Современные образовательные практики работы музыкального руководителя с одарёнными детьми. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Сыщикова Алена Владимировна | |||
07.11.2020 19:45 | |||
Современные образовательные практики работы музыкального руководителя с одарёнными детьми. Алена Владимировна Сыщикова Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Подснежник» го Рефтинский Высшая квалификационная категория Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных, педагогических технологий в развитии музыкальных способностей детей. Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы с одаренными детьми, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методическая направленность моей системы работы базируется на современных концепциях и теоретических трудах О. Радыновой, Н. Ветлугиной, М. Лазарева, К. Орфа, на знании авторских методик; знакомстве с опытом работы педагогов-новаторов Т. Тютюнниковой, М. Картушиной, А. Евтодьевой, Т. Боровик, И. Каплуновой. Чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Справочник музыкального руководителя», несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.
Мною была разработана индивидуальная программа ( «Индивидуальное маршрутное сопровождение ребенка с признаками одаренности») для детей, наделенных вокальными способностями. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Содержание работы было составлено на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребенка, а именно пения, и наблюдения в самостоятельной деятельности. Целью программы является создание условий для проявления ребенком своих творческих способностей и интересов, выявление и развитие одаренных детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности. Музыкальное занятие начинаю с валеологических песенок-распевок. В работе с детьми использую распевки О. Арсеневской, М.Ю. Картушиной. Несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы в пределах квинты, поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос и тело к пению и движению. Примеры валеологических распевок: «Доброе утро», «Здравствуйте», «Мы – весёлые ребята», «Пой со мной», «В детском садике у нас». Перед разучиванием песен, я использую ИКТ технологию видео — упражнений по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. Эти упражнения предотвращают перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения, детям проще разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух. В работе над чистотой интонации использую технологию игрового распевания А.А. Евтодьевой, включающие певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Систематическое применение этих упражнений способствует развитию естественного, легкого звучания голоса и чистоты интонации. Игровое распевание многофункционально:
театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям. 5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование детей. [4]. Упражнения для игрового распевания: «Лиса и воробей», «Белочка», «Колобок», «Карабас-Барабас», «Кот и мышка», «Лисёнок и бабочка». В качестве голосовой разминки использую технологию Т.Э. Тютюнниковой «Музыкальные узоры», которая формирует у детей слухо-двигательно-зрительные представления о музыкальном пространстве (верх – вниз), музыкальном времени (долгий – короткий). Таким образом, применение дидактических игр, графических записей, методов моделирования способствует развитию музыкального слуха и голоса, зрительных функций, облегчает восприятие звучания [5]. Примеры голосовых разминок: «Два друга», «Начинка-серединка», «Пирамида», «Дорожка и горка», «Музыкальный узор», «Круги и кружочки», «Искорки», «Бусы». На занятиях активно применяю координационно-подвижные игры. Ценность таких игр заключается в том, что они:
Примеры игр: «Ветер», «Поезд», «Заходите в гости», «Солнечный зайчик». Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Основные задачи артикуляционной гимнастики – выработать качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготовить их к правильному произнесению фонем [2]. В результате этой работы у детей повышаются певческие навыки, улучшается музыкальная память, речь, внимание[1]. Артикуляционная гимнастика эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию[1]. В своей работе использую артикуляционную гимнастику В.В. Емельянова. Артикуляционная гимнастика (В. В. Емельянов)
Таким образом, анализируя эффективность проведённой мною работы с детьми ДОУ, имеющими предпосылки к музыкальной одарённости, я пришла к выводу, что система музыкальных занятий, с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, позволяет значительно поднять уровень музыкального развития детей, формирует у них творческий подход не только к музыкальным, но и к другим видам деятельности, укрепляет их уверенность в своих способностях. Список литературы
саду. Волгоград: Учитель, 2011. 204 с. 3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Москва.: Издательство «Скрипторий», 2017. 174 с. 4. Автодьева А.А. Методическое и практическое пособие «Учимся петь и танцевать, играя!» 5. Тютюнникова Т.Э. «Музыкальные узоры. Точки и линии: донотная запись музыки» Т.Э. Тютюнникова // Музыкальный руководитель. — 2006. -№1.
|