Опытно – экспериментальная деятельность в музыкальном воспитании дошкольников «Экскурсия по институту исследования музыки» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Абрамова Екатерина Сергеевна | |||
06.11.2021 22:53 | |||
Опытно – экспериментальная деятельность в музыкальном воспитании дошкольников «Экскурсия по институту исследования музыки» (для детей старшего дошкольного возраста) Музыкальный руководитель Абрамова Е.С. Цель: создание педагогических условий для развития у детей познавательной активности в ходе самостоятельной опытно – экспериментальной музыкальной деятельности. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Предполагаемый результат:
Ход мероприятия: (Звучит музыка. В зале появляется Профессор музыкальных наук). Профессор музыкальных наук: Добрый день всем любителям музыки. Итак, давайте знакомится: я профессор музыкальныхнаук (надевает шапочку и накидку), и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные сосуды, палочки, музыкальные инструменты и другие предметы. И мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем поработать в этой музыкальной лаборатории. А что мы будем изучать вы узнаете, отгадав мою загадку: Их нельзя увидеть Не возьмешь их в руки, Можно только слышать, Кто же это? Дети-педагоги: Звуки Профессор музыкальных наук: ЛабораториЯ «Поющие предметы». Здесь изучают высоту звука и те величины, от которых она зависит. 1. Опыт с бокалами Профессор музыкальных наук: В два бокала из тонкого стекла я налью разное количество воды. В один — почти до самого края, в другой — чуть на донышке. Потом, смоченным в воде пальцем я буду водить по краю бокала (выполняет действие). Получается отличное пение! Теперь вы ребята попробуйте сделать то же самое (выбирает одного, двух детей, которые повторяют действия педагога). Давайте все вместе пропоем звуки, которые издают эти два бокала. Вы заметили, что бокалы звучат по — разному? Дети: Да! Профессор музыкальных наук: В каком бокале звук получается высокий, тонкий? Дети: В том, где воды налито мало. Профессор музыкальных наук: А в каком бокале звук низкий и толстый? Дети: в том, где воды много. Профессор музыкальных наук: Вы правильно подметили ребята. Высота звука в бокалах отличается друг от друга. В бокале с меньшим количеством воды звук получается тонкий и высокий. А бокал, до краев наполненный водой, издает низкий звук). Профессор музыкальных наук: Таким образом, скажите, от чего зависит высота звука? Ответы детей: От количества воды, налитой в бокал. Профессор музыкальных наук: Вы молодцы, правильно разгадали тайну высоты звука, а сейчас мы попробуем поиграть на бакалах Практическая часть
Профессор музыкальных наук: Дети вы хотите побывать в других лабораториях моего института? Ответы детей: Да! Профессор музыкальных наук: Тогда время пришло для следующего опыта Лаборатория «Темпом можно управлять» 2. Опыт с воздушным шариком и гайкой «Свистящий шарик» Как вы думаете, какой вывод можно сделать по результатом этого опыта? Правильно, все дело в вибрации, которая создается при беге гайки по внутренним стенкам шарика. Чем быстрее вращать шарик, тем выше звук, соответственно, чем медленнее — тем звук ниже. Размер тоже имеет значение, чем тяжелее и больше монета, тем тональность звука ниже! А что же влияет на силу звука? 3. «Звуковое торнадо» Гафрофон При высокой частоте, т.е. при быстром вращении мы слышим высокий звук, а при низкой частоте – низкий. Профессор музыкальных наук: Практическая часть У нас есть похожие инструменты Гафрированная трубка Хаки — Гафрофон Шарик – барабан на нитке Рубель Профессор музыкальных наук: Следующая лаборатория «Удивительные волны» 4. Опыт «Бумажный телефон» А теперь, окунемся в детство, в то время, когда не было сотовых телефонов, и других гаджетов. Мы вам предлагаем своими руками создать устройство для передачи звука на расстоянии, сейчас это устройство называется телефоном. Обратите внимание, что у вас на столах стоят бумажные стаканчики разных размеров, на одном столе маленькие, на другом большие и нитки. Для изготовления телефона мы использовали: одноразовые стаканчики, толстую нитку (типа Ирис), тоненькую палочку, иголку. Необходимо соорудить конструкцию — два стаканчика соединены между собой ниткой. Для этого прокалываем иголкой дно стаканчика и продеваем нитку. Закрепляем нитку так, чтобы она не выскочила. Для этого используем спичку. Мы решили проверить телефон на расстоянии 30 больших шагов. Поэтому мальчишка взял стаканчик с ниткой и пошел вперед, отсчитывая шаги. Я оставалась на одном месте, разматывая нитку. Отойдя на необходимое расстояние один их телефонистов остановился. Мы отрезали второй конец нитки, закрепили на дне стаканчика. Телефон готов к тестированию. Итак, один человечек говорит в стаканчик, а другой, приложив стакан к уху, его слушает. Ведущий: Какой вывод можно сформулировать по итогам этого опыта? Ответы участников. Научное объяснение: Ведущий: Конечно, звук передается на расстоянии с помощью волн, которые перемещаются по нитке, а стакан является резонатором, который усиливает звук. И чем больше размер стакана, чем ярче и громче слышится звук. 5. Опыт «Кукарекающий стакан» Так же как и в предыдущем опыте проделайте отверстие в центре дна стаканчика. Отрежьте нитку длиной 50-60 см. Привяжите скрепку к одному концу нитки, а свободный конец пропустите через отверстие в дне стаканчика таким образом, чтобы скрепка была с внешней стороны стакана. Возьмите стакан кверху дном так, чтобы нитка свободно висела. Другой рукой возьмите влажную салфетку и аккуратно проведите по нитке, скользя, вниз. Что вы при этом слышите? Да! Кричит петух! Если ничего не слышно, значит салфетка не достаточно влажная – намочите ее и попробуйте еще раз! Этот опыт потребует от вас некоторой сноровки, но поверьте мне, результат вам понравится!!! Вопрос: Как вы думаете, в следствии чего появляется такой резкий звук? Научное объяснение: Когда влажная салфетка скользит по нитке, она создает вибрации, которые поднимаются вверх, достигая донышка стаканчика, и весь стакан начинает колебаться. Как и в предыдущем опыте колебания передаются воздуху внутри стаканчика. Форма стаканчика усиливает звук, и мы слышим довольно громкое «кукарекание», раздающееся из стакана Профессор музыкальных наук: Практическая часть С ПАЛОЧКАМИ КУРИНЫЙ РЭП Профессор музыкальных наук: Лаборатория Волшебный звук 6. Опыт ложка как колокол 2 стакана одноразовых, продеть в них нитку ирис и снизу привязать ложку и ударить по ней и приставить стаканы к ушам звук усилиться 7. Опыт с расческой Попробуем извлечь звук из расчески. Зубчики расчёски дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним концом на стул. Повторяем опыт. Звук стал громче. Колебания передаются стулу и он усиливает звук. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал ещё громче. Вопрос: Как предметы могут влиять на громкость звука? Ответ: Чем больше предмет, тем громче звук. А сейчас попробуем из обычных предметов смастерить простейший микрофон, который тоже будет усиливать громкость звука. Профессор музыкальных наук: Практическая часть Играем перчатками Профессор музыкальных наук: На сегодня, экскурсия по институту исследования музыки завершилась.
|