Методическая разработка на тему: «Роль логоритмических упражнений на музыкальных занятиях в ДОУ» Автор: Ярцева Ирина Евгеньевна музыкальный руководитель МБДОУ детского сада комбинированного вида «Эврика» г. Тамбова
Актуальность. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Поэтому основополагающий принцип проведения данного занятия – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях, которые направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства. В музыкальное занятие включены следующие логоритмические элементы:
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания; - песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга; - музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве. Цель: способствовать формированию речедвигательных навыков дошкольников по средством музыкального воспитания.
Логоритмическое занятие в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет.
«Прогулка в лес» Дети под музыку входят в зал и становятся в круг. Ведущий: Ребята, я приглашаю вас сегодня на прогулку в лес .Скажите какое у нас сейчас время года? Дети проговаривают чистоговорку со звуком « Л-л» Ла-ла-ла –осень к нам пришла (хлопают в ладоши) Ул-ул-ул -ветерок подул (ритмично вытягивают руки вперёд, раздвинув пальцы, и прижимают их к груди, сжимая пальцы в кулаки). Ила-ила-ила – листва в воздухе кружила ( вращают кистями поднятых вверх рук) Али-али-али – все мы осень ждали ( делают скользящие хлопки «тарелочки») Ведущий: Как хорошо в осеннем лесу, так и хочется со всеми поздороваться! Пальчиковая игра « Здравствуй!» Дети: Я здороваюсь везде, дома и на улице (прижимают руки к груди, затем разводят по одной в стороны ) Даже здравствуй говорю, я, соседской курице ( делают наклон вперёд, выполняют взмахи согнутыми в локтях руками) Здравствуй солнце золотое! (руки поднимают вверх скрещивают пальцы) Здравствуй небо голубое! (показывают на небо, руки прямые) Здравствуй вольный ветерок! (выполняют покачивания поднятыми руками) Здравствуй маленький дубок! (показывают руками деревце, соединив кисти рук) Здравствуй утро, здравствуй день (поочерёдно разводят руки в стороны) Нам здороваться не лень! (показывают на себя и разводят руки в стороны) Ведущий: Осень в гости к нам пришла, что нам осень принесла? Хороводная игра « Здравствуй осень» Дети идут по кругу и поют, в середине девочка в образе осени движется противоходом. Дети: Здравствуй осень, здравствуй осень. хорошо что ты пришла. У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла? Осень: Принесла я вам муки! (дети останавливаются, осень показывает мешочек муки) Дети: Значит будут пироги! (пекут пирожки, то одна рука сверху, то другая) Осень: Принесла вам гречку (показывает мешочек с гречкой) Дети: Каша будет в печке! («варят кашу», водя указательным пальцем одной руки по ладони другой руки) Осень: Принесла вам овощей! (показывает) Дети: Для салата и для щей! (отводят в сторону сначала одну руку, потом другую, раскрыв ладони кверху) Осень: Принесла и мёду! Дети: Полную колоду! (поднимают руки вверх, и через стороны опускают их вниз) Ты и яблок, ты и хлеба, ты и мёду принесла, (зажимают поочерёдно пальцы на руках) А хорошую погоду нам в подарок припасла? Осень: Дождику вы рады? (хоровод останавливается) Дети: Не хотим, не надо! (отрицательно машут руками, скрещивая их перед грудью и слегка разводя в стороны) Дети убегают на места, садятся. Ведущий: Принесла нам осень дождик, и пасмурную погоду.
Ритмическая речевая игра « Дождик кап!» Ведущий: Птица: Дети: Кар, кар, кар Ветер: дети: хлоп, хлоп, хлоп! (дети ритмично хлопают в ладоши) Дождик: кап, кап, кап (хлопают ладонями по коленям) Ноги: шлёп, шлёп, шлёп (топают попеременно ногами) Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд ладонями вверх) Мама: ах, ах. ах! (качают головой, держась за неё руками) Дождик: кап, кап, кап! (хлопают ладонями по коленям) Туча: бах, бах, бах! ( топают ногами)
Дети стоят в одной шеренге друг за другом, поют песню «Добрый дождик» муз.Евсеевой, выполняя массаж спины. Дождик бегает по крыше бом, бом, бом! (похлопывают ладонями по спинкам друг друга) По весёлой звонкой крыше бом, бом, бом! ( постукивают пальчиками) Дома, дома посидите, (поколачивают кулачками ) Никуда не выходите (растирают рёбрами ладоней) Почитайте, поиграйте, (кладут ладони на плечи и большими пальцами, растирают плечи круговыми движениями) А уйду потом гуляйте (поглаживают спины ладонями рук)
Ведущий: Ребята, а где бы нам спрятаться от дождя?
Русская народная закличка « Дождик лей!» Дождик лей, лей, лей – поднимают руки вверх и встряхивают кистями На меня – прижимают ладони к груди И на людей – протягивают ладони вперёд Сядем мы под грушкой – садятся на корточки Накроемся подушкой - кладут ладони на голову. Ведущий: После дождика, смотри, в лесу выросли грибы.
Музыкальная игра «Грибочки» муз. Быстровой. Перед началом игры дети становятся в круг, в середине стоит «семья грибов» 1.Как в осеннем лесу выросли грибочки – дети хороводным шагом идут по кругу, «грибы» сидят в середине круга. Папа – гриб, мама – гриб и грибок сыночек. Очень дружная семья выросла на кочке – дети сужают круг. Пап – гриб, мама – гриб, и грибок сыночек – дети расширяют круг. Мы возьмём кузовок и пойдём в лесочек, - дети идут друг за другом, а «грибы» делают в это время пружинку. Собирать на обед вкусные грибочки Раз, два, три, четыре, пять, всех грибов нам не собрать –дети поворачиваются лицом в круг и загибают пальцы левой руки. Сосчитаем до пяти, и попробуем найти - загибают пальцы правой руки, грозят пальцем. Ведущий: Вот сколько грибочков выросло у нас на полянке. А под листочками спрятались ягоды.Заметили грибы, ягодки и стали перед ними важничать: Мы такие большие и такие красивые! Ведущий: А ягодки тоже расхваливались: «Мы хотя и маленькие, но зато удаленькие» Всех угостим. Мы вкусны, любому угодим. Есть и сладкие – земляника, ежевика. Есть и кислые – клюква, брусника. А есть очень полезные – черника. А мы увидели ягоды и стали их собирать.
Исп. песню «По малину в сад пойдём» муз. Филлипенко. Ведущий: Ребята, полные корзины набрали грибов да ягод. Хватит их и на варенье, и на суп грибной. Но ягоды и грибы нужны и лесным жителям. Лось, например, мухомором лечится. Белка грибы на зиму заготавливает, на веточках деревьев развешивает сушиться. А птицы зимой от голода ягодами рябины спасаются. Поняли грибы и ягоды, что нужны они и людям, и зверям, и птицам. Значит, не надо им спорить, кто красивее да нужнее, нужно жить в мире. Танец: «Большой хоровод» (или любой общий танец по выбору музыкального руководителя).
|