«Формирование художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в музыкально-театральной деятельности» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Шибаев Олег Владимирович | |||
09.11.2022 18:55 | |||
«Формирование художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в музыкально-театральной деятельности» Научная статья Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новобирилюсский детский сад «Колокольчик» Подготовил музыкальный руководитель: Шибаев Олег Владимирович с. Новобирилюссы 2022 год Перед тем, как я начну свою статью, я хочу процитировать великого, русского педагога В.А. Сухомлинского. Сухомлинский говорил, Но без этого всего он, он лишь засушенный цветок. Сухомлинский Василий Александрович хотел сказать этим, что не в коем случае нельзя давать детям готовый продукт, дети должны сами начать проявлять свою фантазию, мечты, творчество, чтобы узнать, что получится в конечном итоге. Надо больше давать инициативы для детей, чтобы они фантазировали, мечтали, воображали, придумывали что-то новое, ведь у них иногда могут появиться такие идеи, мнения, о которых ты даже мог и не задуматься. Поэтому очень важно давать им инициативу. Чем скорее ребёнок разбудит эту жар птицу в себе, чем скорее увидит красоту окружающего мира вокруг него, музыки, стихотворений, живописи, тем раньше эта птица поможет детям увидеть этот мир яркими красками, получать только положительные эмоции, проявлять себя во всех видах творчества, лучше осваивать данный материал, лучше будет трудиться, и учиться. Музыкальное воспитание детей в детском саду — это педагогический, организованный процесс, целенаправленный на формирование личности ребёнка, становление творческой культуры, путём воспитания эстетического отношения и музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей, передача им опыта музыкальной деятельности. Умение передать детям ритм, чувства, эмоции, мысли с помощью музыкального произведения, приобщить к нему, добиться того, чтобы дети поняли, что хотел сказать автор этим произведением, это очень важная и ответственная задача музыкального руководителя. В наши дни, проблема развития, формирования творческих способностей, возможностей очень актуальна. Очень много детей приходят в детский сад скованными, неуверенными в себе, тихими, которых очень трудно сделать действительно творческими, раскрепощенными, яркими личностями, поэтому очень большая работа должна быть направлена именно на это. Важно отметить что именно театр, представляет собой одну из наглядный форм художественного смысла, основанный на восприятии через образы, роли. Характерным средством содержания, выражения определённого смысла в театральном искусстве выступает сценическое представление, которое возникает в процессе взаимодействия игры актёров. Творческие способности дошкольников могут очень ярко выражаться, проявляться в очень интересной и доступной для них среды, это театрализованная деятельность. Она имеет глубокое воздействие на воображение ребёнка словами, действиями, изобразительным искусством, актёрской игрой. Театрализованная деятельность воздействует на внимание, память детей, позволяет сконцентрировать внимание детей на достаточно высоком уровне, и через интерес, повышает умственную активность всех процессов, помогает достичь больших результатов и тем самым развить свои творческие способности, воображение, мышление. Театральное искусство, театр близок и понятен детям, так как в основе лежит ведущий вид деятельности детей дошкольного образования, это игра, а потребность в игре у ребят очень высока. В том числе даже маленькие дети детского сада, с большим удовольствием, радостью включаются в творческий процесс, если он связан с игровой деятельностью, игрой. Ведь дети, они как немного волшебники, они умеют менять мир так как хотят они, и потом жить и выполнять какие-то действия в этом воображаемом мире. Поэтому в связи с этим необходимо использовать мощную детскую фантазию, и направить её в большое творческую деятельность. Впрочем в области начального музыкального образования у детей, их музыкально-театральная- игровая деятельность представляет собой наименьшим разработанный направлением, но эффективность её высока в творчестве, так как есть свидетельство многочисленных психолого-педагогического исследований, её эффективности. Данная проблема изучена в работах многих современных психологов, педагогов. Среди тех кто занимался данным вопросом, можно отметить таких научных деятелей как: Н. Коган; Н.Ф. Комарова; Е.В. Зворыгина; Л.С, Выготский; С.Л. Новосёлов, и многие другие педагоги и психологи. В трудах этих исследователей разработаны методы по проблеме условий формирования творческих способностей детей детского сада в музыкально-театральной процессе. Их исследования посвящены выводу по теоретическому материалу по данной тематике, а также определению значимых условий, методов для формирования, развития творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности. Лев Семёнович Выготский дал определение понятию творческая деятельность. В его понимании творческая деятельность это такая деятельность человека, которая создаёт нечто новое, непохожее не на что. Музыкальное воспитание в детском саду представляет собой синтез из различных видов деятельности, в том числе и театрализацию. На музыкальных занятиях театрализация должна значится на главном месте, так как данный вид деятельности оказывает огромное влияние на развитие у ребёнка творческих задатков, памяти, образного мышления. В процессе театрализации разных игр, происходит воспитание, обучение выразительному чтению, пению, пластике, атмосфере театра, чтобы они понимали что такой театра, и как в нем надо себя вести. Формируется творческая атмосфера, которая помогает в дальнейшем развитию ребенка, раскрытию его внутренних качеств, личности, а также применение им своих собственных возможностей и способностей. Музыкальный руководитель, проводя свои занятия, используя свои методики преподавания, может взять за основу своих проводимых музыкальных занятиях театрализацию. Эти элементы могут быть использованы в праздниках, различных развлечениях, на занятиях, начиная со 2 младшей группы. Постепенно с возрастом у детей усложняются упражнения, сказки, он познаёт другие разновидности театра. Обыгрывание музыкальных произведений, музыкальные театрализованные представления занимают одно из важных мест в целостном музыкальном воспитании ребёнка. Ведь театр позволяет ребёнку любого возраста и пола одновременно играть и обучаться. Данный вид деятельности оказывает наилучшее воздействие на ребёнка, тем самым у него постепенно проходит стеснения, и его комплексы. Театрализованная деятельность позволяет детям самим придумывать сказки, расширять свой кругозор, наполнять свое творчество большим простом для развития, а также самому подбирать музыкальные инструменты, песни, для исполнения своего героя кого они играют. Но лучше всего, дети должны сами выбрать себе роли, без какого-либо навязывания. Цель музыкально-театральной деятельности: Формирование у детей большого опыта в театрализованных действиях, сказках, как средство для самовыражения, саморазвития, раскрытия своего внутреннего потенциала. Музыкально-театрализованная деятельность даёт социализирующую функцию детям, и тем самым большое развитие способностей ребёнка. А также учит нравственным качествам, моралям, когда изучают литературное произведение или сказку (дружба, враг, добро, смелость, честность, быть отважным, сильным), приобщает к духовным ценностям, развивает речь во всех её проявлениях, развивает чувства, сопереживание. Задачи и методы музыкально-театрализованной деятельности:
Какие творческие способности в театральном искусстве, и в каком возрасте детей надо развивать:
Главной задачей музыкально-театрализованной деятельности, либо театрализованной деятельности является научить показывать свои способности, выражения, проявления себя, а не только чтобы правильно научить изобразить своего героя, либо выразить просто какие-либо эмоции, чувства. Советский учёный, теоретик дошкольного музыкального образования; доктор педагогических наук Наталья Алексеевна Ветлугина выделила этапы развития детского творчества:
-На третьем этапе ставим задачу, которая требует от детей самостоятельных действий без применения показа, и образцов. Выразительные, яркие произведения, сказки, необходимо использовать для того чтобы привить интерес, любознательность, любовь детей к театральному искусству, произведения надо использовать по программе, и те, которые не предназначены специально для детей. Очень важно воспитывать детей на музыкальных шедеврах мирового искусства, таких композиторов как: В.А. Моцарт; Э. Григ; Д. Кабалевский; С. Прокофьев, И.С. Бах; П. И. Чайковский и другие великие композиторы, а ещё очень важно чтобы дети имели представление о музыке разных народов, жанров. Запомните педагоги, музыкальные руководители, значимость, ценность детского творчества не в конечном продукте что получится, а в том, что дети сами будут создавать, творить что-то новое, упражняться в творческом воображении, и вообще, как воплотить то что они придумали в своё творчество. Можно определить основные этапы над работой любого спектакля, с чего мы начинаем:
Репетиции отдельных картин с деталями декорации и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением; 8. Прогон всей сказки, инсценировки, со всем реквизитом, костюмами, сопровождением, а также назначение главных помощников, кто будет менять декорации, сопровождение, реквизит; 9. Премьера спектакля и показ. А также очень важно потом похвалить детей после спектакля что они всё сделали хорошо, а потом обсудить с детьми спектакль их, спросить, как вы думаете всё у вас получилось, что было не так, обсудить с детьми это, но не говорить что плохо сыграли и вообще ничего не вышло, а то у детей пропадёт интерес и желание, а сказать что в следующий раз мы ещё лучше сыграем наши роли и исполним сказку. Поддержка обязательная должна быть. Премьера пьесы, спектакля – это всегда какое-то волнение, переживание, суета, и конечно праздничное настроение. Детей надо настроить на выступление, подбодрить, дети тут же начинают понимать ответственность, приобретается коллективность, понимают, что успех исполнения спектакля зависит от них самих. Есть много форм работ по музыкально-театральному и театральному искусству:
Список литературы, который я использовал для написания этой научной статьи.
|