Использование игровых технологий в рамках музыкального воспитания дошкольника. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Гатауллина Гульнара Фаритовна | |||
27.04.2022 04:50 | |||
Использование игровых технологий в рамках музыкального воспитания дошкольника. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства. Сложно переоценить значение игры в жизни ребёнка в наше время. Распорядок дня современного дошкольника достаточно регламентирован. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора, соревновательностью, удовлетворения потребностей самоутверждения и самореализации. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинство игр отличает следующие черты. * свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса дея-тельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); * творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности ( «поле творчества»); * эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция ( «эмоциональное напряжение»); * наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. Значение игровой технологии в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе. На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). В структуру игры как процесса входят такие комрлненты как:
Игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь характеризуются учебно-познавательной направленностью. Одной из распространённых моделей игры являются игры-путешествия. Это еще и одна из самых удобных, универсальных и доступных игр на основе, которой можно построить праздник, развлечение, досуг. При написании сценария на основе игры — путешествия необходимо определить:
От постановки цели зависят практически все остальные составляющие: транспорт, маршрут, попутчики, багаж и т. д. В процесс сочинения сюжета можно вовлечь детей, предлагая им решить творческие задачи. Например, на каком транспорте будем путешествовать? Можно выбрать реально существующий транспорт или волшебные средства: ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебную палочку, «машину времени», позволяющую перемещаться в пространстве и времени или придумать новый, не существующий даже в сказке вид транспорта. Путешествие как сюжетная линия лежит в основе многих сказок и рассказов). Старшие дошкольники и младшие школьники могут сами сочинить рассказ-путешествие, а данная схема может послужить для рассказа опорной моделью. Какие же игры-путешествия можно совершить с детьми? Приведём несколько примеров. 1. Поход в лес, где можно найти поляну «Музыкальную», «Таинственную», «Сказочную», «Веселую», «Грустную», «Спортивную» и т. д. Каждая поляна будет по-особенному оформлена. 2. Путешествие на «ковре-самолете», «воздушном шаре», «машине времени» по сказкам, частям света. 3. Путешествие на волшебном корабле в страну Знаний. По пути планируется посещение островов: Игрушек, Сказок, Смеха, Невезения, Школьного и т. п. Данный сюжет используется в организации досугов и утренников с детьми старшего дошкольного возраста. К играм в образовании следует предъявлять некоторые требования, обеспечивающие их привлекательность:
Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса и объединяется общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, фор-мирующие умение выделять основные, характерные признаки музыкального произведения, сравнивать, сопоставлять выразительные средства музыки; в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать характерные особенности музыкального языка; группы игр, воспитывающих умение слушать, быстроту реакции на слово, фонематический и музыкальный слух, чувство ритма и многое другое. Литература
|