Встреча первая в музыкальной гостиной на тему «Аккордеон мы в гости ждали, поговорить о нем мечтали», в рамках творческого музыкально — познавательного проекта. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Дьячкова Г.В., Фатхутдинова А.А. | |||
03.03.2022 12:39 | |||
Встреча первая в музыкальной гостиной на тему «Аккордеон мы в гости ждали, поговорить о нем мечтали», в рамках творческого музыкально — познавательного проекта. Авторы публикации музыкальные руководители: Дьячкова Г.В., Копицына А.А. МАДОУ ЦРР — д/с №22"Журавушка" г.о. Ступино Московской области Музыкальный руководитель: Дети, добро пожаловать в нашу "Музыкальную гостиную". Здесь мы подробно поговорим о замечательном музыкальном инструменте. Посмотрите, он перед вами. (На столе стоит аккордеон). Кто первый скажет, как он называется? Да, ребята, это аккордеон. Какое интересное название, и откуда оно появилось? А появилось оно от слова аккорд. Аккордом мы называем одновременное звучание нескольких звуков, это когда звучат три, или четыре, или даже пять звуков. Не по — очереди, а именно сразу, вместе. Инструмент этот не молодой, ему почти 200 лет. Изобрел его и дал название мастер из Австрийского города Вена Кирилл Демиан (показ портрета на экране). СЛАЙД №2 Музыкальный руководитель: А вы хотите поближе познакомиться с аккордеоном? Тогда давайте повнимательней рассмотрим его. На экране мы видим самый первый вариант аккордеона. И, конечно, в дальнейшем, с течением времени, он чуть — чуть изменился. СЛАЙД №3 Аккордеон внешним видом напоминает четырехугольный ящик, в середине которого расположены складки из кожи, их называют меха. При сжимании и разжимании аккордеона меха надуваются и сдуваются. А если при этом нажимать на кнопочки и клавиши, то мы услышим звук (Наглядный показ на настоящем аккордеоне)
Вы же заметили, что здесь и кнопочки с одной стороны, и клавиши с другой. Подумайте и скажите, какой музыкальный инструмент вам напоминают эти кнопочки? (ответ) А эти клавиши? (ответ) Правильно, ребята. У аккордеона есть родственники, можно сказать старшие братья. СЛАЙД №4 Это гармонь и баян — от них у аккордеона кнопочки. (Наглядная демонстрация на аккордеоне), а также пианино. СЛАЙД №5. От него аккордеон унаследовал клавиши. И таким образом получился новый инструмент с кнопочками от баяна, и с клавишами от пианино. Давайте все хором скажем: Аккордеон. Музыкальный руководитель: А теперь, конечно не терпится послушать, как же звучит аккордеон. (Смотрим на экран, и слушаем фрагмент "Полета шмеля" Н.А. Римского — Корсакова в видеозаписи). СЛАЙД №6 Звук у аккордеона особенный, не похожий на другие, как не похожи голоса птиц и зверей. Голос аккордеона также отличается от голосов своих братьев: гармони, баяна, и пианино. Давайте еще раз прислушаемся к звучанию аккордеона. (Повторное слушание) Сейчас аккордеон великолепно озвучил музыкальное произведение, которое обычно исполняет целый оркестр. А теперь предлагаю послушать голос старшего брата — гармони (слушаем и смотрим на экран. Звучит плясовая"Цыганочка" в исполнении гармони) СЛАЙД №7 В отличие от аккордеона, гармонь обладает более скромными музыкальными возможностями. И исполняют на гармони чаще всего русские народные мелодии, танцевальные наигрыши, плясовые, и конечно же озорные частушки. (Повторное слушание) Внимание, а сейчас, звучит голос баяна (слушаем и смотрим на экран. Звучит "Токката и фуга" ре минор Баха) СЛАЙД №8 Стоит послушать баян несколько раз, и его звучание уже не спутаешь со звучанием других инструментов. Если сравнивать с аккордеоном, его звучание более сильное и резкое. (Повторное слушание). Мы запомнили, что баян и гармонь подарили аккордеону кнопочки, и в этом их сходство. И, наконец, еще один родственник — пианино. Этот инструмент нам давно знаком по музыкальным занятиям. Еще раз скажем, что общего у акккордеона и пианино? Правильно клавиши. СЛАЙД №9 Внимание на экран. Послушаем третью часть "Лунной сонаты "Л. В.Бетховена. СЛАЙД №10 Ребята, у меня есть карточки с изображением этих инструментов. Рассмотрим и назовем их. (4 карточки) Проводится игра"Угадай инструмент по звучанию и назови его" Описание игры: Детям раздается каждому по 4 карточки с изображением: аккордеона, баяна, гармони, пианино. На экране по ходу игры меняются кадры. СЛАЙДЫ с №11 по №18 Музыкальный руководитель: Внимание на экран. Смотрим и слушаем нашу музыкальную видеозагадку (Звучит аккордеон "Полет шмеля") А теперь мой вопрос: Какой инструмент звучал: Аккордеон или баян? Покажите ответ карточкой. Если он окажется правильным, то на экране тоже появится этот инструмент. Молодцы. Смотрим и слушаем новую видеозагадку (На экране звучит баян "Токката" Баха) И вопрос будет такой: Мы сейчас увидели и услышали баян или гармонь? Покажите нужной карточкой. И снова на экране правильный ответ. Хорошо. Продолжаем дальше нашу видеоугадай — ку" (Звучит на гармони плясовая "Цыганочка") А сейчас для вас звучала гармонь или баян? Из четырех карточек снова выберите нужную. И на экране подтверждение вашего ответа. И последний видеовопрос. Но вначале снова смотрим и слушаем. (Звучит 3ч. "Лунной" Бетховена) Ребята, звучало пианино или аккордеон? И снова нам помогут карточки показать правильный ответ. А на экране подтверждение. Музыкальный руководитель: Приятно отметить, что вы без труда смогли различить инструменты, имеющие внешние сходства, и схожесть по — звучанию. И безошибочно показали соответствующие картинки. Молодцы. Музыкальный руководитель: Ребята, у меня сегодня есть коробочка, она не простая, в ней лежат сюрпризы. Их целых два. Чтобы появился первый сюрприз, надо отгадать загадку. Слушайте внимательно: " Не рояль, и не гармошка, растяни меха немножко. Сбоку клавиши нажми. и получишь до, ре, ми. И в походе нужен он боевой... аккордеон. (достать из коробочки мнемотаблицу, и на экране вывести такую же.) СЛАЙД №19 Вот и первый сюрприз! Здесь наша загадка изображена в картинках. Картинки нам помогут легко и быстро выучить эту загадку. Пробуем? (Разбор каждого фрагмента мнемотаблицы с привязкой к тексту. Учим загадку по мнемотаблице) Вот какой неожиданный сюрприз! Он порадует и приятно удивит всех, кому вы эту загадку загадаете. Итак, давайте назовем главного героя нашей музыкальной гостиной. Это музыкальный инструмент под названием.... аккордеон. Правильно. А еще мы говорили про родственные инструменты. Назовите их... Молодцы! Но мы предлагаем продолжить наш разговор об аккордеоне, и приглашаем вас в нашу музыкальную гостиную на новую встречу. Я обещала, что в коробочку вас ждет еще один сюрприз. Посмотрим, что же это? (Показать коробочку, в ней угощение). Угощайтесь пожалуйста, и до новых встреч!
|