СЦЕНОГРАФИЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Морозова Анастасия Андреевна | |||
28.11.2019 14:45 | |||
СЦЕНОГРАФИЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» В статье рассматриваются некоторые особенности процесса работы над детской музыкальной постановкой «Снежная Королева»: художественное оформление сценического пространства, изготовление костюмов, декораций и т.д. Ключевые слова: художественное оформление, декорация, грим, костюм. Каждый спектакль, который видит зритель на сцене, создаётся по крупицам, и в нём нет ничего лишнего, потому, что каждый элемент театральной постановки несет в себе определенную задачу – воздействие на своего зрителя, в том числе художественное оформление спектакля, где используются произведения декоративно-прикладного творчества.
Декоративно-прикладное творчество, выраженное в виде предметов быта, украшений, как известно, играют большую роль не только в повседневной жизни, но и на сцене. При создании продукта декоративно-прикладного творчества используются различные технологии: шитье, цветоделие, пэчворк (шитье из лоскутков, аппликация, вышивание, вязание, выжигание, художественная резьба по дереву и камню, рисование, декупаж, различное плетение, росписи, скрапбукинг, лепка и т.д.). Художественные произведения декоративно-прикладного творчества характеризуются своей неповторимостью и уникальностью. В данной работе мы рассмотрим некоторые особенности декоративно-художественного оформления детской театральной постановки «Снежная королева». Детская сказка – это всегда яркое, фееричное и незабываемое действо, на долгое время оставляющее море впечатлений не только у детей, но и у взрослых. Чтобы на сцене случилась детская сказка нужно приложить немало усилий по созданию сценария, подбору актеров, музыкально-шумового и светового оснащения, а также продумывание дизайна и последующее шитье костюмов, декораций, изготовление необходимой театральной атрибутики. Приступая к работе над театральной постановкой, художественный руководитель продумывает весь процесс постановки, начиная с идеи, выбора драматического произведения и т.д., а затем совместно с режиссером обсуждают вопросы оформления (художественного, музыкального) будущей постановки. Художественный руководитель должен воплотить не только привлекательное по внешнему виду действо, но, и чтобы театральная постановка являлась средством воспитания, образования и развития зрительской аудитории и участников коллектива, особенно детской аудитории. Работая, в дошкольном образовательном учреждении, я знаю насколько функционально использование театральной деятельности в работе с детьми, в процессе которой осуществляется развитие творческого потенциала воспитанников в различных видах искусства: музыкальном, хореографическом, изобразительном. Так как театр – это синтез искусств, объединённых в одно целое, то каждый ребенок может найти себя в определенном «амплуа». Он либо рассказчик, либо артист, либо художник. При написании сценария сказки «Снежная королева» мы хотели видеть не классический вариант содержания, а стилизованный, с добавлением в нее сцен из других детских сказок. Спектакль мы дополнили введением героев из сказок: Водянным и Карлсоном. Праздничному и красочному событию, предшествовала долгая и кропотлива работа, в том числе подготовительная работа по оформлению зала, где должно было произойти само представление. Это должно было стать изюминкой спектакля. Для проекции действа на экран были применены традиционные технологии художественного оформления, а также использование информационно-коммуникативных технологий. С помощью современных программ по моделированию и созданию 3D изображений мы разработали слайды с анимацией снега и метели. Они визуализировали восприятие зрителя в рамках спектакля, как будто, он невольно путешествовал вместе с главной героиней. Также было задействовано специальное светодиодное освещение, стробоскоп и конфетти – машина, которая спускала снег. Это современное оборудование придавало событию эмоциональную отзывчивость, доставляя детям еще большую радость от происходящего. Так как это зимняя сказка, сотрудниками образовательного учреждения были сделаны замечательные театральные атрибуты: камин с подсветкой, сказочные сани и деревья, припорошенные искусственным снегом. Камин, сани и снежинки были изготовлены объёмными из пенопласта, на котором сначала делались эскизы будущей задумки, затем фигуры вырезали, шлифовали наждачной бумагой и склеивали между собой специальным клеем. Деревья были настоящими. Это были старые вязы, которые увядали около сада. Мы их срубили и оформили в зимние деревья с помощью клея и пенопластовых крошек, и белых лент, завязанных на ветвях. Деревья смотрелись очень эффектно и необычно. Рисунок 1. Пенопластовые сани. Для смены актов были использованы полотна с нашитыми изображениями города и болота из хлопчатобумажной ткани. Конечно же, не остались без внимания и дети: Лягушата, задействованные в спектакле, с удовольствием изготавливали для себя лужицы с камышом и кувшинками, девочки – Снежинки помогали оформлять обручи серебристой мишурой, также воспитанники раскрашивали афишу и билеты будущего спектакля. Изготовление детского костюма для спектакля играет не только эстетическую роль, но помогает ребенку прочувствовать образ героя. Ткани, использованные для пошива костюмов, должны быть натуральными и не вызывать аллергию. Костюм должен быть безопасным, свободным, не сковывающим движения артиста. Эскизы костюмов для своих детей изготавливали и шили родители. Это были костюмы цыганок, разбойников, лягушат и снежинок. Нанесение грима, как одного из главных составляющих элементов в художественном образе героев, служило неким ритуалом перед началом спектакля. Дети очень ждали этого момента, так как после него происходило полное перевоплощение в своего героя. Юные актеры как будто сразу меняли повадки, манеры и даже тон голоса, стараясь вжиться в роль. Практически каждого юного актера мы перевоплотили в сказочного персонажа. Для этого мы использовали детский аквагрим фирмы «Alpino», который максимально безопасен для детской кожи и не вызывает аллергии, также мы использовали блестки и различные стразы. Применение всех перечисленных методов декоративно-художественного оформления позволило детям поверить в сказку, которую они сами создали на сцене. Результатом данного мероприятия стало радость от происходившего на лицах юных актеров, а также победа в Муниципальном конкурсе театрального искусства «Юный артист», проходившего среди образовательных учреждений г. Черногорска Республики Хакасия.
|