Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Досуг и развлечения – это творчество, выдумка, чувства и радостная атмосфера»
Занятия по Музыке
Автор: Волынина Ирина Сергеевна   
23.03.2022 09:25

«Досуг и развлечения – это творчество, выдумка, чувства и радостная атмосфера»«Досуг и развлечения – это творчество, выдумка, чувства и радостная атмосфера»

(из опыта работы с детьми раннего возраста)

Волынина Ирина Сергеевна музыкальный руководитель ГБДОУ №17 Петроградского района Г. Санкт-Петербурга

Основная задача моей музыкальной деятельности – обеспечить условия для творческих и индивидуальных способностей малышей.

Музыкальное воспитание детей осуществляется не только во время занятий, праздников, утренней гимнастики, но и в часы досуга и развлечений, цель которых- показать малышам интересные зрелища, пополнить впечатлениями, доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую активность.

В своей практике я очень широко использую разнообразие этих мероприятий. Это позволяет решить целый ряд воспитательных задач, не только мне, как музыкальному руководителю, но и всему коллективу наших педагогов.

 

Вечера досуга и развлечений, прежде всего являются средством эстетического развития ребенка, поскольку в них используются различные виды искусств. Например, небольшой, простой по содержанию спектакль кукольного, настольного театра, но с хорошим художественным уровнем воспитывает полноценное художественное восприятие, вызывает эстетические чувства. А удачное оформление, выразительные персонажи – все это способствует развитию вкуса, положительному отношению к окружающему. В инсценировках песен, сказок каждому участнику предоставляется возможность проявить себя активно, творчески.

Наши мероприятия проводим для одной или нескольких возрастных групп. Объединение детей для совместного просмотра спектаклей, проведение вечеров забав вызывает внимательное отношение к выступающим ребятам, развивает определенные навыки в коллективе. В это же время загадки, элементы соревнования в некоторых развлечениях стимулируют сообразительность, быстроту реакции, ловкость, смелость. При этом особо хочу подчеркнуть полезную роль развлечений и вечеров досуга для развития детской самостоятельности, инициативы, находчивости.

Они носят различный характер в зависимости от возраста. Активность 2-х летних малышей проявляется главным образом при восприятии зрелищ и выражается в сосредоточенном внимании, улыбке, отдельных репликах, хлопках в ладоши.

У3-х летних малышей мы наблюдаем более оживленную реакцию, больший контакт с воспитателем, ответы на вопросы. Деятельность малышей на вечерах досуга и развлечений состоит в чтении небольших стихотворений по предложению педагога или персонажа кукольного театра, в пении песен вместе со взрослыми, в плясках по показу. Далее малыши становятся старше и примерно к 4 годам понимают, что выступают для всех, поэтому повторение одного и того же стихотворения или песенки вызывает неудовольствие, и в своем выступлении он старается исполнить то, что не знакомо присутствующим зрителям.

В практике нашего детского сада я активно использую такие формы и виды развлечений как театры- кукольный, настольный, пальчиковый, театр теней, вечера игр и забав, демонстрация сказок, музыкально-развлекательных игр, небольшие музыкальные спектакли, просмотр сказок, прослушивание любимых песенок и мелодий, спортивные досуги.

Содержание всех этих видов развлечений стараюсь делать небольшими по содержанию и объему, при восприятии доступными. Например, для совсем маленьких ребят показ и обыгрывание новой игрушки, инсценировка короткого стихотворения с диалогом кукол, маленькие сценки с участием одного – двух персонажей кукольного театра.

Наибольшего внимания и ответственности от меня как музыкального педагога требует инсценировка, музыкальные спектакли, поставленные с участием детей. Нужно помочь ребенку найти и закрепить наиболее удачные интонации, обратить внимание на музыку с тем, чтобы движения, характеризующие образ, соответствовали ей, обязательно использую игровой метод, используя картинку, образные сравнения, выразительную мелодию. Например, можно провести словесную игру «Узнай по голосу» — голоса животных из сказок, а также при знакомстве со сказками, например «Репка» или «Курочка Ряба» разучиваем со всеми детьми, играем, меняемся ролями и в группах воспитатели играют с детьми, закрепляя знакомый сюжет.

Игры – забавы с оттенком юмора чаще всего провожу с самыми маленькими. Это «Ладушки», «Идет Коза рогатая», «Сорока белобока», различные варианты пряток, когда педагог ищет детей и прячется сам.

Музыкальные игры более развернуты по содержанию, чем игры – забавы. В развлечениях они чаще всего театрализованы, дополнены новыми моментами по сравнению с занятиями, где обычно разучиваются с детьми.

Большое значение я придаю музыкально – дидактическим играм, так как они объединяют все виды музыкальной деятельности; пение, движение под музыку, игры на музыкальных инструментах. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различать и сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Из какой мы песни» или «Чудесный мешочек» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, развивают чувство ритма такие игры «Вспомни мелодию», «Повтори», а также дидактические средства логики и т. д.

Основная цель, которую я ставлю, занимаясь с малышами – это развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к книгам, театру, совершенствует артистические навыки ребят в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов. Очень важным в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Работа над этюдами не менее важны, чем сам спектакль. Вместе с педагогами мы стремимся к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Мы не заучиваем с детьми текст роли, позы, жесты, движения, считая, что театрализованная игра нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцены и т.д. Главное – это понимание смысла и атмосферы театрализованной игры.

Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогащать его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому очень важно с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, книгам. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

Знакомить детей с театральной куклой и театрализованными играми начинаю в первой младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают воспитатели. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, стремимся вызвать положительные эмоции к театрально – игровой деятельности, побуждаем малышей общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть. Не препятствуем стремлению ребят поиграть с куклами, участвующими в спектакле.

Так, незаметно для себя дети включаются в театрализованные игры.

Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах деятельности.

Используя в работе с детьми принцип импровизационности, мы тем самым уходим от рутинного труда, от зубрежки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Использование творчества в работе с детьми дает возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.

Используя на вечерах досуга и развлечений театрализованные игры, наш коллектив педагогов основывается на представлениях выдающегося русского психолога Л.С. Выготского о роли творчества и развития ребенка: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Цель, которую мы ставим перед собой, устраивая разнообразные досуги и развлечения — сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год