Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сообщение на тему: «Развитие чувства ритма у дошкольников через использование нетрадиционных шумовых инструментов»
Занятия по Музыке
Автор: Катаева Наталья   
24.10.2022 14:31

Сообщение на тему: «Развитие чувства ритма у дошкольников через использование нетрадиционных шумовых инструментов»Сообщение на тему: «Развитие чувства ритма у дошкольников через использование нетрадиционных шумовых инструментов»

Многие считают, что развитие чувства ритма нужно только тем детям, которые профессионально занимаются музыкой, танцами или вокалом. Это очень ошибочное мнение, поскольку вся наша жизнь — это ритм. Явления ритма окружают нас повсюду.

Ритм в ладошки хлопаем – хлоп-хлоп-хлоп,
Ножками ритм топаем – топ-топ-топ,
Ритм на месте прыгаем: раз, два, три!
А сердце выбивает ритм у нас в груди.

В ягодах на ветке тоже ритм есть,
Мы с тобою можем вкусный ритм съесть!
В капельках дождинок, в нитях паутинок,
Всюду повторение – ритма отражение.

Ритм (от др. -греч. размеренность, такт, стройность, соразмерность) — это чередование каких-либо явлений (например, звуковых или речевых), происходящее с определённой последовательностью и частотой.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Чувство ритма – это такая способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это пение, игра на муз. инструменте, восприятие или сочинение музыки.

Ранее считалось, что чувство ритма врождённо и коррекции не подлежит, но это далеко не так. Важно понимать, что развитие чувства ритма влияет на развитие личности в целом. Развиваясь ритмически, ребёнок учится чувствовать своё тело, свой организм, свои ощущения и, как следствие, имеет возможность управлять самим собой, становится более уравновешенным, его речь становится более управляемой, ребенок более полно ощущает пространство, развивается чувство времени.

 

Изучая данную тему, я обнаружила очень интересную информацию о том, что есть

9 причин, почему важно развивать чувство ритма:

  1. Прежде всего, конечно, это музыкальные способности — чувствовать ритм, петь, играть на музыкальных инструментах.
  2. хорошо развитое чувство ритма положительно влияет на Развитие речи, т.к. ритм является его важнейшей частью. Исследования учёных доказали, что, если чувство ритма несовершенно, у ребёнка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.
  3. Легче изучать иностранные языки, чувствуя их внутренний ритм.
  4. Игра с ритмом — это, как правило, игра с координацией, а значит, будет развиваться крупная и мелкая моторика.
  5. В целом улучшится координация, сглаженность движений, которая пригодится для любых видов деятельности.
  6. Работа с ритмом позволит лучше чувствовать свое тело и управлять им, ведь наш организм очень ритмичен — дыхание, биение сердца, режимные моменты, сон и бодрствование и т.д.
  7. Тренировка чувства ритма создаст предпосылки хорошего кровотока во всем организме, ликвидирует психические и физические зажимы.
  8. Хорошо развитое чувство ритма помогает в разных видах спорта и в танцах.
  9. Да и это просто весело и интересно, а ещё и полезно!

Развитие чувства ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в этом развитии: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать её в движениях, а это требует внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно и для общего развития ребёнка.

В последнее время увеличилось число детей с проблемами ритмического восприятия: у многих наблюдается сложность в воспроизведении заданного ритма, нет четкости передачи ритма в движении, недостаточно согласованы движения с музыкой, пением и словом, слабо развита общая моторика и как следствие наблюдается отставание в речевом развитии, наблюдаются проблемы в ориентировке в пространстве.

Поэтому повышение эффективности развития чувства ритма у дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения является одной из актуальных проблем музыкального воспитания. С такой целью я решила углубленно изучить эту тему.

В детском саду на музыкальных занятиях мы начинаем развивать детей ритмически уже с раннего возраста: через использование речевых и музыкальных игр, пальчиковой гимнастики, различных ритмических упражнений. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, ритмических играх с музыкальными инструментами.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети проявляют особенно живой эмоциональный интерес к элементарному музицированию на детских музыкальных инструментах. Их привлекает звучание игрушек-инструментов.

Я, как и любой педагог, стремлюсь ещё более заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик, побудить к музыкальной деятельности. В этом помогают нетрадиционные шумовые инструменты (это различные шумелки, шуршалки, бренчалки и т.д.), использование которых позволяет детям по-новому услышать богатый мир звуков. Изготавливать эти инструменты помогают Родители из различного бросового материала.

Благодаря звучности и доступности, внешней привлекательности, инструменты быстро вызывают интерес и завоёвывают любовь у детей разного возраста. Также детям очень нравятся игры и песни со звучащими капельками и сосульками.

Всем известно, что ведущей формой обучения и развития детей-дошкольников является игра, но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры, которые соответствуют как их потребностям, так и веяниям времени. И все мы находимся в поиске и разработке таких игр.

Каждый из нас, занимаясь с детьми, ставит перед собой цель: как разнообразить развивающую предметно-пространственную среду, как сделать занятиях более интересными и увлекательными, найти какую-то «изюминку».

Находясь в таком поиске, я обратила внимание на игры с использованием очень простых и доступных предметов.

Например, начну с игр со СТАКАНАМИ.

Такие игры универсальны – их можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а также в заключительной части на музыкальных занятиях и досугах и даже на прогулке с использованием стола.

Для этих ритмических игр достаточно приобрести пластмассовые или бумажные стаканы, или с помощью родителей насобирать стаканчики из-под йогуртов.

Приёмы игры разнообразны: стаканом можно стучать по полу, друг об друга, по нему можно ударять, передавать по кругу, чередовать с хлопками и т.д. Для сопровождения можно использовать любую музыку с чётким ритмом.

В процессе игры со стаканчиками у детей развивается:

  • Сообразительность, находчивость, любознательность;
  • Навыки самостоятельной работы;
  • Моторная ловкость и координация движений;
  • Необходимые навыки и умения в пространственной ориентации: слева, справа, снизу, сверху, сбоку;
  • Речевая деятельность (выполнение упражнений под речитатив);
  • Музыкальные способности: чувства ритма и темпа; согласование движений с характером музыкального произведения.

Не менее интересны для детей ритмические игры с деревянными палочками. Но вообще, это настоящий музыкальный инструмент, который называется КЛАВЕСЫ.

Клавесы (claves) – незатейливый, легковесный, благоприятный и милый на слух, простейший в обучении шумовой инструмент, проще говоря, две гладко отшлифованные деревянные палки – стучалки.

Возможности этого инструмента широко использовал в своей авторской методике «Schulwerk» знаменитый педагог Карл Орф, их широко используют в центрах, работающих по методике Марии Монтессори. Клавесы обожают дети.

Что же такого притягательного в этом невзрачном, на первый взгляд инструменте? Во-первых, магия натурального дерева. Теплое, гладкое, оно «оживает» в детских ладошках. Играть на них легко и просто, это доступно даже годовалому малышу. Силой детской фантазии клавесы легко превратить… во что угодно! В ножки, рожки, ушки, двери, колеса…

Игра — ведущая форма деятельности детей дошкольного возраста. Играть интересно, увлекательно и очень познавательно. И наши палочки на занятиях легко превращаются в стукалочки, брыкалочки, скакалочки, игралочки, моталочки…

Для начала клавесы можно заменить тем, что есть под рукой: незаострённые карандаши, толстые фломастеры, палочки от суши, счётные палочки…

Почему полезно играть с детьми палочками?

  • Игры с палочками развивают чувство ритма.
  • Играя с палочками, мы развиваем мелкую моторику.
  • Упражняя пальчики, мы развиваем речь ребенка.
  • Развиваем мозг ребёнка, задействуя одновременно правое и левое полушарие.
  • Развиваем точность и координацию движений, повторяя простые двигательные композиции.
  • Развиваем творческую фантазию детей в тот момент, когда они превращают палочки в разных персонажей.
  • Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, ребёнок обогащает сенсорный опыт.
  • Развиваем внимание и усидчивость.

В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами.

Приёмы игры на клавесах самые разнообразные:

Катать в ладошках, по полу, крутить в руке, вращая запястьем, поставить палочки одна на другую, постучите палочками одна об другую с различной громкостью, стучать клавесами по полу или одной по другой и т.д.

Две маленькие палочки, а сколько возможностей! Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу.

Музыкальные игры с клавесами вызывают положительный эмоциональный настрой у ребёнка.

Задачей музыкального воспитания в детском саду на современном этапе является развитие личности ребёнка средствами музыкального искусства. Музыка – это универсальное, самое тонкое и самое сильное средство воспитания, интегративное, синтетическое искусство. Средствами музыки можно развивать практически все, предусмотренные программой качества личности ребёнка.

Именно на музыкальных занятиях открывается возможность делать это эффективно, и, что немаловажно для детей дошкольного возраста – интересно и весело!

Наша цель: развивать и воспитывать,
И частичку души своей вкладывать.
Если дети поют и танцуют,
Музицируют или рисуют –

Значит, дети счастливее стали
Им мы в этом чуть-чуть помогали.
Значит, трудимся мы не напрасно
И профессия наша прекрасна!

Так давайте ИГРАТЬ с детьми!

Подготовила: Катаева Н.А.

Музыкальный руководитель ВКК

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год