Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Музыкально — ритмическая деятельность как средство социализации дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Занятия по Музыке
Автор: Янова Надежда Николаевна   
16.11.2021 06:37

Музыкально — ритмическая деятельность как средство социализации дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностьюМузыкально — ритмическая деятельность как средство социализации дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

В настоящее время педагоги все чаще в своей работе встречаются с детьми, которые требуют особого внимания к себе. Эти дети неспособны удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени; они суетливы, нетерпеливы, непоследовательны, импульсивны, им трудно сосредоточиться на предмете деятельности. Часто такие дети доставляют педагогам и родителям много хлопот. Такие дети страдают СДВГ — синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Однако если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, то они способны долгое время сосредотачивать свое внимание и с увлеченностью и удовольствием заниматься.

Знание и понимание возрастных и социально-психологических особенностей детей с СДВГ позволяет музыкальному руководителю правильно определять содержание и педагогические технологии музыкальной деятельности, а также правильно ставить задачи, решаемые средствами музыкального воспитания в работе с указанной категорией детей.

 

С.М. Миловская экспериментально доказала, что основой музыкального обучения и воспитания ребенка с отклонениями в развитии так же, как и здорового, является восприятие музыки. Использование фонового звучания музыки при проведении музыкальных занятий очень благоприятно сказывается на детях с таким синдромом, так как с давних пор музыка используется как лечебный фактор, играя терапевтическую роль… Кроме того, в работах, обобщающих педагогический опыт (С. М. Бедретдинова, В.К. Лазарева, А.С. Соболев,), говорится о положительном воздействии музыки и на развитие мышления, речи, умений и навыков.

Научными исследованиями, проведенными Институтом коррекционной педагогики РАО было установлено, что музыкальная деятельность является продуктивной в плане нормализации эмоционально-поведенческой сферы, волевых процессов, оказывает положительное влияние на развитие мыслительных функций, интеллекта. Достигается снижение отклонений в поведении и эмоционально-личностной сфере детей, таких как: общая возбужденность; негативизм и упрямство; агрессивность по отношению к окружающим; двигательная расторможенность.

Давно известно, что положительное влияние музыки действует на различные системы и органы человека. Например, пение развивает голосовой аппарат детей, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, формирует вокально-слуховую координацию.

Как известно, мелодия не может существовать вне ритма. Ритм – определенное чередование коротких и длинных звуков. Подмечено, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденный темперамент детей, урегулировать лишние и ненужные движения.

Музыкально — ритмическая деятельность является эффективным методом коррекции психического состояния дошкольников, способствует настройке организма ребенка на определенный темп работы, повышает работоспособность, способствует отдалению наступления утомления, снимает нервное напряжение.

Музыкально — ритмические движения связны с функцией дыхания. А.Л. Сиротюк отмечает, что умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением у дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. О том, что культура дыхания имеет большое общеукрепляющее значение и лечебное действие, знали еще в глубокой древности — индийская йога, китайская система цигун. К современным системам, которые получили широкое распространение в настоящее время — дыхательная гимнастика К.П. Бутейко, О.Г. Лобановой, А.Н. Стрельниковой.

Хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми с СДВГ комплекс музыкально — ритмических упражнений в комплексе с дыхательной гимнастикой по методу А.Н. Стрельниковой, например:

  1. «Маятник» — Покачаем головой, чтобы был в душе покой (медленные наклоны головы к плечам — вдох И.П. выдох, медленные наклоны головы вперед – назад – вдох И.П. выдох)
  2. «Обнять плечи» — наклон туловища назад, обнимая плечи руками – вдох; выпрямится – выдох
  3. «Полуприсядь»(1- с шагом полуприсед на левой ноге вперед, руки скрестно перед собой – вдох; 2-4 – разогнуть левую ногу, локти в стороны – выдох).

Образные упражнения под музыку: «вдыхать аромат цветка»; «сдувать пух с одуванчика»; «дуть на свечу» (на «снежинку»); «сдувать с ладони травинку» (в руке каждого занимающегося ленточка, все на нее дуют, у кого она будет дольше всех колыхаться). Данные упражнения улучшаю мыслительную деятельность, запоминание, синхронизируют работу полушарий головного мозга, повышают устойчивость внимания.

Обобщая опыт наблюдения за детьми, с СДВГ можно сказать, что музыкальное воспитание может выступать как средство социализации и через погружение в активную музыкально-творческую деятельность обеспечивать более высокие шансы для овладения общечеловеческими ценностями и вхождения в социум.

Литература

  1. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Евтушенко И.В. Система работы по музыкальному воспитанию в специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида //Вестник Университета Российской академии образования. 2007.
  3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец. «ФИТНЕС-ДАНС». Учебное пособие – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год