Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности»
Занятия по Музыке
Автор: Кирьян Лидия Борисовна   
24.01.2020 19:20

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности»Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности»

Музыкальный руководитель: Кирьян Лидия Борисовна

В настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Одно из решений этой проблемы, считаем, в музыкальной деятельности. На занятиях вы можете наблюдать разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Давайте рассмотрим, как через разные виды музыкальной деятельности идёт работа по развитию речи.

 

Слушание музыки

В своей работе по слушанию мы сталкиваемся со скудностью лексикона детей при определении характера музыки. Поэтому в непосредственно-образовательную деятельность включаем задания, которые активизируют эмоционально-образное восприятие ребёнка и расширяют его речевые возможности. Словарь «эстетических эмоций» обогащает речь детей эпитетами. Сравнивая произведения, контрастные по звучанию или близкие по настроению, развиваем у детей компоненты устной речи.

Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.

Поэтическое слово — помогает раскрыть образ музыкальной пьесы и развивает интонационную выразительность речи. Слова-подговорки – обогащают речь русским народным фольклором.

«Шаг – присяду, шаг присяду, спинку прямо я держу

Танцевать себя заставлю, даже если не хочу.»

Специальные термины обогащают словарь.

Знания о композиторах расширяет словарь музыкальных терминов.

В процессе музыкальной деятельности используются артикуляционная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, интонационно-фонетические упражнения по методике Е. М. Емельянова и «Целебные звуки» по М. Л. Лазареву, вокально-двигательные разминки.

Пение развивает связную образную речь, расширяет кругозор, исправляет ряд речевых недостатков. Одним из направлений пения является народно-музыкально-поэтическое творчество (дразнилки, частушки и т. д.)

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи –это пение. Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках

(например: «Ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду, заиграла дудочка в зеленом лугу» и др.).

Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо.

Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка (например: «Да-дэ-ди-до-ду», «На-ра-рим-пам-пам»).

Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.

Музыкально-дидактические игры развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух. Перечень музыкально- дидактических игр: «Сколько нас поет», «Кто в домике живет», «Весело и грустно», «Чьи детки» «Волшебный волчок», «Определи по ритму», «Музыкальная лесенка», «Тучка и солнце».

Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.

Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Звучащие жесты: учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем (Игры с именами)

Речевое музицирование: прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями.

Игра на детских музыкальных инструментах развивает ритм, слух дошкольника, а также музыкальные и творческие способности

Таким образом, развитие речи дошкольников осуществляется всесторонне в разных видах музыкальной деятельности.

«Где для детей польза, там же для них должно быть удовольствие» М.Монтель

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год