Коррекционно-развивающее воздействие музыки на здоровье детей с нарушением речи. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Наумова Ирина Анатольевна | |||
24.01.2021 17:49 | |||
Коррекционно-развивающее воздействие музыки на здоровье детей с нарушением речи. Муз. Руководитель 1 отделения Наумова И.А. Томск 2021 ОГАУЗ ТКПБ Томская клиническая психиатрическая больница У детей с патологией речи наблюдается неуверенность, двигательная скованность, некоординированность, аритмичность движений, гиподинамия. Они испытывают трудности в общении, эмоциональной выразительности, зрительно-пространственной ориентировке. Специфика заболевания сказывается и на психофизическом статусе ребенка. Нередко за лечением обращаются дети с низким уровнем коммуникабельности и эмоциональности, испытывающие страх перед публичными выступлениями, с чрезмерной утомляемостью, неуверенностью в себе. Часть ребят, наоборот, расторможены, гиперактивны.
Желание и необходимость помочь таким детям определило приоритетное направление педагогической деятельности музыкального руководителя: «Коррекционно-развивающее воздействие музыки на психофизическое здоровье детей с нарушением речи» как на музыкальных занятиях, так и на празднично-развлекательных мероприятиях, опираясь на результаты диагностики узких специалистов, а также на рекомендации врачей психиатров. Для успешной работы в этом направлении была изучена педагогическая и методическая литература по данной теме: В. Петрушин – «Музыкальная психология», Е. Чистяков – «Психогимнастика», Н. Ефименко – «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», программу развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, «Путешествие в мир искусства» С. Кожохина, программу детского сада (специального коррекционного образовательного учреждения) «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И. Плаксиной. Для работы в направлении «Коррекционно-развивающее воздействие музыки на психофизическое здоровье детей с нарушением речи» был подобран музыкальный репертуар, включающий в себя музыкально- ритмические упражнения, игры, танцы, песни, способствующие решению поставленной задачи, оснастила педагогический процесс необходимыми атрибутами (лёгкие шарфы, платочки, султанчики разных видов, самодельные шумовые инструменты, пособия к подвижным и дидактическим играм). В связи со спецификой отделения, с целью правильной дозировки нагрузки у детей, были подобраны пальчиковые упражнения и специальные игры, учитывающие особенности детей нашего отделения: «Чей хвостик?», «Светофор», атрибуты для каждого ребенка – «снежинки», «ёлочки» и т.п. Для успешного обучения были изготовлены яркие атрибуты: куклы матрёшки конусные, флажки, колпачки напольные и т.п. Этот материал используется на музыкальных занятиях, при проведении праздников. Залог успеха деятельности музыкального руководителя в отделении лежит в тесном сотрудничестве с узкими специалистами. Поэтому прежде всего нужно сделать их своими единомышленниками. С целью коррекции эмоциональной сферы амимичных детей, был подобран музыкально- песенный репертуар с ярко выраженными характерами, образами, интересный и понятный детям. Для более эффективной работы в этом направлении при разучивании песен, танцев, используются пантомимические картинки. С их помощью дети постепенно осваивают способ, ту или иную эмоцию и выразительно поют песни, такие как: «Козлик» (Поплавской), «Два утенка» (Поплавской), «Виноватая тучка» (Парухладзе), «Плачет котик» (Парухладзе) и др. Очень нравится детям оживлять клоуна Васю (плоская кукла с отверстием для лица), наделяя его разными выражениями лица согласно характеру прозвучавшей песни. Игра «Спой песню» в том настроении, как на картинке, так же помогает детям в расширении границ эмоциональной сферы, превращать двух весёлых лягушек то в сердитых, то в печальных. Для более глубокого восприятия музыки применяется метод арт-терапии, как способ выражения ребёнком своих чувств, вызванных звучащей мелодией и одновременно для снятия мышечных и психологических зажимов. Дети рисовали на листе бумаги «Турецкий марш» Моцарта. На детских рисунках параллельные отрывистые линии сменялись волнистыми змейками, отражая изменения в характере музыки. Прослушав «Болезнь куклы», «Новую куклу» Чайковского, дети с помощью цветовых пятен, точек, спиралей и других графических изображений передали те чувства и волнения, которые возникали у них во время прослушивания музыки Чайковского. Кроме того в работе с детьми используется медитативный способ рисования музыки пальцами на палитрах из оргстекла. Увлечённо дети рисовали музыку:
Огромное значение для формирования чувства эмпатии имеет коллективная работа детей. Слушая отрывок из «Шехерезады» Римского – Корсакова, дети рисовали всей группой на одном большом листе мокрого ватмана морские волны, ручейки, а затем превратившись в рыбок с султанчиками, плавниками в руках, танцевали на балу у Золотой рыбки, импровизируя движения. Под музыку «Фея драже» Чайковского на ватмане появлялись цветные горошинки – драже – следы от туфелек Феи, а под звуки «Вальса цветов» «распускались» разноцветные цветы на поляне (дети закрашивали силуэты). Эти цветы «оживали» и кружились в танце – импровизации. Подобные занятия очень нравятся детям. От занятия к занятию они становятся всё более раскрепощёнными, эмоциональными, уверенными в себе, готовыми оказать друг другу помощь. Рисунки детей оценивает педагог – психолог отделения и дает рекомендации для нашей дальнейшей совместной коррекционно -развивающей работы с проблемными детьми. Есть малообщительные, неуверенные в себе малыши, которые не хотят даже браться за руки с другими детьми во время танцев, игр, отказываются от участия в совместных видах музыкальной деятельности. Неоценимую помощь в развитии у таких детей чувства содружества и одновременно развития позитивного самоощущения оказывают специальные упражнения, коммуникативные игры и танцы. Понимая важность умения общаться, необходимо большинство общих танцев (польки, вальсы, кадриль) сопровождать постоянной сменой партнера. А такие танцы как «Капризка», «Давай попрыгаем», «Хэй, привет», «Поссорились, помирились» дети завершают нежным объятием. Так танцы, предусматривающие тактильный контакт, помогают замкнутым детям преодолеть свою нерешительность, скованность. «7 фигур», «Хэй, привет» — любимые детские танцы, по ходу которых дети касаются друг друга руками, ногами, спинками или дотрагиваются до щёчки, ушек своего партнера. Весело общается дети друг с другом в коммуникативных танцах со свободным выбором партнера. Например: Танец «Мэри и овечка». 1ч. – дети свободно по одному двигаются; 2ч. – танцуют в паре с тем, кого встретили с окончанием 1ч. С окончанием 2ч. Пара распадается в поисках нового партнера. Танец «Марко скачет». 1ч. – все дети стоят врассыпную, хлопают, «Марко» поскоками движется между детьми. 2ч. – здоровается с тем, около кого его остановила музыка. 3ч. –дети кружатся в паре, пара распадается в поиске нового партнера при окончании музыки. Игра продолжается, пока все дети не будут вовлечены в танец. Танец «Хэй, хей привет». Дети стоят в два круга – внешний и внутренний, лицом друг к другу. 1ч. – внутренний круг – стоит, протянув вперед руки ладонями вверх, внешний круг – переходит от одного к другому вправо на слова «привет», хлопая по ладоням. 2ч. – танцуют с вновь найденным партнером в паре. Танец – игра продолжается. Практика показала, что подобная музыкальная деятельность благотворно влияет на преодоление ребёнком психологического и мышечного зажима. Кроме замкнутых детей почти есть неуравновешенные, гиперактивные, конфликтные малыши, не умеющие уступать друг другу. Для развития чувства эмпатии, доброжелательности, личностно – волевых качеств у таких детей я используются следующие упражнения: «Передай цветок». Ведущий передает цветок соседу по кругу, называя ласково его имя. «Подари улыбку». Все стоят лицом в круг, не отрывая ног ведущий и его сосед поворачиваются друг к другу с полуприсядом, улыбаясь, и т.д. по кругу. «Поделись своим теплом». Нежно положить ладонь на бедро соседа (руку не убирать), выполняя движения по очереди по кругу. Упражнения выполняются ритмично, сидя или стоя в кругу на фоне красивой, спокойной музыки. «Волны». В центре стоит ребёнок, остальные дети вокруг него ласково касаются руками со словами «ты хороший». «Растопи лёд». Выручают из беды «заледеневшего» друга, ритмично вытягивая ладони вверх от плеча. «Похвали себя». В ритм с музыкой, прикладывая ладонь к груди, хвалят себя словами: «Я хороший», «Я молодец», «Я просто умница» и т.п. Почти каждое занятие традиционно начинается с песенки – приветствия: «Чудесный день», «Good morning», «День добрый» (Т. Боровик). Они настраивают коллектив ребят на добрый лад, создают атмосферу эмоционального благополучия на занятиях с первых же минут. Среди огромного разнообразия музыкальных игр, танцев, музыкально – ритмических упражнений особую ценность представляют так называемые музыкально – двигательные минутки – забавы, не требующие от ребенка предварительного разучивания, выполняемые по показу взрослого. Такие музыкальные игры, танцы, упражнения доставляют ребенку огромное удовольствие, радость. Как известно лишь то, что делается с радостью приносит быстрый, великолепный результат как в обучении, так и в воспитании. Чем так привлекательны музыкально – ритмические движения, выполняемые по показу взрослого? Они помогают:
При этом музыкально – двигательные минутки – забавы позволяют решать серьезные задачи по развитию и коррекции музыкально – двигательных навыков у ребенка (ритмичность и пластика), мелкой и общей координации движений, его зрительно – пространственной ориентации, музыкального слуха. Зрительного и слухового внимания, памяти, творческих способностей и т.п. Очень важным является то, что при выполнении таких игр, танцев не бывает плохо танцующих детей. Ребёнок чувствует себя равным среди равных. Он весел и счастлив. Именно в такие минуты у малыша повышается самооценка, формируется положительный эмоционально – волевой настрой, мотивация на успешность. Положительным является и то, что решается проблема гиподинамии и гипердинамии, что особенно важно для детей с какой – либо патологией. А теперь познакомимся с некоторыми музыкально – двигательными играми, упражнениями, танцами: «Гули – гули». Игра с ускорением темпа, в которой присутствует дух соревнования. Цель игры – развитие координации движений, внимания, памяти, формирование положительного эмоционально – волевого настроя. «Путешествие с Красной Шапочкой» ( «Песня Красной Шапочки» муз. Рыбникова). Цель — развитие координации движений, зрительно – пространственной ориентировки, внимания, памяти. «Буги – вуги» ( «Кричалка»). Это танцевально – игровое упражнение, которое помогает ребенку избавиться от накопившейся агрессии, отрицательных эмоций через крик. Ведь, выполняя это упражнение можно кричать во весь голос. Цель – формирование музыкально – двигательных навыков, развитие координации движений, слухового и зрительного внимания, ориентировки в пространстве, снятие психофизического напряжения. «Керси – Керсо». Танцевальная импровизация. Цель – развитие музыкально – ритмических движений, освоение новых видов танцевальных движений, формирование чувства ритма, коммуникативных навыков, положительного эмоционально – волевого настроя. «Клоун Ки-Ки». Музыкально – двигательная импровизация с элементами пантомимы. Цель – развитие чувства ритма, слухвого и зрительного восприятия, пантомимических способностей, совершенствование музыкально – двигательных навыков, пространственной ориентировки, коррекция эмоционально – волевого настроя, снятие психофизического напряжения. В нашем отделении дети живут напряженной, интенсивной жизнью. Групповые занятия сменяются лечением, затем индивидуальные занятия со специалистами. Поэтому так актуальна необходимость снятия усталости, эмоционально – физического напряжения, возникающего у детей. С этой задачей успешно помогает справиться расслабляющая музыка и специальные упражнения. Заботясь о здоровье детей, каждое занятие целесообразно заканчивать релаксацией. На фоне нежной негромкой приятной музыки дети с удовольствием ложатся на плоскостное матерчатое солнышко, изображая его лучи, или садятся тесным кругом, вытягивая ножки и закрывшись руками. Затем медленно раскрываются и ложатся на спину – цветок расцвел и греется на солнышке. Дети расслабляются в позе звезды небесной или морской, в образе снежинки, листочка, упавшего с дерева, а прикосновение шарфа как лёгкий ветерок снимает с детей усталость. Педагогом – психологом был рекомендован ряд упражнений на расслабление, которые так же используются на занятиях и развлечениях: «Гаснущие свечи на торте», «Тающие сосульки», «Тающий снеговик» с последующим превращением в лужу, «Штангист» и др. Избавится от усталости помогают свободные плавающие танцы, очень любят дети импровизировать, танцуя с воздушными шарфами, нитями дождя, красочными султанчиками, маракасами и т.п. Палочкой – выручалочкой в работе с детьми являются пальчиковые игры и речедвигательные упражнения. С их помощью можно легко переключить внимание детей, а также снять эмоциональное напряжение. Эти приемы используются не только на занятиях, но и на праздничных утренниках, так на осеннем утреннике малыши играли пальчиками, приговаривая «Мы капусту режем, мы капусту мнём, мы капусту солим, мы капусту жмем». Несомненно, сочетание музыки, слова, ритма и движения действуют в качестве специфической терапии, устанавливая равновесие в деятельности нервной системы ребёнка: уравновешивает слишком возбуждённых и расслабляет нерешительных, боязливых. Таким образом, использование в работе специально подобранного музыкального репертуара, упражнений, танцев, игр, прежде всего развивает у детей музыкальные способности, но в то же время помогает детям, нуждающимся в коррекции речи, психофизического статуса, становиться здоровыми. Музыкальный руководитель И.А. Наумова Список литературы:
|