Музыкально — ритмическая деятельность как средство социализации дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Янова Надежда Николаевна | |||
16.11.2021 06:37 | |||
Музыкально — ритмическая деятельность как средство социализации дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью В настоящее время педагоги все чаще в своей работе встречаются с детьми, которые требуют особого внимания к себе. Эти дети неспособны удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени; они суетливы, нетерпеливы, непоследовательны, импульсивны, им трудно сосредоточиться на предмете деятельности. Часто такие дети доставляют педагогам и родителям много хлопот. Такие дети страдают СДВГ — синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Однако если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, то они способны долгое время сосредотачивать свое внимание и с увлеченностью и удовольствием заниматься. Знание и понимание возрастных и социально-психологических особенностей детей с СДВГ позволяет музыкальному руководителю правильно определять содержание и педагогические технологии музыкальной деятельности, а также правильно ставить задачи, решаемые средствами музыкального воспитания в работе с указанной категорией детей.
С.М. Миловская экспериментально доказала, что основой музыкального обучения и воспитания ребенка с отклонениями в развитии так же, как и здорового, является восприятие музыки. Использование фонового звучания музыки при проведении музыкальных занятий очень благоприятно сказывается на детях с таким синдромом, так как с давних пор музыка используется как лечебный фактор, играя терапевтическую роль… Кроме того, в работах, обобщающих педагогический опыт (С. М. Бедретдинова, В.К. Лазарева, А.С. Соболев,), говорится о положительном воздействии музыки и на развитие мышления, речи, умений и навыков. Научными исследованиями, проведенными Институтом коррекционной педагогики РАО было установлено, что музыкальная деятельность является продуктивной в плане нормализации эмоционально-поведенческой сферы, волевых процессов, оказывает положительное влияние на развитие мыслительных функций, интеллекта. Достигается снижение отклонений в поведении и эмоционально-личностной сфере детей, таких как: общая возбужденность; негативизм и упрямство; агрессивность по отношению к окружающим; двигательная расторможенность. Давно известно, что положительное влияние музыки действует на различные системы и органы человека. Например, пение развивает голосовой аппарат детей, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, формирует вокально-слуховую координацию. Как известно, мелодия не может существовать вне ритма. Ритм – определенное чередование коротких и длинных звуков. Подмечено, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденный темперамент детей, урегулировать лишние и ненужные движения. Музыкально — ритмическая деятельность является эффективным методом коррекции психического состояния дошкольников, способствует настройке организма ребенка на определенный темп работы, повышает работоспособность, способствует отдалению наступления утомления, снимает нервное напряжение. Музыкально — ритмические движения связны с функцией дыхания. А.Л. Сиротюк отмечает, что умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением у дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. О том, что культура дыхания имеет большое общеукрепляющее значение и лечебное действие, знали еще в глубокой древности — индийская йога, китайская система цигун. К современным системам, которые получили широкое распространение в настоящее время — дыхательная гимнастика К.П. Бутейко, О.Г. Лобановой, А.Н. Стрельниковой. Хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми с СДВГ комплекс музыкально — ритмических упражнений в комплексе с дыхательной гимнастикой по методу А.Н. Стрельниковой, например:
Образные упражнения под музыку: «вдыхать аромат цветка»; «сдувать пух с одуванчика»; «дуть на свечу» (на «снежинку»); «сдувать с ладони травинку» (в руке каждого занимающегося ленточка, все на нее дуют, у кого она будет дольше всех колыхаться). Данные упражнения улучшаю мыслительную деятельность, запоминание, синхронизируют работу полушарий головного мозга, повышают устойчивость внимания. Обобщая опыт наблюдения за детьми, с СДВГ можно сказать, что музыкальное воспитание может выступать как средство социализации и через погружение в активную музыкально-творческую деятельность обеспечивать более высокие шансы для овладения общечеловеческими ценностями и вхождения в социум. Литература
|