Сообщение на тему: «Развитие чувства ритма у дошкольников через использование нетрадиционных шумовых инструментов» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Катаева Наталья | |||
24.10.2022 14:31 | |||
Сообщение на тему: «Развитие чувства ритма у дошкольников через использование нетрадиционных шумовых инструментов» Многие считают, что развитие чувства ритма нужно только тем детям, которые профессионально занимаются музыкой, танцами или вокалом. Это очень ошибочное мнение, поскольку вся наша жизнь — это ритм. Явления ритма окружают нас повсюду. Ритм в ладошки хлопаем – хлоп-хлоп-хлоп, В ягодах на ветке тоже ритм есть, Ритм (от др. -греч. размеренность, такт, стройность, соразмерность) — это чередование каких-либо явлений (например, звуковых или речевых), происходящее с определённой последовательностью и частотой. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Чувство ритма – это такая способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это пение, игра на муз. инструменте, восприятие или сочинение музыки. Ранее считалось, что чувство ритма врождённо и коррекции не подлежит, но это далеко не так. Важно понимать, что развитие чувства ритма влияет на развитие личности в целом. Развиваясь ритмически, ребёнок учится чувствовать своё тело, свой организм, свои ощущения и, как следствие, имеет возможность управлять самим собой, становится более уравновешенным, его речь становится более управляемой, ребенок более полно ощущает пространство, развивается чувство времени.
Изучая данную тему, я обнаружила очень интересную информацию о том, что есть 9 причин, почему важно развивать чувство ритма:
Развитие чувства ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в этом развитии: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать её в движениях, а это требует внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно и для общего развития ребёнка. В последнее время увеличилось число детей с проблемами ритмического восприятия: у многих наблюдается сложность в воспроизведении заданного ритма, нет четкости передачи ритма в движении, недостаточно согласованы движения с музыкой, пением и словом, слабо развита общая моторика и как следствие наблюдается отставание в речевом развитии, наблюдаются проблемы в ориентировке в пространстве. Поэтому повышение эффективности развития чувства ритма у дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения является одной из актуальных проблем музыкального воспитания. С такой целью я решила углубленно изучить эту тему. В детском саду на музыкальных занятиях мы начинаем развивать детей ритмически уже с раннего возраста: через использование речевых и музыкальных игр, пальчиковой гимнастики, различных ритмических упражнений. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, ритмических играх с музыкальными инструментами. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети проявляют особенно живой эмоциональный интерес к элементарному музицированию на детских музыкальных инструментах. Их привлекает звучание игрушек-инструментов. Я, как и любой педагог, стремлюсь ещё более заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик, побудить к музыкальной деятельности. В этом помогают нетрадиционные шумовые инструменты (это различные шумелки, шуршалки, бренчалки и т.д.), использование которых позволяет детям по-новому услышать богатый мир звуков. Изготавливать эти инструменты помогают Родители из различного бросового материала. Благодаря звучности и доступности, внешней привлекательности, инструменты быстро вызывают интерес и завоёвывают любовь у детей разного возраста. Также детям очень нравятся игры и песни со звучащими капельками и сосульками. Всем известно, что ведущей формой обучения и развития детей-дошкольников является игра, но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры, которые соответствуют как их потребностям, так и веяниям времени. И все мы находимся в поиске и разработке таких игр. Каждый из нас, занимаясь с детьми, ставит перед собой цель: как разнообразить развивающую предметно-пространственную среду, как сделать занятиях более интересными и увлекательными, найти какую-то «изюминку». Находясь в таком поиске, я обратила внимание на игры с использованием очень простых и доступных предметов. Например, начну с игр со СТАКАНАМИ. Такие игры универсальны – их можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а также в заключительной части на музыкальных занятиях и досугах и даже на прогулке с использованием стола. Для этих ритмических игр достаточно приобрести пластмассовые или бумажные стаканы, или с помощью родителей насобирать стаканчики из-под йогуртов. Приёмы игры разнообразны: стаканом можно стучать по полу, друг об друга, по нему можно ударять, передавать по кругу, чередовать с хлопками и т.д. Для сопровождения можно использовать любую музыку с чётким ритмом. В процессе игры со стаканчиками у детей развивается:
Не менее интересны для детей ритмические игры с деревянными палочками. Но вообще, это настоящий музыкальный инструмент, который называется КЛАВЕСЫ. Клавесы (claves) – незатейливый, легковесный, благоприятный и милый на слух, простейший в обучении шумовой инструмент, проще говоря, две гладко отшлифованные деревянные палки – стучалки. Возможности этого инструмента широко использовал в своей авторской методике «Schulwerk» знаменитый педагог Карл Орф, их широко используют в центрах, работающих по методике Марии Монтессори. Клавесы обожают дети. Что же такого притягательного в этом невзрачном, на первый взгляд инструменте? Во-первых, магия натурального дерева. Теплое, гладкое, оно «оживает» в детских ладошках. Играть на них легко и просто, это доступно даже годовалому малышу. Силой детской фантазии клавесы легко превратить… во что угодно! В ножки, рожки, ушки, двери, колеса… Игра — ведущая форма деятельности детей дошкольного возраста. Играть интересно, увлекательно и очень познавательно. И наши палочки на занятиях легко превращаются в стукалочки, брыкалочки, скакалочки, игралочки, моталочки… Для начала клавесы можно заменить тем, что есть под рукой: незаострённые карандаши, толстые фломастеры, палочки от суши, счётные палочки… Почему полезно играть с детьми палочками?
В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами. Приёмы игры на клавесах самые разнообразные: Катать в ладошках, по полу, крутить в руке, вращая запястьем, поставить палочки одна на другую, постучите палочками одна об другую с различной громкостью, стучать клавесами по полу или одной по другой и т.д. Две маленькие палочки, а сколько возможностей! Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу. Музыкальные игры с клавесами вызывают положительный эмоциональный настрой у ребёнка. Задачей музыкального воспитания в детском саду на современном этапе является развитие личности ребёнка средствами музыкального искусства. Музыка – это универсальное, самое тонкое и самое сильное средство воспитания, интегративное, синтетическое искусство. Средствами музыки можно развивать практически все, предусмотренные программой качества личности ребёнка. Именно на музыкальных занятиях открывается возможность делать это эффективно, и, что немаловажно для детей дошкольного возраста – интересно и весело! Наша цель: развивать и воспитывать, Значит, дети счастливее стали Так давайте ИГРАТЬ с детьми! Подготовила: Катаева Н.А. Музыкальный руководитель ВКК
|