Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Эффективные приемы работы музыкального руководителя в процессе слушания музыки»
Занятия по Музыке
Автор: Шмелева Юлия Владимировна   
14.11.2019 06:11

«Эффективные приемы работы музыкального руководителя в процессе слушания музыки»«Эффективные приемы работы музыкального руководителя в процессе слушания музыки»

Музыкальный руководитель Ю.В. Шмелева

Уважаемые коллеги! Один из самых интересных, сложных, увлекательных, но, к сожалению, не самых популярных и, честно признаемся, не всегда реализуемых нами видов детской музыкальной деятельности –слушание музыки. А ведь это актуально, как никогда. Так как в современных условиях мало у кого в семье с детьми просто слушают классическую музыку, не говоря уже о том, чтобы учить ее любить и понимать.

Хочу уже в начале особо подчеркнуть, что любая наша работа, в том числе по реализации раздела «Слушание музыки», будет удачной только в тесном взаимодействии с воспитателем. Сейчас для этого есть все возможности: в группе воспитатели с детьми слушают произведения, с которыми знакомились на музыкальном занятии, а наличие мультимедийной установки дает возможность показать и портрет композитора, и иллюстрации, которые были использованы в музыкальном зале.

 

Подойдя серьезно к проблеме слушания музыки, нельзя не обратиться к работам крупных ученых, которые уделяли вопросу восприятия музыки особое внимание. Чтобы изучить своеобразие этого процесса, можно обратиться к трудам знаменитых исследователей (Асафьев Б.В., Шацкая В.Н., Яворский Б.Л., Ветлугина Н.А., Назайкинский Е.В., Радынова О.П., Костина Э.П.)

Этими авторитетными личностями доказано, что развитое восприятие обогащает все виды музыкальной исполнительской деятельности детей. Именно со слушания должно начинаться освоение любой другой детской музыкальной деятельности: будь то пение, музыкально-ритмические движения или игра на детских музыкальных инструментах. Мы, музыкальные руководители, порой так увлечены подготовкой к праздникам, что этап восприятия бывает пропущен или сокращен до минимума. И наоборот, полноценно пройдя этап слушания (и произведений для слушания, и музыки для исполнительской деятельности), мы повысим качество освоения этих видов детской музыкальной деятельности.

Слушание — это универсальный вид деятельности, в котором, реализуются все образовательные области, представленные в ФГОС ДО.

Деятельность слушания проходит поэтапно, каждый из этапов включает в себя набор определенных профессиональных действий.

1 этап отличается смутностью, нерасчленённостью. Здесь я стараюсь помочь детям найти своё отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, приветствовать пусть даже несхожие варианты ее «слышания». Большое значение придаю выразительному исполнению: если пьеса написана для фортепиано, обязательно исполняю произведение сама. Живое исполнение всегда очень впечатляет детей. Давно заметила, что многие из них с интересом наблюдают за движениями моих рук во время игры, как я нажимаю педаль или качаю корпусом в ритме музыки. Они обращают внимание на мои эмоции, которые я стараюсь передать в музыке и которые невольно отражаются в этот момент на лице. У детей в процессе слушания живой музыки подключаются и слуховые, и визуальные анализаторы, что несомненно усиливает впечатление. И обязательно нужно обращать внимание на качество звучания фортепиано. Как известно, время от времени оно нуждается в настройке.

Если есть возможность пригласить кого-то из профессиональных музыкантов, то непременно нужно воспользоваться этим: например, недавно дети вживую увидели и услышали домру. Мне помогла в этом мама нашей воспитанницы, преподаватель ДШИ №1 по классу домры. С ней мы выступали в дуэте неоднократно и на других наших мероприятиях. Конечно, если бы дети просто увидели похожий видеофрагмент на экране, им бы тоже было очень интересно. Но уверена, что никакая видеозапись не подарит подобные впечатления. И если у вас, уважаемые коллеги, есть такие родители или налажено контакт с музыкальной школой, обязательно поддерживайте такое плодотворное творческое взаимодействие. И, хоть это всегда очень волнительно, доставляет удовольствие всем участникам творческого процесса. А также является стимулом для роста нашего профессионального мастерства.

Однако несмотря на высокохудожественное исполнение, не все дети могут одинаково внимательно и сосредоточенно слушать музыку: кто-то может отвлекаться и с увлечением разглядывать посторонние предметы, кому-то обязательно хочется пошушукаться и т. д. Я часто использую такой прием: предлагаю детям во время слушания закрыть глаза: это, как мне кажется, позволяет детям не отвлекаться и слушать внимательно.

На 2 этапе слушания предлагаю детям вести поиск ответа на вопрос «как рассказывает музыка?», с помощью каких средств выразительности композитор передаёт содержание произведения.

Использую метод моделирования. Для определения характера музыки нам помогает пособие «Цветик – разноцветик». Определенный лепесток дети условно связывают с соответствующим настроением: желтый лепесток мы выбираем для светлой, радостной музыки, коричневый, темно-синий – для мрачной, тревожной, красный для торжественной, приподнятой. Этот прием помогает детям сформировать представление о выразительности цветовой гаммы и потом осознанно выбирать цвета в своем рисунке.

Широко применяю ИКТ. Создание презентаций позволяет более наглядно продемонстрировать портреты композиторов, познакомить с музыкальными инструментами, жанрами. Часто применяю показ репродукций картин известных художников. Это могут быть как созвучные, так и контрастные по настроению музыке. Детям предлагается выбрать соответствующие характеру музыки и объяснить свой выбор. Углубить понимание музыкального образа помогает и художественное слово. Предложенные мной стихи прочитываются воспитателями в группе, обращают внимание на опорные слова, подчеркивающие музыкальный образ. А потом дети уже сами пользуются этими словами-образами для характеристики музыкального произведения. Например, во время слушания «Феи Зимы» С. Прокофьева, я прочитала детям такое стихотворение:

Зима

Одуванчик из снежинок
Поднесёт к губам зима,
Только дунет — и пушинок
Разлетятся семена.

Одуванчик облетает,
В окнах теплится огонь,
Зимний вечер подставляет
Белым звёздочкам ладонь.

Т. Шорыгина

Этот образ очень понравился детям.

Когда дети уже несколько раз слушали произведения и узнают их, можно провести с ними мультимедийные игры. Например, мультимедийная игра «Определи автора музыкального произведения». Бывает, что мы слушаем произведения с похожими названиями, которые можно сравнивать, находить общее и различное. Знакомясь с «Музыкальной табакеркой» А. Лядова, мы сравнивали как, подобную тему раскрывали другие композиторы.

На экране появляются портреты А. Даргомыжского, А. Лядова и Г. Свиридова. Звучит фрагмент одного из произведений, которые вы видите на экране ( «Музыкальный ящик», «Табакерочный вальс», «Музыкальная табакерка») — нужно назвать это произведение и автора.

Ответ: «Музыкальный ящик» Г. Свиридова.

Очень нравятся детям музыкальные викторины из прослушанных произведений, особенно если произведения связаны каким-то циклом, с большим удовольствием угадывают они героев «Карнавала животных». Тут возможны варианты: послушали произведение, дали правильный ответ – на экране появился персонаж.

Возможен и другой вариант игры. Дети познакомились с произведениями из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Им предлагается мультимедийная игра «Найди лишнее произведение».

На экране появляются картинки, соответствующие произведениям из «Детского альбома» П. И. Чайковского: «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», «Баба-Яга», «Шарманщик поет», «Игра в лошадки», «Шествие гномов». Деи находят лишнюю иллюстрацию.

Переходим к 3 этапу, где вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыки, полученное при первом прослушивании, и осмысленное её восприятие, связанное с проведённым анализом средств музыкальной выразительности. Именно на этой стадии восприятие музыки, окрашивается индивидуальным отношением слушателя к произведению, его личностной оценкой.

Один из самых любимых детьми методов – передача характера музыки в движении (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмо — пластика, образные и танцевальные движения). Этот прием побуждает детей к экспериментированию и является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка.

Предлагаю детям игру «Угадай музыку», в которой дети, не слыша музыки, по движениям угадывают знакомые произведения.

Нескольким участникам (по очереди) предлагают надеть наушники и прослушать фрагмент произведения (например, «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова или «Смелый наездник» Р. Шумана). Затем они должны движениями передать характер музыкального персонажа, а остальные дети угадывают, какое произведение звучало в наушниках. При правильном ответе звучит фрагмент произведения.

На 3 этапе слушания я использую прием «оркестровка». Так, оркеструя пьесу П. Чайковского «Ноябрь. На тройке», дети, опираясь на звучание музыки, самостоятельно подбирали музыкальные инструменты, имитирующие звон бубенцов, цоканье копыт лошадей. Думали, как можно изобразить раздолье снежных просторов, переданное в музыке с помощью арпеджио. Сначала все было намного проще. Но этот процесс так понравился детям, что в результате получился такой, на мой взгляд, интересный музыкальный номер, который они исполняли на новогоднем празднике, когда нужно было отправиться в лес на тройке.

Использую схемы, в которых заложена информация, дающая характеристику музыкального произведения. Предлагаю их детям, чтобы они узнали произведение, которое здесь «зашифровано»: количество частей, инструменты, которые там звучат, характер движения мелодии (плавный или скачкообразный), тематика (сказка, люди, животные, игрушки и т.п.), динамика, жанровая принадлежность и др.

4 этап работы деятельности «Слушание музыки» переносится в группу. Детям предлагается выразить свои фантазии в сочинении сказок, в изобразительной деятельности. Детские рисунки мы тоже используем на занятиях. Полюбившиеся детям, но может быть подзабытые ими произведения полезно прослушивать вновь. Тут и могут пригодиться эти работы. Детям очень нравится работать с результатами своего творчества: мы рассматриваем эти рисунки, вспоминаем с каким произведением они связаны, вспоминаем его автора, слушаем и наслаждаемся.

Также я применяю технологию проектной деятельности. Она позволяет обогатить деятельность всех вышеперечисленных этапов «Слушания музыки». После слушания пьесы С. Прокофьева «Сказочка» реализовали творческий проект «Сказки, рассказанные музыкой». Дети совместно с родителями сочиняли свою сказку, навеянную музыкой. Была собрана книга сказок с иллюстрациями.

Не всегда проектная деятельность бывает запланирована. Идея о реализации проекта «Волшебница – Зима» возникла в прошлом году у детей в процессе слушания использованного сегодня фрагмента балета «Золушка» «Фея Зимы». Сказочная музыка С.С. Прокофьева пробудила воображение детей, и они задумались, как эта фея может выглядеть, какое волшебство совершает. И сами захотели воплотить свои фантазии в рисунке, аппликации, привлекли к этому своих родителей. Одновременно с этим проходил совместный поиск стихотворений, художественных иллюстраций на заданную тематику. Все это углубляло восприятие музыкального образа. Совместно с воспитателем в группе был организован и просмотр фрагментов балета. Итогом проекта стала выставка рисунков детей и родителей.

Также был реализован проект «Музыкальная шкатулка», который познакомил нас с историей музыкальной табакерки, с тремя музыкальными произведениями на эту тему, со сказкой В.Одоевского. Дети и родители рисовали свои впечатления, вместе собирали коллекцию шкатулок, приняли участие в квесте «На поиски ключа от музыкальной шкатулки», где они получили еще одну шкатулку в свою коллекцию. Я хотела представить ее как предмет, в котором можно хранить что-то дорогое, ценное, в нашем случае – любимые музыкальные произведения.

Поэтому в заключение я хочу применить эффективный прием – использование художественного слова, чтобы еще раз отметить роль хорошей музыки в нашей жизни.

Летела птица над лугами –
И расцветали там цветы,
Повсюду разносились звуки
Необычайной красоты.

И песне той внимали люди –
И старики, и малыши,
Дарила птица людям счастье
И пробуждала в них мечты!

О, Музыка! Ты – драгоценность,
Ты дар божественный небес,
Ты нашим душам даришь крылья,
Преображаешь мир ты весь!

(Ю. Шмелева)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год