Музыкальное занятие с использованием речевых игр для детей старшей группы «Снежная королева» О.Н. Арсеневская, музыкальный руководитель МДОУ №21, г. Новотроицк, Оренбургская обл.
Муз.рук.: Ребята, посмотрите – к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются). А я хочу поздороваться с вами песенкой: - Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, ребята! Дети: Здрав-ствуй-те! Муз.рук.: Теперь поздоровайтесь со мной ладошками – прохлопайте слово «Здравствуйте». (Дети хлопают)
Муз.рук.: А теперь протопайте. (Дети топают) (Включается магнитофонная запись): Голос с записи: Ох – ох – ох! Муз.рук: Ребята, кто это так вздыхает? Голос: Да это же я – Сказочник Оле Лукойе. Муз.рук.: Сказочник? А почему ты такой грустный? Голос: Случилась беда! Снежная Королева заколдовала мальчика Кая. Она превратила его в Снеговика с ледяным сердцем. Муз.рук.: Оле Лукойе, а мы с ребятами можем как-то помочь Каю? Голос: Конечно! Только вас ждут трудные задания. Муз.рук.: Ребята, вы согласны помочь мальчику Каю? Не боитесь трудностей? Тогда в путь! Чтобы быстрее добраться до замка Снежной Королевы, мы поскачем на лошадках. Наши ручки – это ножки лошадок. Мы им и будем «скакать». Поехали!
Ритмическая игра «Ипподром»
Кони выходят на старт! дети имитируют топот копыт шлепками по коленям
Внимание! На старт! Марш! постепенно ускоряется «бег»- более частые шлепки
Барьер! 1 хлопок
Двойной барьер! 2 хлопка
Бежим по мостовой! попеременно ударяем ладонями по ключицам
Бежим по траве! трут ладонью о ладонь
По болоту! подносят указательные пальцы к уголкам рта, попеременно двигая их вверх-вниз, всасывают ртом воздух
Вот видна трибуна! девочки кричат: «Эге-гей!»
Скоро финиш! темп шлепков убыстряется
Финиш! все кричат «Ура!» и «вытирают пот»
Муз.рук.: Ребята, посмотрите! Мы попали в чудесный сад. Он не простой, а волшебный – здесь лето продолжается круглый год. А сколько цветов вокруг! Давайте их сосчитаем.
Пальчиковая игра «Раз, цветочек»
Раз – цветочек, поочередно показывают ладошки с Два – цветочек, растопыренными пальцами
Ежики, ежики. сжимают и разжимают ладошки
Наточили, наточили, скользящие движения ладонью об ладонь
Ножнички, ножнички. скрещивают перед собой руки
Побежали, побежали «бегают» пальчиками
Зайчики, зайчики. показывают ушки зайцев над головой
Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно: «дирижируют» указательными пальцами
«Девочки!», слово кричат только девочки «Мальчики!» кричат только мальчики.
Муз.рук.: В этом саду летают красивые бабочки. Ими сейчас станут наши девочки. А ухаживают за цветами симпатичные гномы. В них сейчас превратятся наши мальчики. Когда будет звучать легкая и нежная музыка – бабочки будут порхать над своими цветочками. Со сменой музыки на уверенную и громкую бабочки замрут на местах, а гномы зашагают и зазвенят в свои колокольчики. (Девочкам надевают на ручки бабочек, сделанных из накрахмаленной ткани и прикрепленных к мягким резиночкам для волос. Мальчикам раздают веселые разноцветные колпачки.)
Активное слушание «Музыкальные контрасты»
Муз.рук.: Что ж, ребята, здесь мы Кая не нашли. ( Обращает внимание детей на развернутую на полу длинную ленту). Посмотрите! Какая красивая дорожка протянулась! Скачите по дорожке на одной ножке.(Дети друг за другом перемещаются в другой конец зала.) Мы попали в зимний лес – Там полным – полно чудес! (Муз.рук. или воспитатель надевает на голову любой девочки парик и платок Разбойницы) Ребята, мы встретили настоящую маленькую Разбойницу. Только почему-то она очень грустная. Покажите все, как она грустит (дети мимикой изображают грусть). Как же нам ее развеселить? (дети предлагают варианты) Может, поиграем с ней?
Речевая игра со звучащими жестами «Ты, мороз!» ( модель Т.Тютюнниковой)
Ты, мороз, мороз, мороз, идут в круг, грозят пальцем
Не показывай свой нос! показывают двумя руками «нос»
Уходи скорей домой, ладошками «отгоняют»
Стужу уноси с собой. кружатся вокруг себя, притопывая
А мы саночки возьмем бегут по кругу друг за другом, потирая И на улицу пойдем. ладошками Сядем в саночки-самокаточки!
С горки останавливаются, поднимают вверх руки
Упали! резко приседают, опуская руки
От Мороза убежали! разбегаются, муз.рук. или один из детей догоняют
Муз.рук.: Устали? Садитесь на пенечки. Сейчас мы отдохнем и сделаем массаж. Распевка и массаж активно биологических зон «Наступили холода» (модель М.Картушиной)
ДА-ДА-ДА (потереть ладошки друг о друга) Наступили холода.
ДА-ДА-ДА (мягко провести большими пальцами Превратилась в лед вода. рук по шее сверху вниз)
ДУ-ДУ-ДУ (указательными пальцами Поскользнусь я на льду. помассировать крылья носа)
ДУ-ДУ-ДУ (растереть ладонями уши) Я на лыжах иду.
ДЫ-ДЫ-ДЫ (приставить ладони ко лбу «козырьком», На снегу есть следы. энергично растереть)
ДИ-ДИ-ДИ (погрозить пальцем) Ну, заяц, погоди!
Муз.рук.: Разогрели свои горлышки и язычки, а теперь споем.
Знакомая детям песня о зиме
Муз.рук.: Ребята, Разбойница нам дала волшебный клубочек. Куда он покатится – туда мы и пойдем. ( Дети идут за клубочком.) Мы оказались во дворце у Принца и Принцессы. (Надевает на головы мальчика и девочки короны.) Познакомьтесь с ними. Они приглашают нас на Королевский бал. На нем будет играть Королевский оркестр. Хотите в нем участвовать?
Оркестр шумовых инструментов
( Детям раздают шумовые инструменты и рассаживают их по группам. Один ребенок выбирается Дирижером. По его команде начинает играть та или иная группа инструментов.)
Муз.рук.: Какой же бал без танцев? Выходите в круг скорей! Все станцуем веселей!
Танец с деревянными палочками (по показу или импровизация)
Муз.рук.: (обращает внимание детей на Ледяной дворец и игрушечного Снеговика перед ним). Вот мы подошли ко дворцу Снежной Королевы. Смотрите, а вот и Снеговичок. Это же Кай! Как же нам расколдовать его? Может, споем ему веселую песню?
Знакомая детям песня о Снеговике
(Пока дети поют, муз.рук. незаметно заходит за ширму, к которой прикреплено изображение дворца, одевает корону и длинную белую накидку. В роли Снежной Королевы можно задействовать воспитателя).
( Из дворца выходит Снежная Королева)
Снежная Королева (громко и грозно): Кто вы такие? Зачем пришли ко мне? (Дети отвечают) Снежная Королева: Расколдовать Кая? Ха –ха – ха! Я и вас всех сейчас заколдую – превращу в Снеговичков-Толстячков и в Сосульки-Худышки. (Подходит к каждому ребенку и дотрагивается до него, называя: «Ты Снеговичок, а ты – Сосулька» и т.д.)
Упражнение на развитие выразительности речи, мимики и движений «Толстяки и худышки»
Встретились однажды во дворе Толстячки-Снеговички и Сосульки-Худышки.
Муз.руководитель Дети Удивились Сосульки: смотрят, подняв брови и широко «Ах, какие вы толстые!» открыв глаза
Рассердились Снеговички: хмурят брови, морщат губы, «Не такие уж мы и толстые!» смотрят сердито
Еще больше удивились Сосульки: округляют губы (как звук «о»), «О, да вы еще и сердитые!» понимают брови
Еще больше рассердились Снеговички: вытягивают губы трубочкой, «У-у-у! Мы действительно сердитые!» сводят брови
Сморщили нос Сосульки: морщат нос, произносят слова «Фу! Не хотим с вами разговаривать!» с недовольством
Скривили губы Снеговички: изображают на лице возмущение, «Пф! Ну и не надо» кривят уголки рта
Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают! Снежная Королева: Ах! Какая хорошая история! Мне тоже хочется стать доброй, как вы. Муз.рук.: Ребята, помогите Снежной Королеве стать доброй.
Психогимнастика «Лучик»
К солнышку потянулись, дети выполняют движения руками по тексту Лучик взяли, К сердцу прижали, Людям отдали И улыбнулись!
Снежная Королева: Ура! Я стала доброй! И ваш Кай сейчас тоже превратится в мальчика. (Превращает – уносит игрушку за ширму, выводит незаметно спрятанного туда мальчика). Мальчик Кай: Спасибо вам, ребята! Я хочу подарить вам на память эти солнышки, чтобы они своими лучами всегда согревали вас и наших гостей. И тебе, Снежная Королева, я тоже дарю это солнышко, чтобы ты всегда оставалась доброй. (Дарит медальки с изображением улыбающегося солнышка) Снежная Королева: Ребята, понравилось вам путешествовать? А что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей.) Что-то очень тепло стало – могу растаять. Пора мне в свой Ледяной Дворец, на Север. Да и вам уже пора возвращаться в группу. До свидания!
|