«Развитие творческого потенциала детей в процессе элементарного музицирования» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Кряжева Людмила Николаевна | |||
21.06.2019 10:51 | |||
«Развитие творческого потенциала детей в процессе элементарного музицирования» Автор:
С введением ФГОС в настоящее время особо актуально высказывание одного из современных психологов Абрахама Маслоу, который пишет: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».
Одним из направлений в художественной деятельности, где происходит творческое самовыражение каждого ребёнка, является творческое музицирование. Творческое музицирование – это процесс, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержанием служат непосредственно возникающие эмоциональные состояния и мысли. Творческое музицирование открывает уникальную возможность раскрытия индивидуальных проявлений в условиях совместной художественной деятельности детей друг с другом (в творческом диалоге), а также в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого, ребёнка и коллектива. Сегодня над этой проблемой углублённо работает Татьяна Эдуардовна Тютюнникова, кандидат искусствоведения преподаватель музыки УВК № 1679 г. Москвы. Ею разработана программа «Элементарное музицирование с дошкольниками», где автором представлен систематизированный музыкальный материал (русский народный, детский, календарный, песенно – танцевальный фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, отдельные детские песенки). В условиях нашего детского сада данная программа используется в качестве дополнительной, парциальной к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (раздел музыкальное воспитание). Разработано перспективное планирование, подобран дидактический материал, различные пособия, атрибуты, музыкальные и шумовые инстременты. Цель в работе с дошкольниками – создание условий для творческого самовыражения детей, активизация творческого начала каждого ребенка. Элементарное музицирование пронизывает все виды музыкальной деятельности: В разделе «Слушание музыки» восприятие музыки мы соединяем с движением: тактированием, метрированием, моделированием в движении, свободное движение в пространстве в поиске образа. А также используем музыкальные инструменты, предметы (платочки, ленточки, шарики, цветы...). Дети с удовольствием выполняют творческие задания: «Слушаем и играем», «Слушаем и украшаем музыку», «Фантазируем и импровизируем». В разделе «Пение» стараемся больше петь без музыкального сопровождения (фортепиано), возможно использование детских музыкальных инструментов. Поем песенки-ритмы на одном звуке (на разной высоте). Озвучиванием голосом «Звуки весны», «Звуки зимы» … Большое значение имеют упражнения на формирование навыков пения: речевое (подражание голосам животных, птиц) и пространственное моделирование (пение по руке). «Музыкальные узоры», пение по картинке. ( «Сорока – сорока», «Радуга – дуга», «Петушок» …) Творческие задания: «Паучок спускается по паутинке», «Обмен приветствиями», «Спой своё имя», «Звуковое зеркало», ответь на вопрос «Где ты?» — «Я здесь». В разделе «Музыкально – ритмические движения» используются задания на внимание: разные виды движений под игру на детских музыкальных инструментах с замиранием на паузу. А также, игра – приветствие, танец – команда, танец – импровизация. Импровизация проводится под знакомую и незнакомую музыку. С младшей группы используем в спонтанных плясках атрибуты: платочки, ленточки, шляпы, стаканчики, ритмические палочки, бабочки из фантиков, пуговицы и игрушки (куклы, мягкие игрушки), погремушки. В разделе «Инструментальное музицирование» большое внимание уделяем исследованию способов игры на разнообразных инструментах, предметах. (Игра звуками). Учитывая особенности детей, широко использую на занятиях музыкальные инструменты, различные атрибуты, шумовые самодельные инструменты. Поэтому дети с удовольствием и интересом играют на расчёске, звенят ключами, стучат орешками, встряхивают шелуху семечек, скорлупу фисташек, играют на самоделках. Предлагаются творческие задания: импровизированные диалоги двух инструментов «Разговор» (двух барабанов, двух колокольчиков), импровизация на инструменте «Сыграй свою музыку», игра «Шумовой оркестр», «Посудный оркестр», «Играем с оркестром» (под фонограмму). Возможно исполнение в движении. В игре – драматизации, которая основывается на творчестве детей, предусматривается самостоятельное исполнение каждым ребёнком всех ролей и последующий выбор самими детьми лучших исполнителей. Озвучиваем стихи и сказки детскими музыкальными инструментами, бросовым материалом и голосом. Дети сжимают бумагу, изображая шелест листьев; играют на тон блоке, рассказывая, как стучит дятел; трещат трещоткой как сорока. В детском саду созданы условия для работы с детьми. Имеется музыкальный зал, приобретены разнообразные музыкальные инструменты. Изготовлены и подобраны атрибуты для творческих игр — ленточки, платочки, веревочки, пуговицы, султанчики; дидактические и развивающие игры, рисунки к песням, фонотека песен, шумов, музыкальных сказок. Во всех группах детского сада оборудованы музыкальные центры в соответствии с ФГОС и возрастом детей. Работа в данном направлении ведётся и с родителями. Проведено анкетирование по теме: «Мой ребенок и музыка», консультации, беседы. Большой интерес у родителей вызвал семинар – практикум «Создание игрового музыкального пространства в детском саду» (Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала). В ходе данного мероприятия родители совместно с детьми сделали своими руками музыкальные инструменты: маракасы, барабанчики, бубны, кастаньеты, погремушки. Красочные, яркие шумовые и ударные инструменты (коробочки, мешочки, ключики, баночки) пополнили музыкальные центры на группах и дали возможность детям музицировать в свободное от занятий время и пополнили знания родителей. Таким образом, в результате системной работы дети не стесняются солировать – импровизировать, хорошо запоминают тексты песен, решаются задачи речевого развития детей. С большим удовольствием ребята музицируют на шумовых и музыкальных инструментах, проявляют интерес в сочинении, обыгрывании сказок и их озвучивании; без труда передают ритмический рисунок; согласовывают движения с музыкой — проявляется индивидуальность, смелость, способствующих самовыражению личности.
|