Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование игровых технологий в рамках музыкального воспитания дошкольника.
Занятия по Музыке
Автор: Гатауллина Гульнара Фаритовна   
27.04.2022 04:50

Использование игровых технологий в рамках музыкального воспитания дошкольника.Использование игровых технологий в рамках музыкального воспитания дошкольника.

Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства. Сложно переоценить значение игры в жизни ребёнка в наше время. Распорядок дня современного дошкольника достаточно регламентирован. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора, соревновательностью, удовлетворения потребностей самоутверждения и самореализации.

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинство игр отличает следующие черты.

­* свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса дея-тельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

­­* творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности ( «поле творчества»);

­* эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция ( «эмоциональное напряжение»);

­* наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Значение игровой технологии в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

В структуру игры как процесса входят такие комрлненты как:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средства реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь характеризуются учебно-познавательной направленностью. Одной из распространённых моделей игры являются игры-путешествия. Это еще и одна из самых удобных, универсальных и доступных игр на основе, которой можно построить праздник, развлечение, досуг.

При написании сценария на основе игры — путешествия необходимо определить:

  • цель — зачем организовано путешествие (например, что-то достать, кому-то помочь, что-то узнать и т. д.);
  • маршрут;
  • транспортные средства;
  • попутчиков;
  • непредвиденные обстоятельства;
  • выход из ситуации и завершение путешествия.

От постановки цели зависят практически все остальные составляющие: транспорт, маршрут, попутчики, багаж и т. д. В процесс сочинения сюжета можно вовлечь детей, предлагая им решить творческие задачи.

Например, на каком транспорте будем путешествовать? Можно выбрать реально существующий транспорт или волшебные средства: ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебную палочку, «машину времени», позволяющую перемещаться в пространстве и времени или придумать новый, не существующий даже в сказке вид транспорта.

Путешествие как сюжетная линия лежит в основе многих сказок и рассказов). Старшие дошкольники и младшие школьники могут сами сочинить рассказ-путешествие, а данная схема может послужить для рассказа опорной моделью.

Какие же игры-путешествия можно совершить с детьми?

Приведём несколько примеров.

1. Поход в лес, где можно найти поляну «Музыкальную», «Таинственную», «Сказочную», «Веселую», «Грустную», «Спортивную» и т. д.

Каждая поляна будет по-особенному оформлена.

2. Путешествие на «ковре-самолете», «воздушном шаре», «машине времени» по сказкам, частям света.

3. Путешествие на волшебном корабле в страну Знаний. По пути планируется посещение островов: Игрушек, Сказок, Смеха, Невезения, Школьного и т. п.

Данный сюжет используется в организации досугов и утренников с детьми старшего дошкольного возраста.

К играм в образовании следует предъявлять некоторые требования, обеспечивающие их привлекательность:

  • Должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех воспитанников на достижение игровых целей.
  • Включенность каждого ребёнка и команды в целом.
  • Возможность действия для каждого участника игры.
  • Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
  • Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. В тоже время задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры. Задания необходимо подбирать от легких до тех, выполнение которых требует значительных усилий.
  • Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.
  • Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса и объединяется общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, фор-мирующие умение выделять основные, характерные признаки музыкального произведения, сравнивать, сопоставлять выразительные средства музыки; в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать характерные особенности музыкального языка; группы игр, воспитывающих умение слушать, быстроту реакции на слово, фонематический и музыкальный слух, чувство ритма и многое другое.

Литература

  • Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовании и воспитании / Е. И. Касаткина // Дошкольное воспитание. 2009. № 12. С. 205.
  • Колбасина Т. В. Игры для детей дошкольного возраста / Т. В. Колбасина, И. П Лобурева, Г. А Огурцова М.: Издательский центр «Академия», 2006. 19 с.
  • Интернет-ресурсы: http: //dramateshka. ru
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год