные. За основание этой классификации взято различие игровых действий. Э.П. Костиной разработаны настольные музыкально – дидактические игры для развития музыкально – сенсорных способностей. Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, Н.Г. Кононова классифицирует музыкальные игры именно по этому основанию – их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений и чувства ритма. Аналогично можно подобрать музыкально – дидактические игры для развития творческих способностей в различных видах деятельности. В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, мы вновь обращаемся к музыкально – дидактическим играм. Дети при этом легко и с желанием отвечают на вопрос по прослушанной мелодии: «О чем рассказывает музыка?» Нужно побуждать ребенка к рассказу об услышанном произведении, т.е. развивать воображение, ребенок начинает сочинять, придумывать свой оригинальный образ в соответствии с характером произведения. В развитии эмоциональной отзывчивости на музыку очень важны выразительно исполнение и образный рассказ о содержании произведения. Если наблюдать за ребенком во время слушания музыки, пения, исполнения танца, то легко убедиться, как меняются его мимика, поза, движения. Он может ошибиться в определении общего настроения, вернее, не найти нужных слов для его обозначения, но все его поведение говорит о том, насколько он захвачен произведением и хочет выразить свои чувства. Возможность развития музыкально – творческих способностей в пении у детей дошкольного возраста отмечают композиторы Б.Асафьев, Д. Кабалевский, психолог Б.Теплов, музыканты – педагоги Н.Ветлугина, К. Головская, А. Ходькова. Известно, что по собственной инициативе даже маленькие дети могут варьировать какие – либо мелодические обороты из нескольких звуков и, выбрав один, понравившийся, долго его напевают. Эти маленькие импровизации представляют эстетическую ценность и, главное, помогают ребенку удовлетворить потребность в музыке, выразить свои переживания. Если руководить творчески процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением и т.д. Н.. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкально – дидактических игр у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления. Были определены этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового – измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни (Н. А. Ветлугина, А.И. Ходькова и др.). Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма, т.е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младших группах дошкольного возраста. Большинство овладевают ими к старшему возрасту. Тем не менее, песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания, музыкально – дидактические игры (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.) Дети от 5 – 6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (исполнять попевки из «Музыкального букваря», например, «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях. В игре на детских музыкальных инструментах также используются музыкально – дидактически игры. Инструментально творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений – непременное условие проявленийтворческих способностей у детей. Слушание инструментальных и вокальных произведений (в аудиозаписи и «живом» исполнении), беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностях – все это необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального. Педагог должен развивать основные музыкальные способности детей: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма, а также другие способности: воображение, образное мышление. На музыкальных занятиях педагог не только разучивает с детьми определенный репертуар, обучает навыкам игры на музыкальных инструментах, знакомит с их выразительными возможностями, но и побуждает к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий посредством музыкально – дидактических игр. Для этого он показывает способы воплощения музыкальных образов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импровизировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности в детском саду и семье. Н. А. Ветлугина подчеркивает, что характер руководства педагога инструментальным творчеством зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одни дети нуждаются в детальном показе возможных творческих действий, постоянном наблюдении взрослого и помощи, другие действуют более самостоятельно. Творческие проявления детей в музыкально — ритмических движениях, так же как в пении и игре на музыкальных инструментах, являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально – игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками. Когда дети слушают русскую народную мелодию «Как у наших у ворот» (в обработке В. Агафонникова), у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеют танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то инсценировка – импровизация у них не получится выразительной. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально – игровых образцов и танцевальных композиций и т.д. Приведенная ниже последовательность творческих заданий, по мнению Н.А. Ветлугиной, наилучшим образом способствует творческому развитию детей. На первом этапе детям предлагают создать музыкально – игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю.Литовко; танцы смелых кавалеристов, музыка Е.Тиличеевой и др.). На втором этапе задания усложняют: детям предлагают передать развитие музыкально – игровых образов в действиях отдельных персонажей ( «Ворон», русская народная прибаутка; «Всем, Надюша, расскажи», белорусская народная песня, обр. А.Полонского; «Сапожник», чешская народная песня, обр. Ан. Александрова и.т. д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп). На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей ( «Котик и козлик», музыка Е.Тиличеевой; «К нам гости пришли», музыка Ан. Александрова; «У медведя во бору», русская народная мелодия и т.д.), найти элементы национальных танцев (русский, белорусский, литовский и др.). На четвертом этапе ребята выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца ( «На мосточке», музыка А.Филиппенко; «Жили у бабуси», русская народная песня; «Кто построил дом?», музыка Е. Тиличеевой и др.). О. П. Радынова предлагает начинать с инсценировок песен, ярких по содержанию и динамике развития образов. Самые лучшие песни для таких заданий — народные ( «Где ты был, Иванушка?», обр. М.Иорданского; «Две тетери», русская народная песня; «Как на тоненький ледок», русская народная мелодия и т.д.). Народные мелодии часто используются для составления танцевальных композиций, например: «Ходила младешенька по борочку», русская народная мелодия; «Петушок», латышская народная мелодия; «Выйду ль я на реченьку», русская народная мелодия и т.д. Дети 5 – 6 лет очень любят придумывать, комбинировать, что – то создавать. Многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя творчески в движениях, инсценировках песен. Некоторые произведения специально созданы композиторами для стимулирования музыкально – игрового творчества дошкольников. В песнях – загадках В. Агафонникова на народный текст ( «Маленький, беленький», «Вся мохнатенька», «Течет не вытечет», «Не ездок, а со шпорами») музыкальный руководитель загадывает соответствующую загадку, например: «Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька», и проигрывает соответствующую пьесу. Дети, отгадав загадку, изображают игровой образ. В произведениях, имеющих музыкальную характеристику персонажа ( «Наши кони часты» Е.Тиличеевой) или описание действия ( «На качели дети сели» Е.Тиличеевой), ребята, прослушав музыку, импровизируют движения. Сочетание самостоятельных действий по показу, выполнение учебных и творческих заданий разнообразят методику и активизируют исполнительскую деятельность детей. Таким образом, в дошкольном возрасте игра является решающим для творческого мышления и деятельности. В игре развиваются элементарные когнитивные способности для творческого решения задач, способности, на которые в дальнейшем можно будет опираться. Использование музыкально – дидактических игр способствует развитию музыкально – творческих способностей.
|