Интегрированное занятие «Музыка родной природы» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Гайнатуллина Лилия Равилевна Кравец Лилия Александровна | |||
22.08.2022 13:33 | |||
Интегрированное занятие «Музыка родной природы» Программное содержание: Воспитывать у детей любовь к классическому наследию, чувство прекрасного, умение видеть красоту природы и оберегать ее, слышать красоту музыки. Формировать представления детей о взаимодействии музыки и окружающей природы, активизировать слуховое внимание, побуждая прислушиваться к звукам окружающего мира. Познакомить с творчеством, композиторов – классиков и темами природы в их творчестве. Учить детей различать характер музыки, выразительные интонации мелодии. Побуждать передавать свои впечатления об осеннем времени года в рисунке, развивать фантазию. Ход занятия.
Муз. руководитель. Придумано кем- то просто и мудро Солнцу и птицам! Добрым, доверчивым! Распевка «Доброе утро» Муз. руководитель. Пожелав доброе утро мы попали с вами ребята в волшебное царство музыки. Посмотрите у меня на столе появилось музыкальная шкатулка. Я даже догадываюсь, что в ней спрятано. Это шкатулка, где спрятаны «Звуки природы». Давайте послушаем. (Голоса разных птиц, шум ветра, плеск воды, шелест листьев.) Ребята, что за звуки вы слышите? Это звуки природы. А вы можете определить время года по звукам? Игра «Определи время года по звукам» Муз. руководитель. Природа звучит. У природы своя неповторимая музыка! Природа и музыка рядом живут То дождь запоет, забасит вдруг пурга. Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы вы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес — это необыкновенное чудо природы и это наша Родина. «Родина» музыка и слова Н.Орловой или «Моя Россия» Г.Струве Муз. руководитель. Человек всегда старался подражать звукам природы и родина народных инструментов – это лес! Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал кто-то этот треск и смастерил музыкальный инструмент, в котором дощечки так же трутся и ударяются друг о друга. Какой? (Ответы детей) (показ русской трещотки). На поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива запела, зазвенела. «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», — догадался охотник. Какой инструмент мог у него получиться? (показ гуслей). Слышите, ветер гудит в надломленных полых стеблях камыша (Звук). Если срезать этот стебелёк, сделать в нём несколько дырочек и подуть, какой получится музыкальный инструмент? (Ответы детей) (показ дудочки). А вот дятел стучит по сосне (изображение дятла + звук). Какой инструмент может передать такой стук? (Ответы детей) (показ деревянных ложек). Берёзовая роща – это арфа: На ней играет набежавший ветер Она взлетает вверх движеньем кроны. И вижу я в орешнике – рожок, И я теперь совсем не удивляюсь, Подметил у природы человек… Вадим Семернин Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными. Муз. руководитель. Посмотрите, здесь лежат музыкальные инструменты. Давайте их назовем. Дети: Маракас, колокольчик, барабан, шумящие коробочки, трещотка, бубенчики, палочки. Муз. руководитель. Молодцы, наш секрет говорит о том, что музыкальные звуки некоторых инструментов очень схожи со звуками в явлениях природы. Например, на что похож звук барабана? Дети: На стук дождя. Муз. руководитель. А звук маракаса? Дети: На шуршание листьев. Муз. руководитель. Послушайте колокольчик, что вам он напоминает? Дети: Разговор сверчков. Муз. руководитель. А что напоминает звук бубенчиков? Дети: Журчание ручья. Муз. руководитель. Посмотрите, как много общего мы нашли в музыкальных звуках и явлениях природы. Предлагаю вам рассказать рассказ с помощью наших музыкальных инструментов, я буду читать текст, а вы в нужный момент оживляйте рассказ звучанием наших инструментов. Рассказ "На заре" Сергей Прокофьев «Детская музыка» Утро Тихо. Все еще спят. Лишь чуть слышно как разговаривают сверчки. (колокольчик) Еще спящий ветерок чуть пошатнул верхушки деревьев. (шумящие коробочки) И ему игриво ответили сонные листья. (маракас) Где-то вдалеке стало слышно журчание ручейка. (бубенчики) И вот на небосклоне появились первые вестники утра, яркие лучики зари. (глиссандо на металлофоне или арфа) Зеленые листья травы весело скинули капельки росы и они рассыпались блестящими алмазами по тропинке. (палочки и треугольник) Начиналось светлое, чистое, доброе утро земли! (все инструменты) Муз. руководитель. Вот такая у нас получилась музыкально-литературная зарисовка! Многие композиторы и художники вдохновлялись красотой природы. Чарующие звуки природы можно услышать в произведениях русских композиторов. А на полотнах русских художников природа выглядит во всём своём великолепии. Педагог по ИЗО: А сейчас я предлагаю вам посмотреть слайды, как выглядит природа на полотнах русских художников, а сопровождать наш просмотр будет замечательная музыка русского композитора Петра Ильича Чайковского. Просмотр видеоряда Педагог по ИЗО: К какому жанру живописи можно отнести эти произведении? Ответ: К пейзажу Педагог по ИЗО: Какие еще жанры изобразительного искусства вы знаете? Ответ: Портрет, натюрморт. Педагог по ИЗО: Какое время года изобразили художники? Ответ: Педагог по ИЗО: Соответствуют ли картины природы той музыке, какую вы услышали? Муз. руководитель. Петр Ильич жил более сто лет назад. Он был очень известным и почитаемым композитором во все времена. Он очень любил наблюдать за природой. Мог часами смотреть, как течет весенний ручеек или падает первый пушистый снежок, как летит журавлиный клин или как распускаются весной почки на деревьях. Петр Ильич все свои наблюдения переложил на музыку и собрал в один альбом, который так и назвал" Времена года". Мы, конечно, можем отдельно наслаждаться красотой музыки или картины, но впечатление от увиденного усиливается, если музыка и живопись начинают звучать вместе, одновременно. Педагог по ИЗО: В жанре «Пейзажа» работали многие художники. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и другие живописцы открыли красоту родной земли. Теперь я хочу предложить вам стать художниками, отразить красоту нашей русской природы. Садитесь, пожалуйста, за столы. Ребята, обратите внимание на то дерево, которое стоит у вас на столе. Это подсказка, какое время года должно быть изображено на вашей пейзажной картине. Подумайте и приступайте к работе, если что-то непонятно, тихонько спрашивайте я подойду и помогу. Музыка звучит на протяжении всего художественного процесса. Выставляем готовые работы на длинном столе, приглашаю детей для рассмотрения своих пейзажей. Хвалю за хорошо выполненные работы. Муз. руководитель. Что изобразили вы в своих работах? Дети: В своих работах мы показали красоту природы в разное время года, любовь к родному краю, к Родине. Педагог по ИЗО: Молодцы, хорошо поработали, красивые пейзажи нарисовали, как настоящие художники. Весна – во всю щебечут птицы Вслед за весной приходит лето За летом к нам приходит осень. И вновь зима уж у порога. Дмитрий Степанов Воспитатель: Спасибо большое, наше занятие окончено, давайте попрощаемся с гостями. До свидания!
|