Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе «Что такое звук?» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Чурикова Вера Николаевна | |||
18.02.2022 19:26 | |||
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе «Что такое звук?» Художественно — эстетическое развитие. Раздел Музыка с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» Составитель: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МДОУ «Д/С КВ №3» с. Долгодеревенского Чурикова Вера Николаевна с. Долгодеревенское, 2022 год Интеграция образовательных областей: Художественно – эстетическое развитие. «Познавательное развитие». Расширение кругозора в процессе поисково — исследовательской деятельности (проведение опытов, экспериментов), наблюдений.
«Социально — коммуникативное развитие». Формирование целостного взгляда на окружающую социальную среду и место человека в ней. Развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира. «Речевое развитие». Использование художественного слова. «Физическое развитие». Использование динамических пауз. Виды детской деятельности: творческая, коммуникативная, восприятие музыкальных произведений, исследовательская. Материал и оборудование: цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», модуль «Звук», проектор, ноутбук, детские музыкальные инструменты. Предшествующая работа: знакомство с характеристиками звука в ходе дидактических и музыкально – ритмических игровых упражнений. Планируемые результаты: ребенок активно участвует в процессе опытно – экспериментальной деятельности, в случае затруднения задают вопросы взрослому, некоторые дети способны проявлять элементы музыкального творчества (импровизация во время музицировали и во время двигательной активности) Цель деятельности педагога: — способствовать развитию у детей познавательной и исследовательской активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
представления о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности
Воспитательные:
Ход непосредственно – образовательной деятельности I часть Музыкальный руководитель: Приветствую вас в нашей цифровой лаборатории. Мы живем в удивительном мире звуков. Они окружают нас повсюду. Мы слышим шум ветра и шелест листьев, журчание ручья и грохот грома, звук музыкального инструмента, пение соловья и стрекотание кузнечика, скрип двери и шум моторов. Что такое звук? Как он возникает? Чем один звук отличается от других? Почему мы слышим звуки? На все эти и другие вопросы мы ответим с вами в процессе работы с модулем цифровой лаборатории «Звук». Беседа. В глубокой древности звук казался людям удивительным, таинственным порождением сверхъестественных сил. Они верили, что звуки могут укрощать диких животных, сдвигать скалы и горы, преграждать путь воде, вызывать дождь, творить другие чудеса. В Древнем Египте, заметив удивительное воздействие музыки на человека, ни один праздник не обходился без ритуальных песнопений. Древние индийцы раньше других овладели высокой музыкальной культурой. Они разработали и широко использовали нотную грамоту задолго до того, как она появилась в Европе. Понять и изучить звук люди стремились с незапамятных времен. - Ребята, а как вы считаете, что такое звук? (ответы детей) - Давайте, зададим этот же вопрос нашему юному ученому, мальчику Наураше… (интерактив с маленьким учёным Наурашей) - Итак, ребята, в результате движения ветра, предметов сталкиваются мельчайшие частички воздуха и создают определенные звуки, которые мы слышим. - А что нам помогает услышать звук? Чем мы слышим? (у нас есть уши, ими мы слышим звуки). Только у человека есть уши? (нет, уши есть у животных и птиц) - У животных, птиц и у человека одинаковые уши? (нет, разные) - А как вы думаете, если у всех разные уши, слышим мы одинаково или по-разному? (ответы детей) - У человека уши расположены по бокам головы. Посмотрите, ребята, на картинку. Ухо человека очень сложно устроено. Давайте рассмотрим, из чего же состоит наш орган слуха и как происходит его работа. Слуховой анализатор имеет 3 части: Наружное ухо — ушная раковина и также барабанная перепонка, которая служит для изоляции внутреннего конца слухового провода от окружающей среды. Среднее ухо. Внутри среднего уха расположены три маленькие слуховые косточки: наковальня, молоточек и стремя. Молоточек при помощи одного конца соединяется со стременем, а оно уже с улиткой во внутреннем ухе. Под действием звуков барабанная перепонка находится в постоянном движении, а слуховые косточки уже дальше передают её колебания внутрь. Внутреннее ухо. Здесь расположен орган — улитка. Такое название она получила из-за своей спиральной формы. Затем по слуховому нерву звук передается в мозг. - А сейчас мы с вами «порадуем» наш слуховой анализатор музыкальными звуками и отдохнем. Динамическая пауза «Громко – тихо, высоко — низко» Итак, ребята, мы узнали, что звук-это колебания мельчайших частиц воздуха. Чтобы мы могли слышать и различать звуки, нам нужны чудесные «приборы» — уши. Внутри наше ухо очень сложное. Оно боится шума, резких, громких звуков. Уши надо беречь. Практическая часть. - А сейчас, давайте вернемся к Наураше и посмотрим, как можно увидеть звук. В нашей цифровой лаборатории по изучению звука также есть датчик «божья коровка», который улавливает звуки и передает их на экран монитора (показ на компьютере). Если датчик не улавливает никаких шумов и звуков, то на экране мы видим тонкую полоску, похожую на ниточку. Если датчик улавливает звуки – ровная полоска превращается в кривую линию разной высоты и толщину в зависимости от характера улавливаемых звуков. Сейчас мы с вами это проверим. Опыт 1. Создать тишину по заданию мальчика Наураши. (проанализировать изображение на экране компьютера). Опыт 2. Исследовать голос воспитателя. (проанализировать изображение на экране) Опыт 3. Исследовать голос ребенка. (проанализировать изображение на экране) Опыт 4. Игра на ксилофоне, флейте, треугольнике. (проанализировать изображение на экране) Рефлексия - Ребята, с каким модулем на с вами начали работать в нашей цифровой лаборатории? (модуль «Звук») - Что такое – звук? (Колебания мельчайших частиц воздуха. Эти колебания похожи на волны) - Почему мы слышим? (У нас есть уши) - Расскажите как устроено ухо? (дети по картинке называют части строения уха человека) - Как мы можем увидеть звук в нашей лаборатории? (если звуков нет-на экране тонкая ровная полоска, если звуки есть – линия становится кривой и толстой) - Молодцы, ребята! Спасибо вам за занятие! До новых встреч в нашей лаборатории. Благодарю вас за интересную встречу и дарю вам много-много счастья! До новых встреч, маленькие исследователи! Используемая литература и интернет — ресурсы
|